Легенду об основании Рима даже самые равнодушные к мировой истории школьники узнают в пятом классе, пусть и рассказывают её учебники довольно лаконично. Но если копнуть чуть глубже казённых текстов, можно выяснить много интересного и о самом этом сюжете, и о его действующих лицах.
Начинать разговор о Ромуле и Реме стоит не с момента их предполагаемого рождения, а с периода более позднего — с 4−3 века до нашей эры. Именно тогда появляются первые письменные изложения легенды об основании Рима. Автором первого (из известных нам) такого документа был сицилийский историк Алкимос, по версии которого Рим основал Ромо, то ли внук, то ли правнук Энея, героя Троянской войны, принадлежавшего к царскому роду. Измышления эти не были плодом фантазии исследователя. Вероятно, устные предания о связи Энея с основанием Рима появились на пару веков раньше и с подачи Алкимоса настолько прочно закрепились в общественном сознании, что на протяжении многих столетий эту версию воспринимали как данность и не подвергали сомнению.
Сын богини Афродиты, храбрый воин Эней, сражался на Троянской войне, в доблести уступая среди троянцев лишь Гектору. Однако бесстрашия этих воинов оказалось недостаточно для победы. Не сумев одолеть троянцев в честном бою, греки прибегли к хитрости и захватили город. Эней со своим отцом, сыном и уцелевшими согражданами бежали из пылающей Трои, погрузились на корабли и пустились в долгое странствие.
Опустим некоторые детали их путешествия. Оно было полно испытаний и заняло немало времени. Перенесёмся в конечную точку этого плавания — на берег рассекающего итальянские земли Тибра. Здесь Эней осел и даже основал город (но не Рим — до Рима нам ещё далеко).
Далее начинаются некоторые разногласия. Версия Алкимоса об основании Рима внуком-правнуком Энея буквально не выдерживает испытания временем. Троянскую войну датируют примерно 13−12 веками до нашей эры. А основание Рима античные историки относили к 9−8 столетиям до нашей эры. Римский писатель Марк Теренций Варрон, благодаря вычислениям астролога Тарутия, даже назвал точную дату — 21 апреля 753 года до нашей эры (она сейчас считается официальным «днём рождения»). В общем, не сходится.
Нестыковку эту устранил греческий учёный Эратосфен Киренский в 3-м веке до нашей эры. Он заявил, что сын Энея Асканио основал город Альба-Лонга и стал родоначальником его царской династии, к которой и принадлежали Ромул и Рем. Как и почему единственный основатель Рима стал братьями-близнецами, сказать трудно. Но эту версию вслед за Эратосфеном подхватили и другие исследователи. Так между Энеем и нашими героями встали более десяти поколений царей Альба-Лонги.
Не будем углубляться в жизнеописание многочисленных предков наших братьев. Это не особо интересовало даже античных исследователей, чьё воображение и породило их. Нашего внимания заслуживают только два звена постэнейской династической цепочки — дед Ромула и Рема Нумитор и его брат Амулий.
Дело семейное
Нумитор как старший из сыновей унаследовал трон Альба-Лонги и после смерти отца начал править городом. Но Амулия такое положение дел не устроило. Презрев право первородства и свергнув своего брата, он сохранил ему жизнь, но не побоялся пойти на преступление ради пресечения его рода. Сын Нумитора Лавз был убит людьми Амулия на охоте. А дочь брата Рею Сильвию тиран насильно сделал жрицей богини Весты и тем самым обрёк её на 30 лет безбрачия.
Казалось, судьба благосклонна к Амулию. Даже неожиданная беременность Реи Сильвии была ему на руку: теперь племянницу в соответствии с законами можно было казнить, окончательно избавившись от детей старшего брата. Историки так и не определились, осуществил он это намерение или нет. Известно только, что несчастная благополучно разродилась близнецами, после чего след её теряется.
Кто был отцом Ромула и Рема (а именно их произвела на свет Рея Сильвия)? Большинство античных авторов сходятся на том, что весталка подверглась насилию. Греческий историк 1-го века до нашей эры Дионисий Галикарнасский приводил версию о причастности к этому Амулия. Плутарх однозначно приписывал отцовство Марсу. Римский историк Тит Ливий подвергал эту версию сомнению, настаивая на том, что изнасилованная девушка попыталась преуменьшить постыдность своего греха, возложив ответственность за произошедшее на бога войны. В массовом сознании, конечно же, версия Плутарха пользовалась наибольшим успехом: приятнее считать основателя Рима сыном Марса, чем плодом насильственного кровосмешения.
Амулия вопрос отцовства интересовал мало. Из всей родословной младенцев для него была важна лишь связь с его старшим братом Нумитором. Малолетних наследников престола тиран приказал бросить в воды Тибра.
Волчица или проститутка?
Далее сюжет развивается вполне типично для мифов и сказок. Слуги Амулия то ли пожалели детей, то ли поленились забираться глубоко в реку. Корзину с младенцами они оставили на мелководье. Течением её отнесло к берегу между Палатинским и Капитолийским холмами. Когда вода отступила, абсолютно сухая корзина оказалась у подножия смоковницы, позже ставшей для римлян священным деревом. На плач младенцев пришла недавно ощенившаяся волчица. Лесная хищница не просто не навредила Ромулу и Рему, а дала им напиться своего молока. По версии Плутарха, еду малышам в своём клюве приносил ещё и дятел, который, подобно волчице, является священным для Марса.
Единение Ромула и Рема с дикой природой продолжалось недолго. Вскоре они были обнаружены местным пастухом Фаустулом, который вместе со своей женой Аккой Ларенцией решил вырастить их как своих детей.
Кстати, о жене Фаустула. Скептически настроенный Ливий сомневался не только в отцовстве Марса, но и в причастности волчицы к вскармливанию Ромула и Рема. Дело в том, что слово lupa обозначает по-итальянски не только волчицу, но и распутную женщину. А Акка Ларенция, как утверждает историк, зарабатывала проституцией, и именно она, а не волчица выкармливала близнецов своим молоком.
Впрочем, как и в вопросе отцовства, версия Ливия пользовалась меньшей популярностью. Так, Дионисий Галикарнасский в своём труде без всяких оговорок рассказывает о волчице и лишь существенно ниже приводит альтернативную версию с двойным толкованием слова lupa.
Путь к славе
Ну, а дальнейшая история известна настолько широко, что вряд ли стоит пересказывать её в подробностях. Ромул и Рем выросли в красивых, сильных, гордых и храбрых юношей, не умеющих подчиняться, зато способных вести за собой других. Узнав о своём происхождении, они собрали войско и свергли злодея Амулия, вернув трон старому Нумитору. После чего решили основать город, но не пришли к согласию в принципиальных вопросах вроде «где строить?» и «кто будет править?» Произошёл конфликт, и Рем был убит то ли братом, то ли одним из его людей. А Ромул, не тратя времени на излишнюю скорбь, возвёл Рим и начал царствовать.
Жителями Рима стали воины, когда-то помогавшие близнецам в борьбе с Амулием. Кроме того, новоявленный царь давал убежище беглым рабам и преступникам, укрывавшимся от закона. Такая государственная политика закономерно привела к дефициту в поселении женщин. Соседние общины не горели желанием отдавать своих дочерей в жёны разбойникам и прочим проходимцам. И тогда Ромул решил проблему радикально, организовав похищение девушек из сабинских городов.
Конец земного пути Ромула ещё более загадочен, чем его начало. После 36 или 37 лет правления основатель Рима просто исчез во время солнечного затмения. Римляне пришли к выводу, что Ромула забрали на небо боги, и сам он тоже стал богом под именем Квирин. С этого момента начался его культ, не пользовавшийся, впрочем, особой популярностью.
Как зарождалась легенда
Но вернёмся к самому началу нашего разговора. Учёные, к чьим исследованиям мы обращались в этой статье, писали свои труды спустя столетия после описываемых событий. Наибольшая их активность приходится на 2 и 1 века до нашей эры. Именно в этот период легенда о Ромуле и Реме приобрела привычные нам очертания и наполнилась подробностями, призванными устранить хронологические и логические неточности более ранних преданий. Почему именно тогда столько внимания учёных было обращено к истокам Римского государства и насколько правдоподобны приводимые ими факты?
Дело в том, что именно в тот период Рим начал движение к пику своего могущества. Он подчинил себе Средиземноморье и Восток и обретал всё большую власть в мире. Однако территориальных завоеваний становилось недостаточно. Нужна была история, оправдывающая статус Рима как великой империи, подчиняющей себе все другие народы. И происхождение от эллинов, чьё культурное развитие опережало другие государства, подходило для этой задачи как нельзя лучше. Этот эффект усиливался и присутствием в родословной богов: Афродиты — Венеры как матери Энея и Ареса — Марса как отца Ромула и Рема.
Самим же эллинам с их высокомерием также было проще думать, что не дикие варвары захватили их великий народ, а потомки Энея теперь правят цивилизованным миром. Этот мотив отчётливо прослеживается, например, в «Римских древностях» Дионисия Галикарнасского.
Что же касается чуждых романтизма современных историков, они полагают, что Рим был основан на несколько веков раньше 753 года до нашей эры, и произошло это не единомоментно, а путём долгого постепенного слияния нескольких местных общин в один город. Легенда о похищении сабинянок, скорее всего, возникла как обоснование объединения латинских и сабинских общин.
Легенды о Ромуле также находят своё объяснение. Его фигуру считают классическим примером персонажа, существованием которого жители определённой местности пытались объяснить ставшую им непонятной с течением времени этимологию некоторых названий. Так что велика вероятность, что это Ромул получил имя от города, а не наоборот.
Однако позволяет ли это утверждать нам, что Ромула никогда не существовало? Вряд ли мы можем с полной уверенностью настаивать на этом. Не исключено, что в 9−8 веках до нашей эры во главе Рима действительно встал царь, с которого и началось величие этого города.