Конечно, можно продолжать думать, что полыхающие третью ночь подряд порты Одессы и Николаева, - это возмездие за Крымский мост. Портить настроение отрицанием, однако, я вам не буду. Просто обещанное Путиным возмездие еще впереди. А удары, вкупе с заявлением Минобороны о возвращении российского контроля над нашей частью Черного моря и еще одним, практически незамеченным, поскольку не слишком ярким, разъяснением МИД России – это, наконец-то, подтверждение действием путинского тезиса «как было, уже не будет».
Довольно наивно полагать, что вот утром взорвали мост, а вечером полетели ракеты и так и бьют уже третий раз. Такие огневые налеты просчитываются заранее, корректируются с учетом выявленных средств ПВО, пораженных или не пораженных назначенных целей и прочая, и прочая. Просто так, на кого Бог пошлет, никто тратить дорогущие ракеты не будет.
А вот финализировать (как модно сейчас говорить) зерновую сделку ракетными ударами, обозначить реальную угрозу и бессмысленность пребывания в украинских портах каких-либо судов, заранее зная день окончания сделки – самое то.
Такая же логика работает и в заявлении Минобороны об объявлении северо-западного района опасным для судоходства, а судов, идущих в порты Украины, потенциально перевозящими военные грузы. Ведь просто заявить – мало. Надо (а это вопрос не одних суток), чтобы наши корабли вышли в нужные районы патрулирования, чтобы были перенацелены комплексы береговой охраны, просчитаны разные варианты реагирования, вплоть до взятия на абордаж, и так далее. И чтобы другие страны увидели (а средства разведки это позволяют) серьезность намерений.
Радует, что серьезность намерений на Западе увидели. Би-Би-Си в спешном порядке напомнила публике оценки ООН – мол, в настоящий момент в Африке от недостатка еды страдают порядка 50 млн человек, а «за один только день в понедельник мировые цены на пшеницу выросли примерно на 3%, что усугубит голод в определенных странах». Да и вообще, «Кремль вышел из сделки за считаные дни до саммита Россия-Африка, который пройдет в Санкт-Петербурге 27-28 июля», и это «нож в спину» голодающим.
Про другие 3% - те самые горсточки зерна, которые доходили до голодающих стран, из всего оседающего в Европе объема поставок – на Западе не вспоминают.
Зеленский пошел еще дальше и попытался надавить на российско-китайские отношения. Заявил, что 60 тысяч тонн зерна, уничтоженные в Одессе, предназначались для Китая. С тем подтекстом, что, мол, Россия заявляет о дружбе с Китаем, а сама такие гадости делает. Честно говоря, я сначала даже не поверил, что Зеленский это заявил (такой объем зерна Китай просто не заметит) – подумал, что очередной издевательский фейк кто-то выпустил. Но нет, он это правда сказал.
То есть серьезность намерений увидели, а вот поверить, что Россия больше в эти игры не играет, никак не могут. Не желают (как, кстати, и некоторые внутри страны) признать, что как было, уже не будет.
А как будет? Хотя бы в отношении зерновой сделки? Это объяснила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Она процитировала меморандум ООН о сделке: «Соглашение будет действовать в течение трех лет, а в случае намерения одной из сторон прекратить ее - а речь идет о России, или об ООН, она должна уведомить об этом за три месяца». Захарова заявила: «Мы уведомили. Соответственно, у ООН есть еще три месяца для достижения конкретных результатов. Поэтому секретариату ООН надо не к микрофонам бегать, а употребить эти три месяца для достижения конкретных результатов. Будут конкретные результаты – вернемся к обсуждению этого вопроса». Получается ровно то, о чем Путин говорил чуть более месяца назад на ПМЭФ: «Это они решили с нами диалог прервать. Ну, не хотят - не надо. Они захотят, а мы посмотрим, в какой момент и о чем с ними можно говорить».
Россия начала на деле, а не на словах, демонстрировать независимость, реальный разрыв с Западом. Дождались. А за Крымский мост политическое украинство еще ответит. И этого дождемся.