Но ведь таких соперников тоже надо обыграть — не говоря уже о разгроме. И когда болельщики либо из категории хронических нелюбителей Черчесова, либо просто профессиональных скептиков начинают глумиться — кого, мол, обыграли, сам Кипр! — у одних руки чешутся напомнить про кипрский же АЕК, у других — про болгарский «Лудогорец», у третьих, допустим, про 0:4 от минского «Динамо», из которых пришлось героически выкарабкиваться в ответном матче...
Их всех ведь тоже, по такой логике, наши ведущие клубы должны были убирать одной левой, пусть и не черышевской. Но отчего-то опозорились, а не убрали. А на Кипре сборная выдала стерильный, беспримесный образец того, как команда должна относиться к таким матчам. Вот что заслуживает во всей этой истории наибольшего восхищения.
С одной стороны, адский прессинг, безупречно дисциплинированный переход от атаки к обороне, даже когда киприоты остались вдесятером. С другой — совершенно кайфовая перепасовка, пример человеческой щедрости в виде скидки Артема Дзюбы, который вполне мог забивать сам, под удар в упор Алексею Ионову. Да, вратарь Пардо, без которого счет был бы 10:0, вытащил, — но момент этот запомнился именно благодаря поступку Дзюбы. И даже проявлявшееся порой нашими игроками пижонство не раздражало, а наоборот, вызывало улыбку. Потому что было красиво и вдохновенно.
Этот матч явил в исполнении сборной России какое-то идеальное сочетание рвения и удовольствия, отлично сформулированное Черчесовым на послематчевой пресс-конференции: «Серьезные задачи без улыбок не решают — вот что я сказал ребятам перед игрой. Они играли в футбол».
Причем сильно подозреваю, что, если бы не было первого, то есть рвения, то и удовольствие не пришло бы. Правильно говорил капитан Дзюба, олицетворение тех самых улыбок, перед ответной Шотландией: мы пока еще не можем выигрывать на голом классе. Хотя семь побед подряд с разницей мячей 26-1 — объективный показатель этого самого класса, пусть пока и не с приставкой «топ».
Семь побед подряд в официальных матчах — такое в истории сборной России было лишь раз, в отборе к Евро-1996. Но не стоит забывать, чем все эти подвиги — а команда Олега Романцева тогда даже шла третьей в мировой классификации — закончились. Одной ничьей в трех матчах и новым (после письма 14-ти) витком внутреннего раздрая уже в самой Англии. Например, со словами Сергея Кирьякова главному тренеру, когда тот решил выпустить его на замену на последних минутах матча с Германией при 0:3: «Сам разминайся и выходи». Причем форвард сам, видимо, считая это предметом гордости, много позже цитировал их в интервью «СЭ»...
Ясно, что та смута в национальной команде осталась более чем в двух десятилетиях позади, и нынешняя сборная — напротив, образец единства. Но забывать о том, как все быстро может измениться в одном и том же, вроде бы, коллективе, не стоит.
Равно как стоит запомнить и новую мощную мотивацию, следующую из публичных слов Черчесова после Кипра: «Главная задача — выиграть чемпионат Европы». Смело! Но тут надо понимать, что ровно те же слова, только не на пресс-конференции, а внутри команды, главный тренер говорил и перед ЧМ-2018. Если бы он произнес подобное на публике в тот момент, это вызвало бы неадекватную реакцию, и специалист это прекрасно понимал. А раз осмелился озвучить сейчас — значит, почувствовал, что время пришло.
Да и не надо нам это. Научились ведь уже играть совсем по-другому. Иначе не было бы соотношения ударов на Кипре 3-23 в нашу пользу. А в створ — 0-12. Не было бы общего счета 9:0 в двух последних матчах. И голода до того, чтобы придумывать и забивать еще и еще.
Возвращение Черышева, золотое время Дзюбы и рывок Оздоева
Охотники Черчесова накинули петлю на шею кипрских жертв, не мешкая, — уже в начале второй минуты, когда Георгий Джикия после подачи углового Денисом Черышевым извлек звонкую мелодию из перекладины. А сняли ее с финальным свистком, сразу же после пятого гола того же Черышева, чья эффективность в этот вечер была поразительной — 2+2. И все эти 90 минут от начала до конца удавка с шей островитян не снималась ни на минуту!
Персональный успех Черышева, честно признаюсь, принес мне большое облегчение, поскольку, великолепно начав отборочный цикл (ответный гол бельгийцам и дубль в Казахстане), полузащитник «Валенсии» затем получил травму и после восстановления прежней роли в сборной еще не играл. И думалось — как бы не ушли его подвиги в прошлое. В футболе ведь все, как мы помним, меняется очень быстро.
Но Черчесов, как все убедились, точно подгадал момент, когда нужно было выпустить Черышева с первых минут. С него начались голы сборной России в Никосии — им же и закончились. Запомнилось, что на стыке седьмой и восьмой минут Константин Генич в прямом эфире сказал: «Быстрый гол с такими командами, как Кипр, — большое подспорье». И Денис, словно услышав комментатора, спустя секунду пошел в прессинг, отобрал мяч у Кириаку, а затем вколотил снаряд в ближнюю «девятку». Второй свой мяч он забьет уже с «чужой» правой...
Второй наш атакующий герой ЧМ-2018, Дзюба, был под стать Черышеву. Он-то ни в какую тень в течение всего цикла и не уходил, показывая уже больше года подряд поразительную стабильность не только голов, но и игры. Вы верите, что ему 31? У каждого игрока бывает разный график созревания, и можно сказать, что Артем к тридцати превратился в зрелого, разнопланового (хочешь — сыграет первым форвардом, хочешь — вторым, нужно — забьет, нужно — выиграет полсотни верховых единоборств, нужно — отдаст тончайшую голевую) мастера, которого с его габаритами и умением ими пользоваться поди выключи из игры.
А капитанство его, кажется, еще больше вдохновило. Он при редком угловом у наших ворот успел «отбить пятеру» Гильерме, а у чужих — капитану киприотов Меркису, забить чужому вратарю и перешутиться с ним... Подход тренера к Дзюбе — это всегда вещь очень тонкая и индивидуальная, и Черчесов тоже далеко не сразу его нащупал. Но сейчас это взаимодействие тренера и капитана работает идеально.
В матче с Кипром всех, как я уже отмечал, восхитила щедрость Дзюбы, вроде как страстно желающего выиграть титул лучшего снайпера отборочного цикла, опередив израильтянина Захави (и что-то мне подсказывает, что матч с Сан-Марино даст ему такую возможность), и в то же время раз за разом награждающего партнеров удобнейшими передачами. И еще одна наша звездочка, заметно выросшая в «Монако» со времен чемпионата мира, Александр Головин, не может ею не воспользоваться.
Но то, что люди растут в чемпионате Франции, удивления как раз не вызывает — и не упущу еще раз поаплодировать полузащитнику, что уехал из РПЛ и пусть не безоблачно-триумфально, но все равно доказывает свой талант и прогрессирует. Однако в сборной Черчесова заметно и подчас очень неожиданно прибавляют даже те, от которого, будем честны, мало кто этого ожидал. Главный пример — Магомед Оздоев, наблюдать за футболом которого сейчас настоящее удовольствие.
Его игра — образец современного полузащитника, гармонии между обороной и атакой. Вспомните, как он отобрал мяч перед первым голом «Зенита» в ворота «Бенфики» в Лиге чемпионов. Так же он действует и в сборной. Мяч самого же Оздоева Кипру начался с того, что сам же Магомед и перехватил на чужой половине неточный пас соперника, быстро начав контрвыпад. И сколько таких полезнейших действий у него можно найти!
Но при этом есть и голы (в двух матчах сборной подряд, включая могучий дальний выстрел в ворота шотландцев), и очень зрелищные действия наподобие паса пяткой в касание на ход Ионову на 22-й минуте. С первых матчей этого отборочного цикла Черчесов начал доверять Оздоеву, увидев, как тот заиграл в «Зените», — и вот мы видим, что из этого вышло. Их тандем с пропускавшим матч в Никосии из-за микротравмы Дмитрием Бариновым вообще видится мне крайне перспективным, да и Роман Зобнин (которому, впрочем, надо немного перезагрузиться) последнего слова в национальной команде еще явно не сказал.
А ведь из тех, кто был в старте против Испании, на Кипре играли лишь трое!
Почти никто — и очень напрасно — говорит о стабильной, уверенной игре человека, который не пропустил ни матча в этом цикле — центрального защитника Андрея Семенова. Конечно, это не Пике и не Серхио Рамос, но у нас их и нет. Из довольно большого числа казавшихся примерно равными (на среднем, будем честны, уровне) кандидатов Черчесов выбрал игрока «Ахмата». Однажды обязательно узнаем, почему — но мне кажется, что из-за более высокого, чем у конкурентов, умения грамотно начинать атаки. Плюс качественной игры на «втором этаже». Сегодня Семенов — органичная часть системы, работающей в сборной.
Система — вот главное слово, характеризующее то, что удалось за эти три с небольшим года сделать Черчесову. Новые люди приходят и быстро становятся естественной частью этого — нет, не механизма, а живого организма. В нем больше не требуется сложных хирургических операций, поскольку очень зорко проводится регулярное терапевтическое наблюдение, и все вопросы (мы помним, Станислав Саламович — ни в коем случае не проблемы!) решаются на упреждение. Пока они взаправду не превратились в проблемы.
Когда хороший футболист приходит в хаос (как условный Крал — в нынешний «Спартак»), то он становится частью этого хаоса и позволяет залететь мячу за шиворот перед первым голом «Краснодара». А потом он же уезжает в сборную Чехии, становится одной из звезд победного матча с Англией и получает от Guardian «девятку» по 10-балльной шкале.
Черчесовская система позволяет каждому игроку, включая новичков, чувствовать себя на своем месте. Дебютант, впервые вызванный в сборную, никогда (каким бы ни было давление общественности!) не выйдет у него даже на замену — вначале он должен притереться к коллективу и пропустить через себя требования штаба. Поэтому Зелимхан Бакаев несколько матчей сидел на лавочке, а при 2:0 с Кипром вышел — и за четверть часа его присутствия на поле команда забила еще три гола, в одном из которых спартаковец непосредственно поучаствовал. И так со всеми.
Эта система не могла появиться сама по себе, прилететь волшебником в голубом вертолете. На ее отладку потребовалось время. И сейчас уже трудно поверить, что осенью 2016-го — весной 2017-го были такие проигрыши (не только и не столько даже по факту, сколько по содержанию), как от Коста-Рики, Катара, Кот'д'Ивуара. «Ку-Клукс-Клан» унизительных поражений какой-то. Многие рассказывали, как летали клочки по закоулочкам в раздевалке нашей команды в Дохе. Черчесов не мог мириться в первую очередь с тем отношением, которое тогда увидел. И если бы не устроил команде жесточайшую взбучку — может, не было бы ничего того, что мы видим сейчас.
Смотрим состав с теми же ивуарийцами в марте 2017-го — все-то два с половиной года назад, на самом деле. Капитан — Акинфеев. Будущие яркие фигуры сборной на ЧМ-2018 Зобнин и Головин. Опора и в то же время творец, верно служащий команде и сейчас, в свои уже за 35, Жирков. Игроки нынешней основы сборной Семенов и Кудряшов. Ее основные футболисты на мировом первенстве Кутепов и Самедов, всегда уверенно играющий свою роль Ерохин...
Они все играли против Кот'д'Ивуара в стартовом составе! Разве плохо? Но тогда еще не успела сформироваться система. А у сборной России нет таких суперзвезд, которые могли бы делать игру команды сами, своим гением, вне системы. К тому же Головин тогда был еще слишком молод, а Дзюбы и Черышева не было вовсе.
С другой стороны, берем состав сборной России черчесовского созыва в самом легендарном ее матче — с Испанией. И сравниваем с тем, что громил Кипр. Казалось бы, прошел год и четыре месяца, не так уж сильно команда и изменилась. А вот поди ж ты! В стартовых составах двух матчей — лишь три совпадения. Кудряшов, Головин и Дзюба.
Да, из нынешнего (пусть и не кипрской основы, а вообще) состава играли и Мариу Фернандес, и Жирков, и Зобнин, и Кузяев, на замену выходили Черышев со Смоловым. Но с первых минут — всего трое из одиннадцати!
Гильерме, тогда травмированного Джикии, Петрова, Оздоева, Ахметова, Ионова на ЧМ-2018 не было даже в заявке. Семенов был, но не вышел ни на секунду за весь турнир. Вдумайтесь: семь из одиннадцати участников матча с Кипром не провели ни минуты на мировом первенстве. То же самое можно сказать о вышедших на замену Караваеве и Бакаеве. Девять из четырнадцати!
А сейчас они громят Кипр в матче, который выводит сборную на Евро. Потому что есть система.
Как Мутко едва не уволил Черчесова
...В вечернем эфире «Матч ТВ» сразу после матча с Кипром Евгений Ловчев рассказал, как сидел с экс-президентом РФС Виталием Мутко на контрольном матче с бельгийцами перед Кубком конфедераций, и тот ему сказал: «Если мы проиграем, я должен буду уволить Черчесова».
Это было 28 марта 2017 года. За несколько дней до этого было 0:2 от Кот'д'Ивуара. Еще на 74-й минуте счет был 1:3 — и, выходит, увольнение казалось Мутко неизбежным. Но Алексей Миранчук, двумя минутами ранее вышедший на замену, сократил разрыв в счете, а на третьей добавленной (!) Александр Бухаров (!!) сравнял счет.
Вот так, оказывается, сборная России сохранила, возможно, лучшего (в конкурентах лишь Гус Хиддинк — все окончательно покажет Евро-2020) тренера в своей истории. Где сейчас Черчесов — и где Бухаров? Да и Миранчук, хоть и был на ЧМ-2018, все никак до основы национальной команды не дотянется...
Вот что такое футбол. И вот как важно сохранять терпение. Здесь оно было в минуте от того, чтобы иссякнуть. И, быть может, не было бы тогда никакого четвертьфинала домашнего чемпионата мира, никакой ликующей до утра Никольской и вообще всего центра столицы, никакой драмы Смолова в матче с Хорватией. А теперь — триумфального отборочного цикла Евро, в финальный турнир которого мы отобрались третьими на всем континенте за три тура до конца.
А ведь уволь в марте 2017-го Мутко Черчесова — и минимум процентов восемьдесят публики в том решении экс-министра спорта поддержали бы. Хороший повод задуматься об извечном болельщицком нетерпении, о стремлении видеть результат на полпути, правда?
Уверен, что Ловчев говорит правду — у него нет никаких личных конфликтов с Мутко, тот никак не влиял на его карьеру, и как минимум поэтому ему нет никакого резона клеветать на всю страну. Станислава же Саламовича я обязательно спрошу после этого признания Евгения Серафимовича, повторит ли он свои слова из нашей прошлогодней беседы после чемпионата мира: «У Джордано Бруно не нашлось своего Мутко. Без него меня бы тоже сожгли на костре».
Спору нет — Виталий Леонтьевич был тем самым человеком, который остановил выбор на Черчесове, и уже за это заслуживает благодарности. Как и за то, что по факту увольнения в те очень сложные год и девять месяцев становления сборной не случилось. Но, как теперь узнаем, оно было очень близко.
Везение? В какой-то мере, конечно, да. Но оно — непременная часть великой выдумки человечества под названием «футбол». Непременная — но малая. Все остальное — работа. Нет, не каторжная, не нужно штампов — потому что на каторге нет людей, которые этой работой по-настоящему увлечены и получают от нее удовольствие.
Настоящая.
Эта настоящая работа, которой вслед за главным тренером пропитались и футболисты, привела к результату и игре, которые мы видим сегодня.
И как же хочется, чтобы самое яркое слово сборной России под руководством Станислава Черчесова было еще впереди.