В этом году первый снег в Лез-Арке пошел аж 16 октября, за два месяца до официального старта сезона 17 декабря – в этот день ровно в 7:45 подъемники унесут наверх первых счастливцев, чтобы те расписали характерными узорами следов от лыж и сноубордов свежий, еще никем не тронутый снег. Но ранний снежный покров, обещающий захватывающее катание вплоть до 21 апреля следующего года, конечно же, не единственный сюрприз, который Лез-Арк приготовил своим гостям наступающей зимой. Вот уже несколько лет курорт, любимый экстремалами, активно развивает линию премиально-модного отдыха, и в этом году она еще более усилена.
В 1983 году именно здесь был снят первый европейский фильм о горнолыжном экстриме «Снежный апокалипсис». В основу той картины лег рекламный видеоролик Лез-Арка, созданный для курорта горным гидом и инструктором Режи Ролланом. Через несколько лет он увлечется сноубордом и сделает все возможное, чтобы превратить родную станцию в европейскую столицу нового вида спорта. Сегодня Лез-Арк продолжает оставаться одним из самых экстремально ориентированных французских курортов.
Но это не единственная ипостась Лез-Арка. 12 лет назад, после строительства в 2003 году между станциями Арк 1800 и Арк 2000 пятизвездочной деревни Арк 1950, курорт начал активно меняться и отныне продвигает себя не только как спортивное, но и премиально-модное место, даже пытаясь здесь конкурировать с Куршевелем. Все больше гламура высоко в горах – таков тренд мировой горнолыжной индустрии, и Лез-Арк ему вполне соответствует.
Четыре арки изо льда и снега
Как и многие французские курорты, Лез-Арк был построен на голом месте, буквально с чистого листа, по заранее разработанному плану. Возвести на склонах над Бург-Сен-Морисом горнолыжную станцию задумал Робер Бланк, лыжный инструктор и горный гид. Сегодня его именем названо несколько трасс, а с 1980 года, когда Бланк трагически погиб под лавиной, каждый февраль проводятся соревнования в его честь – Robert Blanc Derby. Но в середине 1960‑х он был полон планов на будущее и смог убедить девелопера Роже Годино, занимавшегося развитием савойских районов, инвестировать в проект. Так в 1968 году на бывших пастбищах вырос первый поселок – Арк 1600.
Пока в Париже бастовали рабочие и строили баррикады студенты, здесь, на высоте 1600 метров над уровнем моря, совершала свою маленькую революцию архитектор Шарлотта Перриан. Увлеченная идеями гармоничной архитектуры, она возвела совершенно уникальный комплекс зданий, максимально вписав его в окружающее пространство. В Арке 1600 ничто не бросает вызов горным вершинам, не претендует на звание форпоста и не оттягивает на себя внимание. Благодаря каскадной структуре гостиничный комплекс Cascade как бы «лежит», а не «стоит» на склоне, повторяя тем самым рельеф и не загораживая собой здешние пейзажи (в том числе возвышающийся на горизонте Монблан).
Принцип, заложенный Перриан, сохранен и поныне. Все последующие Арки возводились по тому же закону: каскадом поднимаясь к солнцу, не противостоя рельефу, а как бы повторяя его. В 1975‑м появился Арк 1800 (самый большой из одноименных собратьев), в 1979‑м – Арк 2000, в 2003‑м – Арк 1950.
Самый последний из Арков – особенный. Вместо привычных для курорта мегаапартаментов здесь возвели настоящую савойскую деревню. Такая смена приоритетов, безусловно, неслучайна: Арк 1950 строили как премиальное место отдыха, а в современном мире гламур и изыск больше не ассоциируются с конструктивистскими формами, которыми так была увлечена Перриан. Но новодельно-традиционный Арк выглядит весьма органично и совершенно не перечит своим одноименным «коллегам».
Его возвели по единому рациональному плану: резиденции класса люкс, открытые бассейны, джакузи, элегантные магазины, подземные парковки (въезд машин на территорию поселка категорически запрещен), бары и рестораны, формат которых заранее предопределен (в деревушке должны обязательно присутствовать заведения японской, итальянской, савойской и высокой французской кухни). Впервые попадая в Арк 1950, без всяких сомнений веришь в его подлинность и даже не догадываешься, что здешний «савойский дух» создан канадской девелоперской компанией Intrawest, в 2009 году продавшей проект Pierre & Vacances Group.
Строительство Арка 1950 стало прекрасным завершающим этапом в истории развития курорта. Задуманный в 1960‑е как смелый эксперимент, в 1970‑е он стал одним из центров массового туризма (благодаря возведению многоэтажных мегарезиденций) и вступил в новое столетие сказочной деревушкой, где пестуют комфорт, камерность и индивидуальный подход.
Красная пика напротив Белой горы
Вместе с соседней Ла-Планью Лез-Арк образует единую зону Paradiski, вторую по величине в мире. Купив двухнедельный ски-пасс, вы получите в подарок еще и день катания в «Трех долинах» и Espace Killy, также расположенных поблизости. Но, честно говоря, делать это совершенно необязательно – арковские склоны настолько интересны, что лучше уделить им самое пристальное внимание.
Как почти во всех французских горнолыжных курортах, в Лез-Арке не будет скучно абсолютно всем категориям лыжников. Правда, пожалуй, трасс с зеленой маркировкой (начальной категории сложности) здесь не так много, зато предостаточно синих. При этом не с любой вершины можно спуститься по легкому маршруту: с Grand Col (2832) и L’Aiguilles Rouge (3226) ведут только красные и черные спуски. Последняя – самая высокая точка Лез-Арка. Каждые несколько минут маятниковый подъемник забрасывает наверх десятки лыжников. Но только немногие отваживаются броситься вниз, половина – посмотрят по сторонам, сфотографируются на фоне Монблана – и назад тем же способом, что и поднимались.
Трехтысячная махина L’Aiguilles Rouge лежит прямо напротив высочайшей вершины Европы и потому служит для нее прекрасной смотровой площадкой. Если Монблан в переводе означает «белая гора», то над Лез-Арком царит «красная пика». Этот горный массив рожден из гнейса, и его цвет варьируется от розово‑молочного до пурпурного. Но зимой увидеть красочное буйство L’Aiguilles Rouge можно только на закате, когда безукоризненная белизна его снегов нарушается багряно-пунцовыми всполохами.
С вершины «красной пики» стартуют несколько трасс, в том числе и самая протяженная в регионе семикилометровая – она приведет вас в крохотную савойскую деревушку Вилларожере (1200). Но если вовремя уйти вправо, на черные Génépi и Robert Blanc, вы окажетесь там, ради чего в Лез-Арк приезжают сотни экстремалов, – на девственно-чистом, нетронутом ратраком снежном покрове.
Особое, арковское отношение к фрирайду хорошо чувствуется на любой из черных трасс курорта. Собственно, трассами в привычном значении этого слова их назвать нельзя. Спуски с черной маркировкой в Лез-Арке вообще никак не обрабатываются специальной снегоуплотнительной техникой, являя собой, по сути, естественные зоны для катания (на карте они так и обозначены – nature). Целая россыпь таких «трасс» спускается с северных склонов L’Aiguilles Rouge.
Здесь же находится еще одна знаменитая трасса – K. L., или Kilomètre Lancé. Ее построили в 1989 году, к Олимпиаде в Альбервиле, на которой в качестве показательного вида был представлен спидскиинг (speedskiing). Для соревнований среди самых быстрых горнолыжников планеты и возвели 1740‑метровый спуск – узкий и прямой, словно водопроводный желоб. На некоторых участках K. L. уклон составляет 75% при ширине всего 30 метров. Однако в программу зимних Олимпиад спидскиинг так и не вошел. На тренировке в финальный день состязаний разбился швейцарец Николя Бошате. Его трагическая смерть поставила крест на всех стараниях популяризаторов этого вида. Между тем каждый год в Лез-Арке проводится чемпионат мира и устанавливаются все новые рекорды. Последний принадлежит итальянцу Симоне Оригоне, разогнавшемуся на лыжах до 252,4 км/ч. Сегодня K. L. открыта для всех желающих. Однако пробовать там свои силы все же не рекомендуется. Оставим это развлечение специально подготовленным профессионалам, любителям же горного отдыха в Лез-Арке и так сполна найдется чем заняться.
Приятные сюрпризы зимнего сезона 2015/2016:
- В новую развлекательную зону Mille 8, расположенную в центре объединенной зоны катания Paradiski, было инвестировано 36 миллионов евро. И это действительно настоящий парк развлечений прямо на склонах, включающий гастрономический ресторан, бары, закусочные, бассейн и даже зал для концертов. Mille 8 предлагает самые разнообразные виды активного и пассивного досуга, причем доступные как в дневное, так и в вечернее время. Как пишется в пресс-релизе, «ожидания лыжников, вечно ищущих новых развлечений, будут удовлетворены».
- Открытие бутика знаменитого французского производителя Fusalp, эксклюзивно представленного в Лез-Арке. Являясь с 1968 года официальным поставщиком национальной лыжной сборной, два года назад марка запустила еще и премиальную линию Fusalp 1952 из винтажных горнолыжных костюмов 1950-х годов.
- Две новые пятизвездочные резиденции: апартаменты Les Monarques в полностью пешеходном туристическом комплексе Edenearc в Арке 1800 и шале Altitude в традиционном савойском стиле в Арке 2000.