Белый дом возвращается к реформе контроля и надзора, которую можно было считать приостановленной после смены правительства в мае 2018 года. Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев на Гайдаровском форуме предложил к 1 февраля 2020 года пересмотреть требования государства к бизнесу, применив механизм «регуляторной гильотины»,— с его помощью через два года все устаревшие обязательные требования должны быть отменены. В аппарате Белого дома готовится и новая версия законопроекта о контрольно-надзорной деятельности (КНД) — принять его власти рассчитывают до конца 2019 года. Эксперты считают, что без спецструктуры в правительстве реформа вряд ли будет реализована в необходимом масштабе, ее в Белом доме создавать не будут, реформой КНД управляет Минэкономики.
Главной темой выступления Дмитрия Медведева на Гайдаровском форуме неожиданно стала реформа контроля и надзора. После ликвидации «Открытого правительства» и ухода из Белого дома курировавшего ее Михаила Абызова процесс выглядел как остановленный — обсуждение темы КНД в Белом доме было эпизодическим, планы по реформе КНД не актуализировались, снижение административной нагрузки на бизнес практически остановилось. Вчера в ситуации появилась определенность: премьер-министр подтвердил, что реформа остается в повестке, курирует ее вице-премьер — руководитель аппарата Константин Чуйченко, «стоять над всем этим процессом» будет Минэкономики.
По данным “Ъ”, новое правительство сначала проводило переоценку реформы, а в конце 2018 года ее итоги рассматривались на серии непубличных совещаний под руководством Константина Чуйченко. Финалом процесса стало совещание о сокращении избыточных требований контрольно-надзорных органов к бизнесу у Дмитрия Медведева 14 января. На нем решено, что реформа все-таки должна иметь фиксированные сроки, господин Чуйченко и чиновники Минэкономики представили предложения и основные развилки процесса. Главные решения этого совещания и огласил вчера на форуме Дмитрий Медведев: проблема избыточных, неэффективных и устаревших обязательных требований к бизнесу будет решаться в том числе с помощью достаточно радикального метода «регуляторной гильотины» — непересмотренные требования будут признаны утратившими силу и затем отменены, инвентаризация должна завершиться 1 февраля 2020 года.
Согласно презентации Минэкономики к совещанию у премьера, схожие реформы за рубежом заняли от девяти месяцев до трех лет. Так, Южная Корея за 11 месяцев пересмотрела 11 тыс. норм, из них половину отменила, 22% упростила. Мексика за девять месяцев пересмотрела 2 тыс. документов, 54% отменены и 27% упрощены, Вьетнам за три года — 5,2 тыс. требований, 9% отменены и 77% упрощены. Впрочем, по словам Даниила Цыганкова — одного из идеологов реализации комплексной регуляторной политики в РФ и соавтора доклада ЦСР, предлагавшего масштабный план дерегулирования (см. “Ъ” от 28 мая 2018 года), ключевым в работе «регуляторной гильотины» является создание спецструктуры, полностью сосредоточенной на реализации задачи. Эффективное дерегулирование экономики удавалось только странам, где им занимался отдельный высокоуровневый правительственный орган — как в Хорватии, Великобритании или Южной Корее. По мнению эксперта, передача полномочий по дерегулированию комиссии по административной реформе или Минэкономики не позволит реализовать идею на нужном уровне: «Не налить молодое вино в старые мехи».
По данным Минэкономики, в РФ контролем и надзором заняты 44 органа власти, всего же насчитывается больше 180 видов госконтроля, требования к предпринимателям заключены более чем в 9 тыс. нормативных актов. По словам Дмитрия Медведева, сократить их число необходимо прежде всего в наиболее зарегулированных сферах — это транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария и санэпиднадзор. Глава Минэкономики Максим Орешкин уточнил: требования к бизнесу после применения «гильотины» будут систематизированы не по ведомственной принадлежности, а по видам бизнеса, сформировав «систему умного контроля». В режиме пилотного проекта первыми реформа затронет общепит и рестораны. Ранее власти обсуждали применение методики только к документам, принятым до 2010 года — до введения процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Но, как уточнили “Ъ” в Белом доме, на пересмотр пойдут «все требования без ограничения». По словам первого вице-премьера Антона Силуанова, в результате их число должно сократиться вдвое. В любом случае это невозможно без массовой отмены норм СССР: структурам «Открытого правительства» в этом в свое время было де-факто отказано.
Бизнес-ассоциации были крайне недовольны торможением реформы КНД с мая. По данным Минэкономики, полученным при ОРВ, только на соблюдение новых требований, введенных в 2018 году, издержки предпринимателей превышают 150 млрд руб. По словам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, предприниматели поддерживают механизм «гильотины», но отмечают, что пересмотр около 2 млн обязательных требований — «очень масштабный, продолжительный и ресурсоемкий процесс». Ранее господин Титов уже жаловался в правительство, что «системной работы по исключению устаревших и необоснованных требований не ведется», и предлагал начать реформу как раз с общепита (см. “Ъ” от 16 июля 2018 года). По оценке главы «Опоры России» Александра Калинина, «обязательных требований больше миллиона, многим из них более 80 лет, их невозможно знать и выполнить», поэтому бизнес ждет поручений премьер-министра. Глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин считает, что «гильотина» — оптимальное решение. «Наконец-то обозначено движение, это прорыв»,— говорит он. Экспертизу требований проводит РСПП, пока изучены только первые 400 содержащих их актов.
Реформу КНД вряд ли можно свести к «регуляторной гильотине», опыт работы «Открытого правительства» продемонстрировал в системе множество других проблемных особенностей, не сводящихся к обязательным требованиям. Впрочем, вчера стали известны и планы властей в отношении нового закона о контроле и надзоре — законопроект, который подготовил Михаил Абызов, уже прошел первое чтение в Госдуме и по планам Минэкономики должен быть принят в январе 2019 года. Однако, по информации “Ъ”, он не устроил новых кураторов реформы, так как «морально устарел за год», и отвергнут. Сейчас рабочая группа под руководством Константина Чуйченко пишет новый документ — его план утвержден, разделы расписаны по министерствам. До мая 2019 года он должен быть согласован с бизнесом, а в весеннюю сессию внесен в Госдуму, чтобы, как заявил вчера Максим Орешкин, быть принятым в этом году.