Собрать и укрепить
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Дмитрий Гринкевич, Екатерина Виноградова. Известия
Рост налогов принесёт в казну 2,6 трлн рублей
Повышение налоговой нагрузки со следующего года сгенерирует для казны 2,6трлн рублей в 2021-2023-м, подсчитали специалисты РЭУ имени Плеханова в экспертном заключении на проект бюджета, подготовленном для Госдумы. Первое чтение законопроекта пройдёт 28 октября. Больше всего дополнительных средств принесёт усиление нагрузки на нефтяников - свыше 1 трлн за три года. Кроме того, в РЭУ предупредили о беспрецедентном росте расходов на выплату процентов по госдолгу - обслуживание обязательств будет стоить государству больше, чем траты на образование и здравоохранение.
В бюджетной политике следующих трёх лет будет наблюдаться дисбаланс между фискальными и стимулирующими мерами в сфере налоговых доходов, следует из заключения РЭУ.
По мнению аналитиков университета, об этом свидетельствует ряд мер, принятых для увеличения поступлений в федеральную казну. В общей сложности новые налоговые инициативы принесут в бюджет 2,6 трлн рублей в ближайшие три года. РЭУ рассчитал доходы в 2021-2023 годах по следующим мерам:
- модификация режима налога на добавленный доход (НД Д) и перевод на него отдельных месторождений нефти - 563,6 млрд рублей;
- повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НД ПИ) в рамках завершения налогового манёвра в нефтяной отрасли - 498,6 млрд рублей;
- пересмотр условий соглашений об избежании двойного налогообложения с другими государствами - 453,3 млрд;
- увеличение ставки НДФЛ для повышенных доходов и обложение налогом процентов по депозитам или облигациям на крупную сумму - 395,6 млрд;
- ускоренная индексация специфической и минимальной ставок акцизов на табачную продукцию - 234 млрд;
- отмена льгот и налогового вычета по НДПИ-175,1 млрд;
- введение повышающего коэффициента на НДПИ по некоторым видам твёрдых полезных ископаемых - 160,6 млрд;
- отмена освобождения от НДС операций по продаже исключительных прав на софт иностранных IT-компаний - 121,5 млрд.
Доля налоговых доходов в общей сумме поступлений бюджета за трёхлетний период увеличится с 79,3% в 2021-м до 81,8% в 2023 году. Это одно из самых высоких значений показателя с 2005 года, пишут эксперты РЭУ. Впрочем, такая тенденция обусловлена фискальной политикой не столько 2020-го, сколько 2018-го. Тогда был принят закон о повышении ставки НДС с 18 до 20%, доля именно этого налога в структуре доходов бюджета вырастет больше всего - с 35,1% в 2019-м до 40,2% в 2023-м.
В целом динамика доходов на ближайшую трёхлетку слабо коррелирует с бюджетным прогнозом Минэка, который представлен к тому же без уточнений на возможное изменение макроэкономической ситуации, подчеркивают в РЭУ. Ранее на это также обращали внимание в Счётной палате.
Последнее, что надо делать во время кризиса, - повышать налоги, уверена руководитель направления "Фискальная политика" Экономической экспертной группы Александра Суслина. Однако есть нюанс: налоговое бремя возрастает главным образом в нефтяной отрасли.
- Сегодня цена на углеводороды более-менее устоявшаяся, а курс валюты к рублю высокий - в результате в нефтяной сфере скапливается некий сверхресурс. Это чисто рентный доход, который сформировался не столько благодаря эффективной работе добывающих компаний, сколько под влиянием конъюнктуры. Логично, что государство забирает этот излишек, - считает эксперт.
Ужесточение налоговой политики было неизбежно, поскольку с дефицитом бюджета столкнулись не только федеральные, но и региональные власти, отметил директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Это произошло, так как из-за пандемии пришлось пересмотреть приоритетные направления расходования средств и нарастить поддержку отраслей национальной экономики, социальной сферы, а также увеличить межбюджетные трансферты, добавил эксперт.
Оценки экспертов РЭУ он считает слишком оптимистичными. 900 млрд в год дополнительных налоговых поступлений - очень значимая цифра, которая не соответствует среднему сценарию развитию ситуации, полагает Владимир Климанов.
Впрочем, в 2020 году были приняты и стимулирующие налоговые меры. В частности, манёвр в сегменте МСП и IT-отрасли. Для первого были снижены ставки страховых взносов с 30 до 15%. Производители софта получили аналогичное послабление.
Как ранее оценивал Антон Силуанов, денежные преференции в следующем году составят более 520 млрд, а дополнительная налоговая нагрузка - 547 млрд.
Кроме приоритета фискальных мер перед стимулирующими в сфере доходов в РЭУ отметили существенные изменения в структуре расходов казны. В частности, эксперты университета обратили внимание на беспрецедентный рост расходов на обслуживание госдолга.
Впрочем, хотя общий объём госдолга будет расти опережающими темпами, его уровень останется в целом на безопасном уровне, отметили в РЭУ. Обязательства в следующую трёхлетку составят 23,5,25,8 и 28,4 трлн рублей.
26 октября комитет ГД по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект бюджета на 2021-й и плановый период 2022-2023 годов. Госдума намерена обсудить в первом чтении проект бюджета 28 октября, сообщил ранее президенту спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин.
Поступления и траты в 2021 году составят 18,8 трлн и 21,5 трлн рублей соответственно, следует из финансового плана. С 2022 года, как говорил ранее глава Минфина Антон Силуанов, бюджетная политика в целом нормализуется. Согласно документу, доходы в 2022-2023 годах составят 20,6 трлн и 22,3 трлн рублей соответственно, расходы - 21,9 трлн и 23,7 трлн рублей.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.