«Нашим людям нужно думать, чем топить и что носить зимой. Многих пугает возможность остаться без денег, поэтому и хватаются часто не за своё дело», – признался в интервью «АиФ» актёр Константин Хабенский.
– Сам я вначале слегка растерялся, ведь это был очень внезапный отпуск, который нужно было переварить… Из-за пандемии планы театров, кино бизнеса и обычные человеческие планы были нарушены. Масса проектов остановилась, а это большие финансовые потери. Но сейчас киноиндустрия потихоньку зашевелилась. Некоторые театры начали репетиции, некоторые продолжили репетировать. Ведь благодаря Zoom, Skype и т. д. репетиции не останавливались.
«НЕ ПОНИМАЮ «ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ»
– Ваш первый проект после выхода из карантина – «Третьяковка с Хабенским». С директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой вы размышляете над полотнами художниковавангардистов начала XX в. Проект познавательный. Но нет ли у вас опасения, что так мы приучим потреблять искусство через гаджеты? Любители прекрасного будут реже заглядывать в музеи, театры, ходить на концерты – зачем, если можно всё увидеть на экране смартфона?
– Вы абсолютно правы. Зачем смотреть картину Петрова-Водкина «Купание красного коня» в музее, когда её можно увидеть в репродукции, на конфетной этикетке или открытке? Всё можно сделать намного проще. Но когда я стоял перед картиной Петрова-Водкина и наблюдал её вживую, у меня было совсем другое впечатление. Я был потрясён! Живопись совершенно по-другому воспринимается, когда тебе профессионал рассказывает о том, что это за картина, в каких обстоятельствах она была создана и какую цель преследовал автор. Признаюсь, какие-то работы художников-авангардистов я до сих пор не понимаю. Например, что такое «Чёрный квадрат» Малевича. Но даже эта работа совсем по-другому раскрывается, когда ты её наблюдаешь вживую. Видно, как, трескаясь от времени, она продолжает жить своей жизнью. Какие-то картины меня вдохновляют и провоцируют на то, чтобы найти время и пойти ещё раз полюбоваться ими и познакомиться с другими. Опять же тут никаких насильственных действий производить не надо. Тем, кому достаточно посмотреть спектакль, кино, живопись, послушать музыку в смартфоне, необязательно ходить в музей, театр и концертный зал. Но я очень надеюсь, что найдётся немало и тех, кого заинтересует, о чём же говорил Хабенский с Трегуловой в стенах Третьяковки. И они найдут время сходить в музей.
– XX в. породил огромное количество неоднозначных литературных произведений, живописи и просто личностей. Одного из них – Льва Троцкого – вы блистательно воплотили в одноимённом сериале. Через запятую можно привести имена Ленина, Сталина, Дзержинского и т. д. Часто приходится слышать мнение, что, мол, время было таким, поэтому и люди так поступали. Как вам кажется, можно оправдать даже самые ужасные поступки обстоятельствами и временем, в котором жили люди?
– Не думаю, что нужно спекулировать временем и обстоятельствами. Какая разница, когда это происходит: сегодня, 100 лет назад или в Средние века? Поступки всегда оцениваются одинаково. И никакие зверства невозможно оправдать временем.
– Однажды мы пошли с супругой на ваш моноспектакль «Контрабас», а попали на ваш творческий вечер, где вы отвечали на записки из зала и читали рассказы Александра Цыпкина. У вас тогда была травма ребра. Как часто вы устраиваете подобные встречи со зрителями?
– Это было дважды. Один раз очень давно – по причине болезни другого актёра была замена «Трёхгрошовой оперы». Меня попросили спасти ситуацию, потому что зрители пришли. И второй раз – прошлой зимой, когда у меня была трещина ребра. Я вообще, мягко говоря, не очень люблю творческие вечера. Их нужно проводить тогда, когда уже нет никакого желания куролесить на сцене или съёмочной площадке, когда хочется сесть в кресло и отвечать на вопросы зала. Мне это крайне не подходит, противоречит внутренним критериям. Поэтому и был придуман спектакль «Контрабас», который как бы должен был заменить творческий вечер. Потому что запросов на встречи со зрителем было много. Мне кажется, для действующего актёра куда лучше выйти и в реальном времени отработать двухчасовой спектакль. Лучшего доказательства, что актёр находится в хорошей творческой форме, нет. И никакой творческий вечер такое общение со зрителем заменить не сможет.
– В «Контрабасе» вы играете маленького человека, который не на своём месте. Таких людей довольно много, в нашей стране особенно. Повашему, с чем это связано?
– Думаю, прежде всего – с холодным климатом. Есть страны, где всего только два времени года, когда тепло и когда чутьчуть холодно. В нашей стране они все ярко выраженные четыре. Поэтому нашим людям нужно думать, чем топить и что носить зимой. Многих пугает возможность остаться без денег, поэтому и хватаются не за своё дело. Персонаж в «Контрабасе» находит в себе смелость, обвиняя при этом всех вокруг, признаться себе, что он не на своём месте. Именно поэтому он и вызывает симпатию и сочувствие.
«СОБИБОР» СПАСАЕТ ЖИЗНИ
– Последние фильмы с вашим участием – «Собибор», «Хороший мальчик», «Фея» – прекрасные образцы нового российского кино. В «Собиборе» вы к тому же вы ступили в качестве режиссёра. Есть ли какаято статистика: сколько людей эти фильмы посмотрели?
– Нет у меня такой статистики. Мне это незачем. Этим должны заниматься люди, которые занимаются прокатом. Я знаю только про «Собибор». У нас была договорённость с прокатчиками: 5% от проката фильма в России уходит в наш фонд на помощь подопечным детям. Мы смогли собрать 15 млн руб. благодаря этой картине. Я счастлив, что у этого фильма и хорошая прокатная история, и вхождение в лонглист премии «Оскар», и какая-то линия спасения жизней.
– Министр культуры Ольга Любимова заявила на днях, что кинотеатры начнут работу с показа простых и светлых фильмов, потому что зрители сейчас не готовы к тяжёлым драмам. Как думаете, зритель действительно не готов?
– Мне кажется, зритель готов в любое время смотреть хорошее кино. А какого направления эти фильмы – светлые и оптимистичные, позитивные или, скажем, попадающие в болевые точки, – это опять же выбор зрителя, а не кинотеатров.