У денежных властей есть средства от спекулянтов – они могут увеличить предложение валюты, могут сократить предложение рублей. Но курс зависит от нефти, а на ее цену эти средства не влияют.
«Банк России перешел к плавающему курсу, но это не значит, что курс рубля может безнаказанно становиться объектом финансовых спекуляций. Я прошу Банк России и правительство провести жесткие скоординированные действия, чтобы отбить охоту у так называемых спекулянтов играть на колебаниях курса российской валюты», – сказал вчера в Послании Федеральному собранию Владимир Путин. Он отметил, что у ЦБ и правительства есть инструменты влияния на спекулянтов и пришло время ими воспользоваться.
В целях ограничения спекулятивной активности Банк России рассматривает исключительно меры экономического характера и не намерен вводить административные ограничения, сообщила пресс-служба ЦБ.
После выступления президента глава Минфина Антон Силуанов заявил, что правительство и ЦБ будут координировать действия экспортеров на валютном рынке.
Если экспортеры долгое время не продают валюту или же, наоборот, начинают продавать все одновременно, то это влияет на курс рубля, отметил министр. В пресс-службе Банка России подтвердили, что ЦБ совместно с Минфином планирует проведение консультаций с экспортерами по вопросам стратегии управления их валютными рисками. При этом Силуанов добавил, что введение «валютных ограничений не планируется». Пресс-служба ЦБ подчеркнула, что «введение обязательной продажи валютной выручки не рассматривается».
Продажа валютной выручки – это один из наиболее действенных способов поддержания падающего курса рубля, считает главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. По мнению Тихомирова, правительство и ЦБ не пойдут на прямое введение обязательств по продаже валютной выручки, так как это противоречит риторике президента о свободе. Но государство может прибегнуть к неформальным договоренностям с крупнейшими экспортерами: «попросить» их продавать больше валюты в те дни, когда на рынке образуется дефицит и курс резко меняется.
Возможно, президент имел в виду и другие инструменты влияния на валютный рынок, говорят эксперты, опрошенные РБК. Главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин полагает, что ЦБ может, например, изменить нормативы по объему открытых валютных позиций или увеличить резервирование по валютным пассивам. По валютным открытым позициям ЦБ устанавливает лимиты для каждого банка, которые рассчитывает, исходя из его капитала. Существует также норматив по резервированию валютных пассивов. Теоретически эти лимиты ЦБ может сдвинуть, а объем необходимого резервирования увеличить.
Главным инструментом ЦБ останутся валютные интервенции, уверен главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин. «Внезапные интервенции могут сделать игру против рубля более рискованной. Сейчас игроки ставят на ослабление рубля и цель постоянно достигается. Если ЦБ будет неожиданно появляться, то непрерывно зарабатывать на ослаблении рубля уже не получится», – добавляет Тихомиров.
Главный экономист «ВТБ Капитала» Владимир Колычев полагает, что ЦБ будет ограничивать ликвидность банковского сектора. В середине ноября Банк России уже начал ограничивать объем предоставляемой ликвидности на аукционах РЕПО. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина сказала, что это делается для «ослабления спекулятивных атак на курс».
У Банка России есть набор инструментов финансирования банковской системы, подводит итог Надоршин. Однако он полагает, что эти инструменты не окажут должного влияния, так как могут ограничить действия только банков, причина же ослабления рубля находится в нефинансовом секторе и изменившихся торговых условиях: «Снижение цены на нефть сокращает приток валюты в страну».