В ноябре Россия поставила рекордные объемы сжиженного природного газа (СПГ) в Европу, одновременно снизив экспорт в Китай; по итогам же 2023 года Евросоюз станет крупнейшим покупателем нашего СПГ. Такая активность Москвы беспокоит Соединенные Штаты – одного из мировых лидеров по производству и продажам этого топлива. Американцы спешно вводят санкции против российских компаний. «Профиль» выяснил, смогут ли новые ограничения затормозить российские СПГ-проекты и поможет ли сжиженный газ нашей стране вернуться на европейский рынок голубого топлива.
Чего испугалась Америка
В ноябре прошли две громкие новости: Европа тайком скупает российскую нефть, и Евросоюз стал крупнейшим импортером российского СПГ. Первая новость, скорее всего, ошибка. Да, несколько стран Восточной Европы продолжают покупать у нас нефть, но это было известно и раньше. А вот в истории со сжиженным природным газом никакой ошибки нет: в ноябре Европа приобрела 1,75 млн тонн российского СПГ – исторический рекорд.
В условиях честной конкурентной борьбы российский СПГ весьма привлекателен в сравнении с поставками из тех же США или Австралии, пояснил «Профилю» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Громов. Ведь логистически газ с проектов «Новатэк» ближе к Европе, чем поставки из США. Более того, «при прочих равных условиях» наш сжиженный газ мог бы конкурировать даже с относительно дешевым сырьем из Катара. Неудивительно, что Соединенные Штаты с опаской относятся к развитию российских СПГ-проектов. В конце ноября помощник госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт заявил, что Америка хочет «убить» российский проект «Арктик СПГ-2» и вводит для этого специальные санкции.
Что напугало Белый дом? Согласно «Экономическому докладу президента», в 2022-м Америка экспортировала 181,9 млн кубометров, или 133,7 млн тонн СПГ, из них более 86 млн тонн пришлись на Европу. По итогам этого года показатели американского экспорта должны еще вырасти. У нас цифры скромнее: в 2023 году Россия, по предварительным оценкам, экспортирует 32 млн тонн СПГ. Полный ввод в строй всех трех линий проекта «Арктик СПГ-2» от компании «Новатэк» даст еще около 20 млн тонн.
Первая линия нового арктического проекта производительностью 5,5 млн тонн должна быть запущена уже в первом квартале 2024-го, третья – в 2026 году. Если все пойдет по плану и в соответствии с графиком, то через несколько лет Россия сможет поставлять на мировой рынок уже более 50 млн тонн сжиженного природного газа. Это объемы, которые нельзя игнорировать.
Опять санкции
В ближайшее время давление со стороны США на российские СПГ-проекты усилится, прогнозирует Алексей Громов. Вашингтон, вероятно, попытается заставить брюссельских чиновников ввести хоть какие-то ограничения на поставки российского сжиженного газа в Евросоюз. Но вряд ли европейцы пойдут на это ранее 2025–2026 года. Дело в том, что после 2025-го Америка и Катар планируют ввести в строй новые площадки по производству СПГ, что увеличит предложение этого продукта на мировом рынке. А до тех пор Старому Свету нет никакого резона отказываться от российских поставок.
Если уговорить Брюссель не удастся, то Штаты будут самостоятельно всеми способами пытаться затормозить реализацию российских СПГ-проектов (что они и начали делать). Главный инструмент их борьбы – блокирующие санкции. Оператора «Арктик СПГ-2» уже внесли в SDN-лист (Specially Designated Nationals List) – список агентов, взаимодействие с которыми запрещено для юрлиц, работающих на американском рынке. На практике для российских экспортеров это обернется дополнительными трудностями с фрахтовкой судов-газовозов: многие судовладельцы побоятся брать на себя риски под страхом подвергнуться вторичным санкциям.
Ситуация с морскими перевозками СПГ сильно отличается от той, что сложилась на нефтяном рынке. Согласно открытым источникам, мировой танкерный флот для перевозки нефти насчитывает порядка 10 тыс. судов. Как отметил Алексей Громов, эти суда производятся десятки лет, а потому существует большой вторичный рынок, где при желании можно купить подержанные танкеры. Из таких подержанных судов Россия и создала свой «теневой флот». С газовозами все сложнее: их пока мало (примерно полтысячи), и принадлежат они большей частью Японии, Южной Корее и в меньшей степени Китаю. Так что сформировать газовый «теневой флот» России не удастся. «Нам еще предстоит решить проблему, как обеспечить доставку СПГ в условиях американских санкций, – говорит Громов. – Надо будет найти способы уговорить международных перевозчиков работать с российским газом с «Арктик СПГ-2».
Как работает «Арктик СПГ-2»
Главная проблема российских производителей СПГ – доступ к технологиям. К примеру, «Новатэк» начинал реализацию «Арктик СПГ-2» в кооперации с целым пулом партнеров из Европы и Азии. На момент введения европейских санкций и решения ЕС прекратить поставки в РФ оборудования для сжижения газа проект «Арктик СПГ-2» был построен примерно на 80%, а основной объем необходимого оборудования уже завезен в Россию. Оставшиеся позиции удалось получить в течение 2023 года, поэтому первая очередь проекта, скорее всего, будет запущена в срок.
Зато с запусками второй и третьей очереди могут возникнуть проблемы. Впрочем, в июне этого года «Новатэк» заявил, что у него есть собственная технология крупнотоннажного сжижения газа под названием «Арктический микс», которую он планирует опробовать на следующих очередях «Арктик СПГ-2» и на другом своем проекте, «Мурманск СПГ». Сообщается, что «Арктический микс» позволяет перерабатывать газ непосредственно на буровой платформе и загружать его в танкер-газовоз при температуре минус 161 градус. Производительность одной линии составляет около 6 млн тонн СПГ в год.
Слабая компенсация
Для России экспорт сжиженного газа – это возможность хоть как-то компенсировать доходы, выпадающие из-за утраты большей части трубопроводных поставок. Напомним, в 2021-м мы продавали в Европу 140 млрд кубометров трубопроводного газа. По итогам же этого года будет прокачано не более 22 млрд кубометров – такую оценку дают эксперты ИЭФ.
Как уже говорилось, суммарные поставки СПГ в 2023-м оцениваются в 32 млн тонн, т. е. порядка 43,5 млрд кубометров. Но значительную часть этого газа мы поставляли в Европу и до 2022 года. Дополнительных 5,5 млн тонн, или 7,5 млрд кубометров СПГ, которые даст первая очередь «Арктик СПГ-2», слишком мало, чтобы покрыть потери. Даже 20 млн тонн (27,2 млрд кубометров), которые обещает давать «Арктик СПГ-2», выйдя на проектную мощность, – тоже не так много на фоне общей картины потерь. В любом случае (при самых оптимистичных прогнозах), если нам удастся обойти действующие санкции и не будут введены новые, мы сможем компенсировать выпадение трубопроводных поставок газа в Европу не ранее чем к 2030 году.
Что до самой Европы, то она не вводит и даже не планирует в ближайшее время вводить ограничения на поставки российского СПГ и нашего газа вообще. К слову, ни в одном из 11 пакетов санкций нет каких-либо рестрикций на покупку российского газа, трубопроводного или сжиженного. Прекращение, а вернее, резкое сокращение поставок было связано с инфраструктурными ограничениями, возникшими в 2022 году.
Прежде всего это диверсии на «Северном потоке-1» и заморозка проекта «Северный поток-2». Во-вторых, решение Украины ограничить газовый транзит: с мая прошлого года Киев отказывается пропускать российский газ по южной ветке украинского транзита. И, наконец, прекращение транспортировки по газопроводу Ямал – Европа, идущему через Белоруссию в Польшу. В данном случае вентиль закрутила Москва в ответ на незаконную национализацию Варшавой польских активов «Газпрома». Этот логистический коллапс и привел почти к полному прекращению поставок. А кроме того, некоторые европейские потребители отказались от российского газа, после того как РФ, опасаясь блокировки валютных счетов, потребовала оплачивать топливо в рублях.
Так что теперь нас с Европой связывают всего две действующие трубы: «Балканский поток» – ответвление «Турецкого потока», идущее через Болгарию и Сербию в Венгрию, и остатки украинского транзита. В сумме они и дают те самые 22 млрд кубометров в год.
Незамерзшая Европа
Надо признать, за истекший год экономика Старого Света приспособилась обходиться без российского газа. Показатель уверенности Европы –заполненность подземных газохранилищ: на начало ноября все ПГХ были заполнены почти под завязку, на 99%. Таких объемов Евросоюз еще никогда не накапливал!
В текущей экономической конфигурации Европа способна прожить без российского газа, даже в условиях холодной зимы. По словам экономиста Сергея Хестанова, примерно с 1980-х Европа жила в условиях, когда газ для нее стоил в два раза дешевле, чем для государств Азии. Теперь ситуация выровнялась, и европейские и азиатские страны находятся в равных условиях. Экономика и энергосистема ЕС продемонстрировали изрядную гибкость. Европейцы быстро нарастили мощности по приему и регазификации СПГ, задействовали альтернативные энергоносители – уголь, пеллеты (брикеты из опилок и биомусора) и пр. Германия, главный потребитель российского газа, оптимизировала свою экономику, закрыв энергоемкие предприятия или перенеся в другие страны, например, в США. Речь идет о производителях цемента, минеральных удобрений, изделий из стекла и т.д. Для конкретных людей, потерявших работу, это драма, а для экономики страны – нет: большинство таких предприятий имели довольно низкую рентабельность.
На бытовом уровне также были реализованы мероприятия по экономии газа, например, снижение температуры в отапливаемых помещениях – это не очень приятно, но не смертельно. В общем, экономика и коммунальное хозяйство Старого Света структурно перестроились и готовы жить в условиях меньших поставок природного газа на европейский газовый рынок. Понятно, что все может измениться, если холодные зимы будут следовать одна за другой, но стоит ли уповать на погоду.
Что касается нефти, то здесь ситуация еще проще. «Рынок нефти так устроен, что на нем нет жесткой инфраструктурной привязки к каким-либо рынкам или поставщикам, ведь топливо перевозится в основном танкерами», – пояснил Алексей Громов. Поэтому российские поставки были оперативно заменены поставками из других регионов, прежде всего с Ближнего Востока. Российская нефть потекла в Азию, а ближневосточная – в Европу. Больше всего выиграли от этого Китай и Индия, которые могли приобретать российскую нефть с очень большими дисконтами.
Впрочем, «серые» поставки российских энергоносителей на европейский рынок все-таки существуют. Только речь идет не о сырой нефти, а о нефтепродуктах – Европа традиционно закупала у нас значительные объемы топочного мазута и дизельного топлива. Последнее использовалось в том числе как сырье для местных нефтеперерабатывающих заводов. Определенное количество этого топлива поступает в ЕС и сегодня окольным путем: Россия продает сырье Турции, ОАЭ и Саудовской Аравии, а эти страны уже по своим ценам перепродают его европейцам. Видимо, все довольны.