Сейчас онлайн можно купить любую экзотическую живность, начиная от африканских карликовых ежей и гиббонов до детенышей пум и леопардов. Нашлось немало дельцов, кто готов был в месячный срок «полностью укомплектовать домашний зоопарк», а также под заказ привезти любое экзотическое животное. Почему процветает черный рынок редких и исчезающих видов животных, как нелегальную торговлю вывести «из тени» — в расследовании нашего спецкора. Интернет пестрит объявлениями: «Продаются котята леопарда», «Для содержания и разведения реализуем молодняк бизонов», «Забавный лемур лори станет другом вашим детям», «Предлагаю зеленых мартышек-верветок», «Подружитесь с карликовыми кенгуру». Во Всемирной паутине можно найти объявления о продаже орланов-белохвостов, китайских уток-мандаринок, косуль, муфлонов, чистокровных нубийских коз…
Сайтов с бесплатными досками объявлений, где продаются редкие виды животных, пруд пруди.
Звоним по объявлению, где за тигрят просят 450 тысяч рублей. Представляемся владельцами коттеджа на Рублевке, говорим, что хотим на участке поставить вольер с хищником. И с ходу интересуемся наличием документов на животное.
На том конце провода возмущаются:
— Какие еще документы? У вас же частное владение, кто посмеет сунуться с проверками? Я дам вам телефон ветеринара, который будет наблюдать тигренка, делать ему все необходимые прививки. Он же выпишет вам ветеринарный паспорт, а больше вам ничего не нужно.
— Насколько сложно содержать тигра?
— Вообще несложно. Главное — внимание. В вольере нужно построить теплое помещение из кирпича или пеноблоков. И чтобы не цемент был, а теплый пол.
— Когда можно будет забрать тигренка?
— Да прямо сейчас. У нас есть тигрята, которым 10 июля исполнился месяц, и уже подрощенные, 8-месячные. Предлагаю взять одного из малышей. Его придется кормить из бутылочки с соской. В ветеринарных магазинах есть специальные молочные смеси, предназначенные для щенков. Хлопотно, но зато тигренок к вам привыкнет, будет более ручной.
— Какой дневной рацион тигру потребуется во взрослом возрасте?
— Ведро говядины на кости.
Вот так, запросто, не профессионалу, а простому любителю продавец готов был отдать хищника, который потом будет весить около 300 килограммов и по размерам едва уступит бурому медведю.
— Рынок экзотических животных существовал всегда, — говорит координатор проектов по сохранению редких видов животных Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Наталья Дронова. — Люди во все времена хотели держать в квартирах в качестве домашних питомцев попугаев, обезьян, рептилий. Когда есть спрос, есть и предложение. Всегда найдутся торговцы, которые хотят на этом заработать.
Сейчас, например, появилась мода на крупных кошек. А первый волнообразный спрос на экзотических животных наблюдался после открытия границ, когда распался Советский Союз. Тогда в страну хлынул большой поток редких и экзотических животных. Престижно стало держать дома питонов, его можно было накинуть на плечи гостям или напугать кого-то.
В последующие годы рынок структурировался. Появились те, кто привозил животных, и те, кто их продавал — как оптом, так и в розницу. И если раньше большая часть животных продавалась на птичьих рынках, то сейчас торговля в основном идет в Интернете. Это удобно, можно сидеть дома и заниматься своими делами. Охвачена большая аудитория.
Продавцы не только размещают предложения на досках объявлений, но и создают собственные сайты, рекламируя свой товар.
— Какими путями на российский рынок попадают редкие и экзотические животные?
— Часть животных привозят из стран, где их разводят в специализированных питомниках: из Чехии, Германии, Словакии. К нам они поступают со всеми документами. Но есть еще путь контрабанды. Привозят тех же разведенных животных, но без документов, которые не соответствуют каким-то ветеринарным требованиям, например, тех, кто не был протестирован на определенные болезни.
Есть животные, которые были разведены в питомниках у нас в стране. Это в основном попугаи, небольшие обезьяны, рептилии.
Самое плохое, что на рынке предлагают животных, изъятых из природной среды. Но и тут есть две градации. Есть животные, которых отлавливают по квотам. То есть какая-то страна определяет, что у них, например, без ущерба для природы можно поймать в этом году и продать сто птиц (например, сине-желтых ар). А деньги пустить на охрану популяции ары.
Также есть животные, которые были изъяты из природы и нелегально привезены в Россию. К сожалению, именно они составляют большую часть рынка. Местные дельцы занимаются отловом, наши оптовики на месте закупают этих животных и контрабандой везут в страну — без документов, без ветеринарного надзора, без карантина.
Есть специальные международные правила перевозки животных (IATA). Для каждого вида определены требования, в частности какой требуется для перевозки контейнер, какие в нем должны быть установлены поддоны для экскрементов и емкости для воды и пищи.
Контрабандисты никаких правил транспортировки не соблюдают. Провозят животных в тесных ящиках, в чемоданах, на собственном теле… Везут их скученно, если кто-то заболевает, недуг поражает всех остальных. Часто животным не хватает воздуха, и они гибнут. Чтобы соблюсти свои интересы и не потерять деньги, дельцы стараются привести особей больше, чем требуется. То есть в расчет изначально закладывается гибель животных во время транспортировки.
Помните, что, покупая животное, привезенное контрабандой, вы оплачиваете гибель еще нескольких животных. Плюс ко всему вы можете нарваться на различные болезни, которые переносят животные. Это может быть сальмонеллез, которым можно заразиться от рептилий, орнитоз можно получить от попугаев, гепатит от приматов и так далее.
Спрос на экзотических животных сегодня в России настолько велик, что объем черного рынка ежегодно увеличивается на 30%.
Заместитель председателя московского Общества защиты животных и эксперт Общественной палаты РФ Кирилл Горячев в свою очередь говорит:
— Если мы говорим о трансграничном перемещении животных, то это в основном контрабандные пути, которые часто совпадают с наркотрафиком, путями поставок оружия. Если на границе этих животных изымают, их нужно кормить, содержать в соответствии с их видовыми условиями. А необходимая инфраструктура на многих пунктах пересечения границы отсутствует. Это создает таможенным службам дополнительные сложности, поэтому они откровенно не хотят связываться с этим товаром.
Ежегодно на российской границе задерживается свыше 150 тысяч экзотов. Но это, по мнению зоозащитников, лишь пятая часть от реального числа живой контрабанды...
На что только ни идут дельцы в киберпространстве, чтобы выдать «природника» за экзота из питомника. Например, попугай жако, способный запомнить более 1500 слов, отловленный в дикой природе, стоит 25 тысяч рублей, а тот, что появился и вырос в питомнике и уже адаптирован к жизни в квартире, — уже в 2 раза больше — 50 тысяч. Краснохвостому красавцу, который еще недавно летал в лесах Сьерра-Леоне или Либерии, надевают на ногу такое же кольцо, что и хозяева своей «разведенной» птице. Подделывают и сертификат, и маркировку.
— Покупатель-любитель вряд ли сможет определить, какое животное было изъято из дикого мира, а какое разведено в условиях неволи?
— Каждый торговец будет говорить, что это животное разведенное. И если вы не специалист, вы никогда не сможете определить, выращена та же обезьянка или попугай в питомнике или привезена контрабандой, — говорит Наталья Дронова.
Мы тем временем звоним еще по одному объявлению, где за 150 тысяч рублей предлагают купить небольших обезьянок — бурых капуцинов.
— Замечательные приматы, очень дружелюбные, забавные, дружат как с домашними питомцами, так и с детьми. Будут весить не более пяти килограммов. Едят все подряд, проживут 40 лет, — выпаливает на одном дыхании женщина-продавец.
— У нас двухкомнатная квартира, — замечаем мы.
— Этим крошкам нужно совсем немного места.
В то же время хозяйка ни словом не обмолвилась, что капуцинов невозможно приучить к туалету, чтобы выпустить их из клетки прогуляться по квартире, нужно надевать памперс. Чтобы не было запаха, в поддон нужно класть одноразовую, непромокаемую пеленку, сверху присыпку, на нее — древесный наполнитель… К тому же у этого свободолюбивого и активного представителя фауны довольно острые зубы. И капуцины вообще мало подходят для квартирного содержания.
— Люди часто берут животных, не особо задумываясь, кого они приобретают. Законодательство относительно условий содержания таких животных почти полностью отсутствует. У нас правовых нормативов содержания животных нет, — говорит Кирилл Горячев. — Пока лев, сбежавший из частного дома, кого-нибудь не съест, никто не поинтересуется, а в каких условиях он содержится? Правовую систему это не интересует. Главное, чтобы на него были все документы, дальше всем абсолютно наплевать. Интересует только вопрос законности приобретения. Это, конечно, безобразие.
Власти пытаются исправить положение и недавно предложили ввести в столице обязательную регистрацию для всех диких и экзотических животных. Кроме того, регламент их содержания в условиях города собираются прописать в новом законе «О содержании диких животных».
Это все в будущем, а пока же нам по телефону предлагают приобрести пару лапундеров, или свинохвостых макак, которые, по словам продавца Олега, легко приручаются. Из Ярославля нам готовы доставить карликового ушастого ежа, которого требовалось поить исключительно козьим молоком, кормить кузнечиками и мухами.
Радужный удав стоил 7 тысяч рублей, ручные дикобразы — 40, карликовые кенгуру — 100, львята — 110. За детеныша каракала, того, что с длинными черными кисточками на ушах, с нас запросили аж 7500 евро. Услышав: «Так дорого?», хозяйка возмутилась:
— Эта дикая кошка для людей с достатком, кто хочет подчеркнуть свой особый статус. На каракалов или оцелотов сейчас самый большой спрос. Это ж такая красота, и рысь напоминает, и золотисто-коричневым окрасом — пуму. А у нас животные социализированы, приучены гулять в ошейнике на поводке, к лотку и когтеточке.
Через Интернет можно было заказать самых мелких представителей рода лисиц — фенеков, которые весят не более полутора килограммов, а также скунсов, дикобразов, йеменских хамелеонов, енотов полоскунов, белоухих игрунков, крокодилов…
Многие продавцы в объявлениях делали ссылки на сайты. Откроешь — сплошь красочные картинки: обезьяны прыгают по лианам, орлы парят на фоне заснеженных горных вершин. Для содержания и разведения предлагают молодняк бизонов, гуанако, пятнистых оленей, косуль, голубых баранов… Правда, найти адрес, где расположен сей райский уголок, невозможно. В качестве обратной связи указан лишь мобильный телефон.
Хозяева хвостатых и ушастых созданий говорят, что торговать в Сети они вынуждены из-за отсутствия прозрачного для бизнеса порядка легальной торговли. «Ушли в Интернет после набегов на зоомагазины инспекторов, — признался нам Сергей, один из продавцов экзотики. — А все потому, что на законодательном уровне не проведены разграничения между экзотическими животными из дикой природы, на продажу которых требуется международное разрешение, и теми, кто был разведен в неволе».
На самом деле в ходе внеплановых проверок столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды с сотрудниками прокуратуры за торговлю экзотическими животными по решению суда были оштрафованы порядка 20 магазинов, — говорит в свою очередь генеральный директор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова. — Были изъяты игуаны, удавы, приматы, попугаи ара, какаду, лори… Так как эти животные подпадают под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), и торговля ими без специальных разрешений запрещена. Но дело в том, что многие животные были нелегально завезены в Россию в 90-е годы, и законопослушные предприниматели стали их разводить на своих фермах. Эти животные родились в условиях неволи, и естественно, что никаких документов и родословных на них нет. Они выращены уже в пятом, десятом поколении, притом что, фигурально выражаясь, их прадедушек и прабабушек когда-то нелегально завезли в страну. Столичный Департамент природопользования начал штрафовать зоомагазины за то, что они торгуют этими животными без специального международного разрешения. А штрафы достаточно большие, начиная от 500 тысяч рублей. И зоомагазины в Москве отказались от продажи животных-экзотов, потому что, как говорится, себе дороже.
Ситуация в общем-то тупиковая. У владельцев питомников есть статус юридического лица, они разводят животных, которых постоянно осматривают ветеринарные врачи. Но в то же время не могут официально, через зоомагазины, торговать ими в Москве. А так как животные разводятся, этот бизнес ушел в интернет-пространство.
По мнению Татьяны Колчановой, в этой ситуации страдают как предприниматели, так и покупатели.
— Одно дело, когда мы знаем, откуда пришло это животное, с какой фермы, из какого района. Этот питомник проверяет как Россельхознадзор, так и управление ветеринарии. И другое дело, когда действуют запреты и штрафы. Приобретая животное по объявлению в Интернете, никто уже не может гарантировать, что оно здорово, и вообще, что к покупателю попадет именно то животное, которое представлено на фотографии.
— Какой видите выход?
— Нужно на законодательном уровне дать определение, какие животные относятся к редким и экзотическим. Пока же к ним относят кого ни попадя. Я полностью согласна, что держать в доме того же льва или тигра недопустимо, а вот, например, запрещать содержать шиншиллу или попугая нельзя.
Также столичному Департаменту природопользования и охраны окружающей среды нужно подумать, как и при каких условиях можно легализовать этих животных, разведенных в неволе. Может быть, потребуется какое-то заявление от предпринимателей — и после осмотра фермы им будет выдано соответствующее разрешение. Также надо выработать единый подход к тому, что является сертификатом для легальной торговли редкими животными.
Во Всемирной паутине торгуют не только редкими и экзотическими животными, но и млекопитающими, пресмыкающимися, земноводными и птицами, занесенными в Красную книгу.
— Продают амурского тигра, а также дальневосточного леопарда, за убийство которого в Китае, например, предусмотрена смертная казнь, — говорит координатор проектов по сохранению редких видов животных Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Наталья Дронова. — Содержание, хранение, пересылка, транспортировка и продажа этих «краснокнижных» животных запрещена. За это предусмотрено уголовное наказание, можно получить срок до 7 лет.
Случаи продажи таких животных могут быть. Например, когда один зоопарк продает другому. Эти животные из разведения, на них есть документы, подтверждающие законность их происхождения.
— Были случаи, когда кого-то привлекли к уголовной ответственности?
Да, в Приморском крае осудили за хранение и сбыт шкуры дальневосточного леопарда — самой редкой крупной кошки в мире. Торговец попался с поличным прямо в центре Владивостока, это событие получило широкую огласку в газетах, после чего началось расследование. Поддержка браконьеров не сошла преступнику с рук.
По решению суда он отработал ущерб на исправительных работах и заплатил штраф. И если раньше, до ужесточения законодательства, наказывалось только добывание животных, то есть когда охотника заставали в лесу с трофеем, то теперь можно понести наказание не только за незаконную добычу, но и за содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу редких диких животных. Я помню, как в Москве, на Птичьем рынке, нашли мясо и шкуру тигра, за что на хозяина было заведено уголовное дело.
В целом, по мнению специалистов, ситуация сейчас меняется в лучшую сторону. Департамент природопользования и охраны окружающей среды проводит регулярные рейды. При Министерстве природных ресурсов и экологии заработала «горячая линия», куда может позвонить любой гражданин, если увидит в Интернете продажу «краснокнижных», а также редких диких животных. Можно также послать сообщение, и каждый случай будет расследоваться.
Минприроды России совместно с Минкомсвязи России планируют внести в Правительство РФ поправки в законодательство, позволяющие блокировать сайты, на которых ведется торговля редкими видами животных, а также товарами из них.
— Нужно не запрещать торговлю в Интернете, не вводить какие-то ограничения, а использовать возможности Интернета для того, чтобы отслеживать и вскрывать каналы поставок, — считает Кирилл Горячев.
— Никто в общем-то из продавцов особо и не прячется.
— Это к вопросу о том, как у нас построен контроль. Если данные животные запрещены к гражданскому обороту или их продажа ограничена, то размещение информации в Интернете должно быть только подспорьем для правоохранительных органов.
Сейчас обсуждаются поправки в закон с тем, чтобы приравнять незаконную торговлю в Интернете и объявления, содержащие предложения о продаже тех или иных редких видов животных или товаров из них, к таким же видам запрещенных к продаже вещей, как наркотики и порнография.
Защитники животных верят, что не за горами время, когда факты незаконной торговли редкими и исчезающими видами животных, в том числе в Интернете, приравняют к браконьерству. И по аналогии с наркоторговлей уголовная ответственность будет предусмотрена также для покупателей.