Все три варианта макропрогноза Минэкономики на 2017-2019 годы, на основе которых формируется будущий бюджет, крайне оптимистичны. Документ, утвержденный в Белом доме 21 сентября, предполагает почти автоматический успех правительства — базовым является консервативный вариант, в котором экономика должна расти ниже нынешних трендов. Текущая ситуация вполне позволяет предсказывать и достижение показателей улучшенного варианта прогноза. Третий вариант — целевой — обещает достижение роста ВВП в 4,5%, нулевой отток капитала и инвестбум в 2019 году, но для этого нужен рост нефтяных цен до $55 за баррель.
В распоряжении "Ъ" оказался финальный вариант прогноза социально-экономического развития РФ на 2017 год (вариант от 15 сентября), утвержденный Белым домом в качестве рабочего при подготовке бюджета 21 сентября. Вряд ли прогноз далее будет меняться по существу: хотя он носит следы доработки (так, в нем остались следы ультраоптимистического варианта "целевой+"), времени для радикального изменения конструкции уже нет — бюджет должен попасть в Госдуму в октябре. Базовые цифры доходов и расходов бюджета в нем согласованы с проектами основных направлений налоговой политики, которые в будущий четверг Минфин представит правительству — в них нет радикальных изменений, по крайней мере на 2017 год, от текущего налогового режима.
В финальной версии прогноза сохранилось три версии развития событий, соответствующие двум вариантам сценарных условий, утвержденных правительством. Базовым стал несколько ухудшенный по параметрам 2016-2017 годов консервативный сценарий с сохранением среднегодовой цены нефти в $40 за баррель с учетом более быстрого, чем предполагало Минэкономики, снижения инфляции в 2016 году (5,8% в конце года против ожидавшихся 6,5%). Вариант "базовый+" рассчитан, как и оптимистический вариант "целевой", исходя из роста цен нефти за три года с $43 в январе 2017 года (близко к текущим ценам) до $55 в декабре 2019 года. Разница между двумя неконсервативными вариантами — в предполагаемых результатах предлагаемой Минэкономики активной политики на три года: это стимулирование инвестиционного импорта и частных инвестиций, некоторое ограничение роста реальных доходов в 2017-2018 годах, скупо описанная в документе регуляторная реформа.
Отметим, базовый сценарий, описанный Минэкономики, выглядит сейчас достаточно пессимистическим. Это сокращение инвестиций в основной капитал на 3,7% по итогам года без их роста (+0,3%) в 2017 году, недостижение ЦБ таргета по инфляции до 2019 года, медленное укрепление номинального курса рубля (с почти отсутствующим реальным укреплением). Розничная торговля после сокращения в 2016 году на 4,6% в 2017 году почти не растет (1,1% и 2,5% в 2019 году). В итоге при $40 за баррель ВВП РФ увеличится в 2017 году на 0,6%, дальнейший разгон роста выведет экономику на 2,2% увеличения ВВП в 2019 году. По крайней мере на 2017 год большая часть негосударственных аналитиков, рассматривающих варианты со стабильно низкой, но не волатильной ценой на нефть, предполагают и большие темпы восстановления экономики после рецессии (S&P, Всемирный банк), и немногим более уверенное восстановление потребительского спроса. Сейчас летний вариант с дешевой нефтью из сценарных условий выглядит даже чуть реалистичнее базового прогноза Минэкономики.
Вариант "базовый+" более интересен — он предполагает весьма быстрое увеличение годового нефтеэкспорта из РФ (прирост за три года на 11 млн тонн). Напомним, в 2016 году нефтяная отрасль совершит втрое более значительный рывок — прирост экспорта на 12 млн тонн к поставкам 2015 года. Однако 2016 год с этой точки зрения был уникален — Россия боролась за сохранение своей доли на мировом рынке при низких ценах на нефть, пользуясь в том числе массированными инвестициями в добычу в 2012-2014 годах. Добыча нефти в базовом варианте Минэкономики практически не растет, в "базовом+" и целевом существенно увеличивается — но в оптимистических вариантах довольно резко, с нынешних 150 млн тонн до 137 млн тонн, падает экспорт нефтепродуктов. Для прироста ВВП повышенное расходование бензина и почти всего прироста производства газа внутри страны в сценариях Минэкономики выглядит необходимым.
В целом, помимо регуляторных изменений и оживления экономики РФ, связанного с возобновлением экономического роста (ведомство Алексея Улюкаева вполне рационально считает теперь именно это главным потенциальным фактором улучшения инвестклимата в стране), необходимые условия для выполнения показателей во всех трех сценариях — это по нынешним ожиданиям отличное состояние мировой экономики. В прогноз заложены ожидания очень плавного снижения роста в Китае (шестипроцентный рост в 2017-2019 годах), ускорение темпов роста ВВП в США в полтора раза и мировой рост на уровне 3,4-3,5% (сейчас ниже 3%). На деле при таких внешних сценарных условиях вероятность более высокой цены нефти растет.
Отсутствие потрясений и волатильности на рынках отражается и в части прогноза, моделирующей поведение российской валюты: он даже в базовом варианте после реального ослабления в 2016 году на 4,3% укрепляется в 2017 году на 6,4% и затем продолжает укрепление темпами 2,5-3% в год. При этом довольно интересны основания для таких предположений — прогнозы поведения платежного баланса РФ. Минэкономики полагает, что в 2016 году импорт сократится на 0,7%, экспорт вырастет на 0,4%, счет текущих операций по итогам 2016 года сожмется вдвое к сальдо 2015 года — $32 млрд против $66 млрд. В базовом сценарии текущий счет продолжит сжиматься до $16 млрд в 2019 году и де-факто будет к этому периоду равен оттоку по капитальному счету. Это довольно уязвимая конструкция, в которой макростабильность и стабильность рубля будут испытывать нарастающую угрозу. В вариантах "базовый+" и "целевой" счет текущих операций, по прогнозам Минэкономики, восстановится до уровней 2015-2016 годов. Это, судя по всему, главное скрытое послание Алексея Улюкаева Белому дому: если оставить все как есть, хрупкость достигнутого макроравновесия, несмотря на ожидаемую победу (или почти победу) ЦБ над инфляцией, к 2019 году будет нарастать, даже несмотря на стабилизацию оттока капитала ниже $20 млрд в год.
Но без роста импорта, сокращающего торговый баланс и сальдо текущего счета, оптимистичные версии прогнозов Минэкономики нереализуемы — они предполагают увеличение темпов инвестиционного импорта. Даже во вполне реалистичном варианте "базовый+" он в 2017 году увеличивается на 10,5% (физические объемы, а далее они растут темпами выше 7% в год), достигая $52 млрд. Потребительский импорт при этом остается на уровне чуть выше $100 млрд и растет в реальных ценах чуть быстрее, чем в этом году,— на уровне 4%. Отметим, весь прирост внутреннего спроса в расчетах Минэкономики заполняется не потребимпортом, а внутренним производством — это предположение в свете открытых импортных рынков и укрепляющегося рубля также оптимистично, поскольку остальные элементы стратегии ведомства ориентированы скорее на рост несырьевого экспорта темпами быстрее сырьевого.
Сценарий "целевой" от Минэкономики демонстрирует и пределы такой модели восстановления в 2017-2019 годах. Это — нулевой отток капитала в 2019 году, прирост инвестиций в том же году в 6,8%, пятипроцентный прирост производительности труда и рост ВВП в 4,5%. То есть достигается что-то очень похожее на выполнение поручений Владимира Путина — обеспечить выход на траекторию роста ВВП в 4-5% к 2020 году.
Пределы рывка, описанные Минэкономики,— промышленный рост в 2019 году в 3,7% (помимо экспортеров нефти его должны обеспечить машиностроители, химики и металлурги), рост розницы в том же году на 5,4%, номинальных корпоративных прибылей темпами около 10% в год. Вопреки отчасти сохранившейся в описательной части документа риторике ограничения потребления в пользу инвестиций реальные располагаемые расходы населения в целевом сценарии растут в 2017-2018 годах на 1-1,6%, в 2019 году — на 3,4% (во всех вариантах запланировано небольшое, но необъяснимое сокращение реальных пенсий в 2018 году — в пределах 1,5-2%, в остальные годы они растут). Безработица медленно сокращается, как и число бедных в РФ,— на уровне 13-14% населения. Доллар в самом лучшем варианте от Минэкономики будет стоить в декабре 2019 года 57 руб.
Возможно, какие-то более оптимистичные варианты развития событий были описаны в варианте "целевой+", который, по данным "Ъ", представлялся Белому дому только в черновиках. Однако как предполагалось достигать этих целей и в чем они заключались, скорее всего, останется неизвестным.