Санкции, направленные против турецкого бизнеса, в скором времени могут ощутить на себе российские потребители. Рост цен на фрукты и овощи неизбежен, строительство также может подорожать, предупреждают бизнесмены.
Турецким строительным компаниям будет сложнее работать в России, начиная с 2016 года: местные власти дадут им завершить текущие контракты, но для заключения новых потребуется специальное разрешение правительства.
«Предлагается сделать так, Дмитрий Анатольевич: те контракты, которые действуют в настоящий момент, и те контракты, которые будут заключены до 31 декабря текущего года, — на этих объектах, на этих стройках граждане Турецкой Республики смогут продолжать свою трудовую деятельность, — сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов (цитата по ТАСС). — По новым контрактам такой возможности свободной не будет».
При этом после 1 января 2016 года для заключения новых контрактов с турецкими строительными компаниями нужно будет обращаться за специальным разрешением в правительство Российской Федерации, рассказал РБК федеральный чиновник.
Речь идет не только о компаниях, которые зарегистрированы в Турции, но и о любых компаниях с турецким участием, объяснил он РБК. «Даже если 1% в компании принадлежит гражданам Турции, то в отношении ее будет действовать режим, установленный постановлением правительства», — добавил чиновник.
Успеть до января
Работодателям запрещено нанимать работников из числа граждан Турции с 1 января 2016‑го. В то же время до 31 декабря есть возможность получать рабочие визы и разрешения на работу по ранее установленным правилам.
«Мы ждем, когда появится какая‑то ясность: каким компаниям, как сказал Шувалов, разрешат работать, каким — нет, как будут оформляться сотрудники, которые уже работают в России по контрактам, заключенным до 1 января, и так далее», — говорит представитель девелоперской группы «Пионер». «Сейчас мы смотрим, у кого скоро заканчиваются разрешения на работу, и будем стараться получить до конца года новые или привлечь специалистов из других стран», — добавляет представитель крупной турецкой компании-генподрядчика.
Максимальный срок действия рабочей визы — это год, напоминает председатель профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов. При этом на получение всех документов для работы в России может потребоваться до двух месяцев или даже больше, уверен эксперт. «С учетом последних событий не исключено, что в службе занятости будут всеми силами предлагать взять на работу российских граждан, а в ФМС — затягивать с разрешением», — предполагает Каримов.
На 5 ноября, по данным ФМС, в России находились 87 680 турецких граждан, большая часть из которых — мужчины в возрасте от 30 до 49 лет. По данным на апрель 2015‑го, Минтруд выдал гражданам Турции 54 730 рабочих квот — 23% от всех выданных разрешений мигрантам, что делает Турцию вторым после КНР поставщиком рабочей силы в Россию. Основными работодателями турок являются турецкие строительные компании и их российские «дочки»: Yamata, Renaissance Construction, Gemont, Esta Construction.
Трудности замены
В Москве крупнейшим турецким девелопером считается компания Enka. «Только у Enka, которая входит в клуб инвесторов Москвы, здесь около 1 млн кв. м», — напоминает источник, близкий к Стройкомплексу Москвы. Уход турецких строителей может привести как к срыву сроков, так и к росту цен, не исключает он. В пресс-службах мэра Москвы и Enka не ответили на запрос РБК.
«Турецкие строительные компании занимают весомую долю на рынке качественного строительства, — утверждает президент группы ПСН Максим Гасиев. — Сокращение их количества, безусловно, освободит нишу, которую необходимо будет восполнять». Если на их место придут европейские компании, это может привести к удорожанию строительства, не исключает Гасиев.
Сами девелоперы в разговорах с корреспондентом РБК признаются, что работать с турецкими генподрядчиками сейчас крайне выгодно и удобно. «Надеюсь, что мы сможем достроить те проекты, по которым мы уже заключили контракт с турками, а что делать со следующими очередями, будем думать после Нового года, — говорит представитель крупного столичного девелопера жилья. — Большинство российских генподрядчиков, к сожалению, строят существенно хуже, а те, кто выдерживает высокое качество, просит за свои услуги существенно больше турок».
«В любом случае на сроки сдачи объектов это не повлияет, поскольку рынок очень конкурентный, — считает топ-менеджер федеральной девелоперской компании. — К тому же турецких строителей не так много — в основном инженеры и прорабы».
Уход турецких компаний со строительного рынка сегодня никому не выгоден, уверен партнер практики недвижимости юридической компании Goltsblat BLP Виталий Можаровский: «Мы уже наблюдали, как подобные ограничения обходились в издательской сфере. Никто не помешает туркам сейчас перерегистрировать компанию в Азербайджане и продолжить работать в России».
Нынешние заявления властей больше похожи на «сотрясание воздуха», полагает партнер юридической компании «Юков и партнеры» Марина Краснобаева: «Турки уже потратили слишком много денег и времени для того, чтобы занять здесь свою долю рынка, чего стоят получения всех необходимых допусков и лицензий. Скорее всего, они просто перерегистрируют компанию на другое юрлицо, за которым будет стоять кто‑либо, действующий в их интересах».
Овощи пострадали
Подготовленное в правительстве постановление о санкциях против Турции предусматривает введение ограничений на поставки овощей и фруктов, о непродовольственных товарах речь не идет, также заявил в понедельник Шувалов.
По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, список промышленных товаров, ввоз которых из Турции может быть ограничен, все же готовится, однако вводить эти меры пока не планируется.
Точный список попавших под эмбарго продовольственных товаров планируется обнародовать в ближайшее время, вступить в силу он может через несколько недель, пояснил Дворкович. По его словам, переходный период позволит российским ретейлерам переориентироваться на поставщиков из других стран.
Шувалов заверил, что в черный список попадут продукты, которые можно будет легко заменить поставками из других стран или от российских производителей. «Это все‑таки в первую очередь предложение не для того, чтобы наказать российских граждан, российских потребителей, а чтобы турецкая экономика почувствовала неблагоприятные последствия. Поэтому за основу берутся такие группы товаров, которые в турецком экспорте занимают существенное место, и для российских потребителей ограничения по такому экспорту по Турции не будут являться критическими», — сказал Шувалов (цитата по «РИА Новости»).
В прошлый четверг глава Минсельхоза Александр Ткачев заявил об усилении контроля над поставками продовольствия из Турции. По словам министра, 15% сельхозпродукции из Турции не соответствует принятым в России нормам. Усилить этот контроль на российской границе было поручено Россельхознадзору. По словам импортеров и таможенных брокеров, турецкие грузы стали направлять на полный досмотр или не пропускали вовсе.
Ретейлеры готовы
При ограничении поставок из Турции дефицит продуктов России не грозит, утверждает Ткачев. По его словам, цитрусовые Россия может закупать в ЮАР, Марокко, Китае, Аргентине, Абхазии и других странах. «Импорт овощей, в первую очередь помидоров, мы заместим из других стран, в частности Ирана, Марокко, Израиля, Азербайджана, Узбекистана», — заверял Ткачев.
Опрошенные РБК ретейлеры и поставщики также говорили, что в случае введения продовольственных санкций в отношении Турции продукты из этой страны можно будет заместить. Представитель Metro Оксана Токарева говорила, что в случае эмбарго компания будет замещать фрукты и овощи продукцией из Ирана, Марокко, Египта и Китая. Генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина уверена, что заместить турецкие томаты Россия частично сможет за счет увеличения собственного производства.
Финансовый директор сети «Магнит» Хачатур Помбухчан рассказал, что компания уже не делает новых заказов на поставки продуктов из Турции и ведет переговоры с производителями из других стран о возможном увеличении поставок: «У нас контракты на поставку продуктов есть и с Марокко, и с Египтом, — объяснил он. — Видимо, будем увеличивать объемы поставок [из этих стран]».
По словам исполнительного директора Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрея Карпова, ретейлеры понимают, что им скоро необходимо будет переориентироваться на другие страны, однако пока поставки из Турции продолжаются. «Многие ретейлеры уже ведут переговоры с производителями и дистрибьюторами о поставках из других стран», — добавил Карпов.
В случае введения санкций в отношении турецких фруктов и овощей рост цен неизбежен, уверяли ранее эксперты. «Срок поставок товаров из Турции занимает до недели, из Марокко — 15–20 дней, из Латинской Америки — до 30 дней», — объяснял менеджер крупного импортера фруктов «Ахмед Фрут Компани» Евгений Мальцев.
При участии Георгия Перемитина