Машинист метро. Большинство москвичей сталкиваются с ним ежедневно, видя его через стеклянный лоб локомотива подъезжающего поезда. Но многие ли задумываются о том, насколько трудна и ответственна эта профессия, считая, что вагоновожатый просто вовремя нажимает кнопки, а поезд вроде как движется сам. Мы решили провести один день с машинистом-инструктором в депо и показать его работу как она есть.
Вы когда-нибудь задумывались, каково ему там, в кабине? Когда за спиной сотни пассажиров, и ты отвечаешь за их жизни. Когда ты управляешь большой электрической машиной и должен знать устройство всех ее сложных механизмов? И самое главное: какое оно — метро глазами машиниста? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы вместе с одним из вагоновожатых спустились под землю, прокатились на поезде, побывали в депо и даже увидели, как проходят учения машинистов, где они отрабатывают поведение в чрезвычайных ситуациях.
8:00 ИНСТРУКТАЖ
Станция «Арбатская» Филевской линии. Оживленный поток людей стремится на работу. Среди них выделяется машинист-инструктор депо «Фили» Сергей Гончаров, быстрым шагом направляющийся к линейному пункту. Он заходит в помещение в торце станции, где его встречают сразу два машиниста, младших по званию. Один из них застегивает рукав — только что парни прошли медосмотр.
— Пульс и давление у нас должны быть как у космонавтов! Нездоровому и невыспавшемуся у пульта делать нечего, ответственность за пассажиров слишком велика, — поясняет машинист первого класса Александр Хохлов.
Выглядит молодой вагоновожатый бодро: спина прямая, глаза горят. Прямо образец того, в каком настроении нужно выходить на работу.
Долго поболтать не удается.
Сейчас Сергею Гончарову предстоит провести для вагоновожатых инструктаж перед выходом на линию. График в подземке — это святое, и на линию заступить нужно секунда в секунду. Поэтому отхожу в сторону и не мешаю работе.
— На перегоне от станции «Фили» до «Багратионовской» ограничение скорости не более 40 километров в час, — четко объясняет молодым машинистам Гончаров. — Это связано с прокладкой кабеля. Если вдруг случится отклонение в работе светофоров или что-то не так с путями — немедленно сообщать диспетчеру.
Инструктаж закончен. Бригада локомотива готова к работе.
09:00 ПЕРЕД ПРИБЫТИЕМ
— Буквально недавно так же, как эти машинисты, заступал на линию, — вспоминает Сергей, выходя из линейного пункта. — Сейчас работа у меня уже другая — больше слежу за вагоновожатыми, даю им наставления, обучаю. Сам сажусь за управление поездом только в крайних случаях.
Сергею 27, но карьеру он сделать уже успел.
— Помощником всего три месяца пробыл, затем довольно быстро получил лицензию на вождение поезда и стал машинистом, — вспоминает Гончаров. — Так быстро продвигался по карьерной лестнице, потому что искренне интересовался работой. С детства люблю все, что связано с железной дорогой: играл в нее, собирал модельки паровозов, доставал отца постоянными расспросами о том, как устроено метро, и всегда старался попасть к нему на работу.
Очень манило это скрытое от глаз обычного пассажира ощущение таинственности и шум поездов, который излучало само депо… Отец Сергея — его полный тезка. Кроме отчества. И должность у него такая же, так что на службу в метро единовременно выдвигаются два машиниста-инструктора Сергея Гончарова.
— Он в депо «Измайлово» чаще всего работает, я в «Филях», — делится Сергей-младший. — Комические ситуации возникают, когда вместе выходим на линию. Диспетчеру почти одновременно говорят: «машинист-инструктор Сергей Гончаров заступил в депо такое-то», а депо-то разные. И там, на другом конце провода, начинаются путаница и паника: как это один сотрудник может присутствовать в двух местах одновременно, — смеется он. — Отец до поры до времени был моим главным наставником в мире поездов, а сейчас наши профессиональные уровни почти сравнялись, ученик догнал учителя, и теперь мы просто увлеченно беседуем о работе дома за чашкой чая. Когда любишь свою работу — нетрудно часами говорить о ней.
Подъезжает поезд, Сергей заходит в кабину машиниста.
Едем в депо.
09:10 ТОННЕЛЬНАЯ РОМАНТИКА
С места машиниста метро выглядит иначе. Стоя в кабине, чувствуешь себя капитаном корабля, несущегося по волнам. Мы въезжаем в темный узкий тоннель, освещаемый ярким светом фар, впереди проносятся провода, тоннель изгибается подобно змее, перед поездом мелькают полоски шпал.
— Однако машинисту некогда любоваться тоннелями, — уверяет Гончаров. — Он следит за показателями скорости, состоянием поезда в пути. Нужно все время быть собранным: укладываться в скоростной режим, плавно и вовремя тормозить, а также нагонять, не превышая скорости, если вдруг происходит задержка. Столько задач, от того наша профессия и нервная такая.
Заезжаем на станцию, свет резко бьет в глаза, приходится зажмуриваться. Как позже объяснит Сергей, от резкого перепада света машинисты не получают серьезных нарушений зрения, но могут приобрести близорукость из-за того, что постоянно всматриваются вдаль.
— Вот такие люди серьезный стресс машинисту доставляют, — поясняет инструктор, показывая, как молодой человек в наушниках и с рюкзаком подошел прямо к краю платформы. — Ему-то, пассажиру, совсем не страшно, а машинист, видя таких, нервничает и уже готов нажать на тормоза.
09:30 КЛАДОВАЯ ПОЕЗДОВ
Вот мы и в депо. Место, недоступное простому москвичу: здесь десятки поездов дремлют в ожидании выезда. В больших ангарах их разбирают на части, моют и ремонтируют.
Словно рабочие пчелки, работники в синих костюмах суетятся вокруг составов. Часть вагонов разобрана — сняты кресла, колесные пары стоят в ряд, как гантели какого-то великана.
Побывать хочется везде: и залезть в смотровые ямы под составами, и забраться в этот желтый вагон, похожий на трапецию, но нельзя. Депо — объект повышенной опасности, и многие элементы здесь под напряжением.
— Можно получить смертельный удар током, ну или лишиться ноги, если наступить на что-то за желтой линией.
Так что лучше никуда не лезть без разрешения, — рекомендует Сергей.
Я гляжу на свисающие с потолка тросы, подающие ток, и желание спорить с ним пропадает.
— А так-то, если интересно, в депо целый спектр работ проходит: когда вагон разбирают — это плановый ремонт. А в смотровых ямах под ними, как правило, техосмотр проводят на наличие внешних повреждений.
Мы проходим в дальний конец депо, к техклассу.
09:45 ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ
В техниченском классе Сергея уже снова ждут машинисты. В этот раз — четыре парня чуть старше 20 лет. Сегодня они пришли учиться.
— Будем проводить аварийно-тренировочные занятия, — поясняет Гончаров.
Сначала Сергей объясняет задачи, а затем мы направляемся в поля, то есть в депо, где свои навыки молодые вагоновожатые отрабатывают на реальных поездах.
На канаве стоит чистый блестящий состав, в салоне вагонов горит свет, а затем он резко гаснет — электричество отрубается. Если такой случай происходит на линии — у состава включается экстренное торможение, и он встает посреди тоннеля.
Устранять это нужно в считаные секунды! В подземке на счету каждый миг, доля секунды имеет цену и может отразиться на удобстве и самочувствии пассажиров.
Стажер Андрей Баранов лихо справляется с задачей. Сразу понимает, в чем проблема, и поступает по инструкции: отключает на приборной панели неисправную батарею, из-за которой выбило электричество, быстро проходит по остальным вагонам, возвращая в исходное положение автоматические выключатели в аппаратном отсеке (такие ящики на стенах поездов вагонов типа «Русич»). Попутно он предупреждает воображаемых пассажиров, что неполадки устраняются и паника ни к чему.
— Машинист — это не кукла за рулем поезда, которая просто смотрит за показаниями приборов. Этот человек должен обладать мужеством, чтобы в любой ситуации принять быстрое и адекватное решение, — резюмирует свое успешное выступление Андрей. — И, соответственно, он должен регулярно отрабатывать последовательность действий в случае критической ситуации.
12:00 НА ОБЕД
После тренировок надо и подкрепиться. Проведя занятия, наш машинист-инструктор уходит на обед. Пока он восстанавливает силы запеканкой и бутербродами с сыром, его снова можно расспросить о жизни и узнать тайны метро.
— Тайны? — улыбается Гончаров. — Вы про гигантских крыс, что ли, и прочие тоннельные байки в духе поездов-призраков? Никто из моих коллег, сколько бы в метро ни работали, такого не видел. И вы в эту чушь не верьте, настоящие чудеса — это то, как наши сотрудники обеспечивают бесперебойную работу этого огромного и сложного механизма — метрополитена. Такой он для пассажиров, конечно. Для нас же это ответственная и ежедневная работа.
Несмотря на молодой возраст, Сергею уже доводилось проявлять себя в критических ситуациях и не допускать трагедии.
— Случай был на Смоленской — каким-то немыслимым образом бабушка упала с лестницы, кубарем покатилась прямо к рельсам и упала на них, — делится машинист. — Мы затормозили и остановились в нескольких метрах от нее. С бабушкой, слава богу, все оказалось хорошо. Еще забавный случай был, не экстремальный, но смешной, тоже со старушкой, — улыбается Гончаров, вспоминая. — Мне как-то звонят по связи «пассажир-машинист» и говорят так возмущенно: «А почему вы не следите, чтобы места в салоне пожилым людям уступали?» Ну что на это ответить? Пришлось извиниться и сказать, что все исправим.
Пока мой собеседник вспоминает прошлое, замечаю зажим в виде самолета у него на галстуке.
— Авиацией увлекаетесь?
— Да, обожаю самолеты, собираю их модели, но пилотом вряд ли стану — высоты побаиваюсь, — Сергей призадумался. — Пожалуй, мне вполне достаточно того, что сбылась моя мечта стать машинистом. Это же для меня всегда было чем-то большим, чем профессия — неким призванием. Мы с отцом, бывало, часами могли стоять перед железной дорогой и наблюдать, как проносятся мимо поезда...
13:20 ОБКАТКА
Сегодня как раз тот случай, когда Сергею придется сесть в поезд в качестве машиниста и управлять им. Он выполнит обкатку состава, часть вагонов которого недавно прошла ремонт.
— Ну сам понимаешь, если вагон только привозят с завода или с ремонта, его нужно проверить на все неисправности, так сказать, на практике, — поясняет машинист. — Проехаться на нем по тоннелю и без пассажиров, дабы не рисковать ими. Это и называется обкаткой.
Мы подходим к канаве, где Сергея ждет его поезд: начищен до блеска, сверкает, как новенькая гоночная машина, разве что мотор не рычит.
Двери ангара открываются, готовясь выпустить состав в его обкаточный путь. В вагонах открыты все люки — видны приборы, за исправностью которых мастера будут следить прямо на линии.
— В полу люки открыты не случайно, по стуку колес механику станет ясно, что не так, — объясняет Гончаров, отправляясь к головному вагону.
Заниматься такой работой может только очень опытный машинист, именно поэтому за пульт сегодня садится мастер.
— Новичок может не справиться с задачей, обкаточный вагон только пришел после ремонта или с завода, поэтому теоретически с ним может произойти что угодно.
Поезд отправляется. Выйдя из темноты ангара, он проезжает по парковым путям депо и быстро скрывается во тьме тоннеля.
Грустным взглядом провожаю вагоны. На обкатке на линии мне, неметрополитеновцу, нет места…
14:30–16:30 ОБУЧЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Поезд возвращается «домой».
Сергей сходит с лестницы головного вагона немного уставшим.
— Обкатка требует предельной концентрации, — поясняет он. — Чтобы уловить малейшие сбои в работе состава и чтобы ни одна, даже самая крошечная, неполадка, не прошла мимо внимания. Все-таки потом мы передаем вагоны в пользование пассажирам и отвечаем перед ними.
Откинув усталость, Сергей отправляется в учебный класс и снова продолжает обучать. В этот раз в кабинете уже не стажеры, а старшие машинисты — люди более опытные, но нуждающиеся в совете. До конца рабочего дня они будут обсуждать сложные вопросы, связанные с техникой.
По разговорам сразу ясно: машинист — это не простой работяга у руля железной машины, а еще и настоящий интеллектуал. Человек недалекий во всем этом многообразии не разберется.
— Мы должны знать все о технике, с которой работаем, — говорит машинист третьего класса Алексей Мамкаев. — У нас не должно быть случаев, когда ты что-то забыл или перепутал, поэтому знания нужно регулярно проверять и закреплять в общении со старшими товарищами. Ну и, конечно, постоянно расти в своем деле. Машинист, который остановился в развитии и сделал свою работу рутиной, не профессионал.
Конец рабочего дня. Наш герой, немного уставший, но довольный проделанной сегодня работой, неспеша идет домой. А вот для многих машинистов трудовой день только начинается, кто-то из них выходит и в ночь на технические работы в метро.
СПРАВКА
У машиниста-инструктора в колонне от 4 до 32 машинистов и помощников. На одном подвижном составе может быть закреплено от 4 до 12 человек, которые будут посменно им управлять. Рабочий день машиниста длится от 6,5 до 8 часов, есть дневные и ночные смены.