Владимир Путин вслед за главой Удмуртии Александром Соловьевым сменил руководителя Марий Эл Леонида Маркелова. Обе отставки, пришедшиеся на Приволжский федеральный округ, который в свое время возглавлял нынешний куратор внутренней политики Сергей Кириенко, связаны с непопулярностью глав республик и желанием Кремля избежать протестного голосования.
В четверг, 6 апреля, Владимир Путин сменил руководителя Марий Эл: стать и. о. главы республики президент предложил председателю подмосковного арбитражного суда Александру Евстифееву. Евстифеев будет исполнять обязанности главы Марий Эл до выборов в регионе, которые намечены на сентябрь 2017 года.
Евстифеев сменит на посту главы Марий Эл Леонида Маркелова, который бессменно руководил регионом с 2001 года. Маркелов подал в отставку самостоятельно, следует из опубликованного на сайте Кремля указа об освобождении его от занимаемой должности.
Отставка Маркелова стала второй за неделю в Приволжском федеральном округе (ПФО): во вторник, 4 апреля, Владимир Путин в связи с утратой доверия снял со своего поста главу Удмуртии Александра Соловьева, который руководил ею с 2014 года. Соловьеву предъявлено обвинение по уголовному делу о получении взятки (ч. 6 ст. 290 УК; до 15 лет колонии) на общую сумму 141,7 млн руб. Эти деньги Соловьев, по версии следствия, получил за договоренности со строителем мостов через реки Буй и Кама: за эти деньги чиновник обещал подрядчикам незамедлительно оплатить их работу из федерального и регионального бюджетов, а также выдать им лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу участка недр с песком и песчано-гравийной смесью. В тот же день Соловьев был арестован и помещен в СИЗО.
Освободившийся пост главы Удмуртии Владимир Путин предложил занять секретарю Общественной палаты Александру Бречалову, который помимо своей работы в ОП еще и сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ). До сентября он будет исполняющим обязанности, затем Бречалов планирует принять участие в выборах главы республики.
Разный контекст
Отставка Маркелова была предсказуемой, сказал РБК политолог Алексей Макаркин. На выборах главы Марий Эл в сентябре 2015 года рейтинг Маркелова был настолько низким, что он с трудом выиграл у не самого популярного оппозиционного кандидата от КПРФ Сергея Мамаева, напоминает Макаркин. На выборах Маркелов набрал 50,78% голосов, опередив Мамаева, за которого проголосовали 32,3% избирателей. «Ситуацию, в которую попал Маркелов, можно назвать политическим износом», — констатировал РБК политолог.
В полпредстве и Кремле были недовольны Маркеловым как в силу его низкого рейтинга на прошедших выборах, так и из-за скандалов, которые провоцировал глава республики, напоминает Макаркин. Один из самых громких скандалов случился в разгар предвыборной кампании главы Марий Эл в сентябре 2015 г ода. Тогда в Сети появилось видео, снятое в фельдшерско-акушерском пункте Звениговского района республики, куда приехал Маркелов. Глава республики за плохой, с его точки зрения, прием жителей стал угрожать раскопать единственную заасфальтированную дорогу к пункту. Видео вызвало большой общественный резонанс, на него обратила внимание федеральная пресса.
Сменщик Маркелова Александр Евстифеев хорошо знаком первому замруководителя администрации президента, куратору внутренней политики Сергею Кириенко. До работы
в Арбитражном суде Московской области Евстифеев был членом Совета Федерации, где занимал должность председателя комитета по правовым и судебным вопросам, а до этого работал в ПФО — с июня 2000 года по январь 2002-го он был заместителем полпреда, которым тогда был Кириенко.
Отставка Соловьева, который в отличие от Маркелова руководил республикой сравнительно недолго — три года, — оказалась куда жестче, чем официально добровольное отстранение главы Марий Эл. На людей из команды Соловьева были заведены уголовные дела, которые «вели напрямую к главе республики», напоминает РБК политолог Евгений Минченко. «Последние полтора месяца велась негласная работа по подыскиванию ему преемника. Тут сочетание факторов: отсутствие серьезной крыши в «политбюро 2.0», ситуативное назначение Соловьева. Говорят, что следователи удивлялись, насколько неаккуратно он себя вел», — уточнил РБК Минченко.
За три года вокруг Соловьева сложился клан, который занимался в том числе и дорожным строительством, рассказывал РБК политолог Николай Миронов. К этой сфере имел отношение и тезка губернатора, республиканский замминистра по строительству Александр Соловьев, по словам эксперта — близкий друг дочери главы Удмуртии.
«Мегапроект у них был — мост через Каму. На него Соловьев лично попросил у Путина деньги. Называли сумму 30 млрд руб. (федеральный и региональный бюджеты вместе). Путин должен был [в сентябре 2016 года] приехать открывать мост. Но мост оказался не готов. Были найдены нарушения. Возник скандал. Вскоре замминистра Соловьев (однофамилец и друг семьи) был арестован. Пошли аресты в дорожном ведомстве и близких к нему конторах. Путин лично по нему распорядился отработать», — рассказал РБК Миронов.
Фактор выборов
Отставки в ПФО напрямую связаны с ролью полпреда Михаила Бабича, считает политолог Константин Калачев. Бабич — пример полпреда, который переживает за результаты президентских кампаний во вверенных ему регионах, полагает Калачев. Ни отставленного главу Удмуртии, ни отставленного главу Марий Эл нельзя считать драйвером будущих выборов, уверен Калачев, а вот проблемой и угрозой считать можно было. «В Марий Эл уже два раза можно было наблюдать протестные голосования, — приводит пример Калачев. — Первый раз на выборах главы, когда Маркелов не без труда избежал второго тура. Второй раз — на выборах в Госдуму, когда, несмотря на противодействия Маркелова, там победил кандидат от КПРФ», — рассказал Калачев. С Удмуртией, по словам политолога, «было все тоже не просто» — для Соловьева выборы в Госсовет были бы серьезным вызовом.
Задача укрепления корпуса глав регионов в ПФО, которую ставит перед собой Бабич, соответствует интересам куратора внутренней политики Сергея Кириенко, уточняет Калачев. Именно поэтому отставки глав республик следует расценивать как аппаратный успех не только Кириенко (продвижение на пост главы Марий Эл своего человека), но и Бабича. Кириенко, объясняет эксперт, работает по схеме: поменять всех глав регионов, которые не могут обеспечить электоральные результаты и сами являются или могут явиться причиной протестного голосования. С тем, что причиной отставки глав Удмуртии и Марий Эл стала их непопулярность, согласен и политолог Андрей Колядин. «Это естественный процесс. Кириенко пришел во внутриполитический блок Кремля и хочет таким образом влиять на внутреннюю политику», — заявил Колядин.