Фигурант дела об убийстве Бориса Немцова Анзор Губашев рассказал на допросе, что политика застрелил Беслан Шаванов, а не Заур Дадаев, на которого указывает следствие. Шаванов подорвался на гранате во время задержания.
Анзор Губашев заявил на днях во время последнего допроса, что вечером 27 февраля 2015 года он гулял по Москве в районе Красной площади вместе с Бесланом Шавановым. Об этом РБК сообщил адвокат Губашева Муса Хадисов. Шаванов якобы должен был встретиться с неизвестным человеком и попросил Губашева сесть за руль машины ZAZ Chance. Через некоторое время Шаванов куда-то отлучился, затем позвонил Губашеву и попросил забрать его от Большого Москворецкого моста. Когда Губашев подъезжал к мосту, он увидел падающего человека. «Анзор Губашев указал на Беслана Шаванова как на убийцу Немцова», — подчеркнул адвокат Хадисов. Он отметил, что о мотивах Шаванова Губашеву ничего не было известно.
Борис Немцов был убит поздно вечером 27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту в Москве. Вскоре правоохранительные органы задержали пятерых предполагаемых убийц — Заура Дадаева, Анзора Губашева, Хамзата Бахаева, Шадида Губашева и Темирлана Эскерханова.
29 декабря 2015 года им было предъявлено обвинение в окончательной редакции. Все они подозреваются в совершении убийства по найму в составе организованной группы, а также в незаконном приобретении, ношении, перевозке и хранении огнестрельного оружия (п. «ж, з» ч. 2 ст. 105 и ч. 3 ст. 222 УК РФ).
По словам официального представителя СКР Владимира Маркина, уголовное преследование еще одного соучастника — Беслана Шаванова — было прекращено в ноябре 2015 года по нереабилитирующим основаниям в связи с его смертью.
Самоподрыв
Шаванов погиб во время задержания. Операция была поручена Службе по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом управления ФСБ по Чеченской Республике. Оперативники обнаружили его дома 7 марта в 15:00. Когда стало ясно, что у Шаванова могут быть при себе оружие и взрывчатые вещества, сотрудники ФСБ решили привлечь спецназ. В разных документах сведения о поведении Шаванова во время задержания противоречат друг другу.
По словам замруководителя службы чеченской ФСБ Александра Гамаюна, «на предложение сотрудников правоохранительных органов сдаться Шаванов оказал вооруженное сопротивление, бросив в сотрудников боевую гранату, затем привел в действие вторую гранату, находящуюся у него, в результате чего получил телесные повреждения, несовместимые с жизнью». Сотрудники, стоявшие ближе всего к погибшему в момент взрыва, пояснили следователям, что «каких-либо действий, направленных на нанесение вреда проводившим специальную операцию, [Шаванов] не предпринял, а именно взорвал себя».
Источник РБК, знакомый с ходом расследования, уверен, что роль Шаванова в преступлении до конца не расследована, а полученные по горячим следам показания Дадаева и родственников Шаванова о последнем периоде его жизни противоречивы. Более того, есть сведения, что в начале января Шаванов, как и офицеры «Севера» Заур Дадаев и Руслан Геремеев, отлучался из Грозного, но при этом в отличие от коллег не появлялся в Москве.
Судебно-психиатрическая экспертиза Шаванова показала, что фигурант дела не страдал психическими отклонениями, которые могли бы объяснить мотивы его самоубийства во время задержания.
Предполагаемый организатор
Обвинение в организации убийства заочно предъявлено бойцу батальона «Север» МВД Чечни Руслану Мухудинову. По версии следствия, Мухудинов может быть неким Русиком, о котором в своих первых признательных показаниях рассказывал предполагаемый киллер Заур Дадаев. Сразу же после задержания он утверждал, что умысел на убийство политика у него возник спонтанно, а причиной стала позиция Немцова по теракту в редакции журнала Charlie Hebdo в январе 2015 года. Организовать преступление ему помог некий Русик, который ездил на автомобиле Mercedes ML с номером 007. Позднее было установлено, что на этой машине ездил сослуживец Дадаева Геремеев, а водителем был Мухудинов.
Дадаев тогда же утверждал, что именно Русик достал оружие и машину ZAZ Chance, которая использовалась во время убийства Немцова. Позднее Дадаев отказался от этих показаний и заявил, что дал их под пытками. Но Мухудинова как Русика опознала домработница Геремеева.Сейчас следствие считает непосредственным убийцей Немцова сослуживца Шаванова по чеченскому батальону МВД «Север» Заура Дадаева. В своих первоначальных признательных показаниях он утверждал, что спланировал преступление вместе с Шавановым еще в январе.
«Наша позиция не меняется: мой подзащитный не стрелял в Немцова. Это совершенно точно. Комментировать новые сообщения СМИ относительно Шаванова я пока не готов, будем разбираться», — сказал РБК адвокат Дадаева Шамсудин Цакаев.
Адвокаты других фигурантов дела Магомед Хадисов и Заурбек Садаханов сказали РБК, что пока не слышали о новых показаниях Анзора Губашева.
Адвокат Вадим Прохоров, представляющий интересы детей Немцова, рассказал РБК, что не удивлен такой версией защиты обвиняемых. «Это классическая ситуация, когда очень удобно все свалить на мертвого человека. Но, разумеется, эти показания подлежат проверке, как и любые другие», — отметил Прохоров.
Он подчеркнул, что пока фигуранты дела еще не начали знакомиться с материалами дела: предполагалось, что это произойдет в конце декабря, затем сроки сдвинулись на январь, однако с появлением новых показаний не исключено, что ознакомление с томами дела вновь будет отложено, предполагает адвокат.