Результатом передела российского рынка из-за санкций стал резкий рост выручки зарегистрированных в РФ компаний с китайскими собственниками — по этому показателю они обогнали предприятия с владельцами из «недружественных» стран. По подсчетам экспертов, за последние два года на европейские компании пришлись 80% общего сокращения выручки иностранных организаций. Однако снижение продаж «недружественных» собственников не сопровождалось симметричным сокращением их активов. Отчасти это объясняется наличием среди таких владельцев «замаскированных» россиян — на них приходится треть активов с собственниками из «недружественных» стран. Остальные же, по всей видимости, выбрали стратегию «тихого присутствия» на рынке РФ — как из-за надежд на возвращение на него, так и из-за проблем с выводом активов.Данные финансовой отчетности о работе иностранных компаний в России подтвердили, что бенефициарами ухода с российского рынка «недружественных» поставщиков стали компании с китайским участием. К 2024 году им удалось в 2,5 раза увеличить выручку по сравнению с 2021 годом, подсчитали аналитики «СПАРК-Интерфакс», используя в том числе данные отчетности по РСБУ. В анализе учитывались результаты организаций, которые раскрывают как баланс, так и отчет о финансовых результатах,— юрлица, предоставляющие неполную отчетность или ее не раскрывающие, как правило, не ведут серьезной хозяйственной деятельности и остаются лишь «транзакционными» единицами.
Компании с китайскими собственниками, как следует из исследования, стали ведущими игроками на российском рынке среди «иностранцев» — их доля в общей выручке иностранных компаний достигла 11%. В результате компании из Китая обогнали ранее лидировавшие по выручке предприятия с владельцами из Германии, Нидерландов, Кипра. Рост выручки в 2,5 раза также показали индийские компании. Объемы продаж компаний с собственниками из СНГ также заметно увеличился: из Белоруссии — на 74%, из Казахстана — на 47%, из Узбекистана — на 36% (на них в совокупности приходится 8% общей выручки иностранцев).
Выручка же компаний из «недружественных» стран, по оценкам аналитиков, могла упасть за три года на 20% — всего на такие компании пришлось более 80% совокупного сокращения этого показателя в 2023 году по отношению к 2021-му.
Однако интересно, что снижение совокупной выручки иностранных компаний не сопровождалось столь же значительным сокращением активов. На компании с «недружественными» собственниками все еще приходится 60% активов и выручки иностранных фирм в России.
Оценка процессов внутри этой группы затруднительна: в ней по-прежнему высок удельный вес компаний с собственниками, которые только формально являются иностранными, но в конечном звене входят в структуры крупных российских холдингов. На «замаскированных» россиян, по подсчетам «СПАРК-Интерфакс», приходится около трети выручки и активов иностранных компаний из «недружественных» стран. При этом выручка фирм с российскими корнями даже увеличилась.
Активы «настоящих» «недружественных» компаний в России могли даже увеличиться, считают авторы обзора. С учетом сокращения объемов выручки речь может идти о стратегии «тихого присутствия» таких иностранных компаний на российском рынке — ограничив деловые операции в России, они сохраняют присутствие на рынке. Другие причины: планы на возможное возвращение на рынок РФ в будущем и проблемы с выводом активов.
Отметим, что темпы ухода иностранных компаний с рынка РФ замедляются, как и процесс деофшоризации российского бизнеса (см. график). На конец апреля 2024 года в России работало около 77 тыс. компаний, собственники которых были зарегистрированы за рубежом. В последние годы число таких компаний снижалось быстрыми темпами. Пик сокращений пришелся на 2019–2021 годы, когда количество таких компаний упало на 32% по сравнению с 2018 годом. Однако в 2022–2023 годах темпы ухода замедлились почти вдвое, а в первые четыре месяца 2024 года снижение составляет уже менее 1% к соответствующему периоду 2023-го.
Из этого следует, что де-факто большинство иностранных компаний, желавших уйти с российского рынка, уже покинули его.
Так, по данным Kept, на конец 2023 года почти две трети иностранных компаний решили выйти из российских активов или вынужденно утратили контроль из-за их конфискации (выборка — 300 юрлиц с материнской компанией в «недружественных» странах с выручкой бизнеса в РФ более 1 млрд руб. и существенными активами).
Ранее в Kept также зафиксировали сокращение российского рынка слияний и поглощений (M&A): количество внутренних сделок M&A за пять месяцев 2024 года сократилось на 30% по сравнению с тем же периодом 2023 года, а их сумма — на 39%. Крупнейшими событиями на рынке остаются сделки вынужденного характера, совершаемые из-за ухода иностранных инвесторов или продажи активов для диверсификации страновых рисков, но их количество также сокращается. Если за пять месяцев 2022 года состоялось 62 сделки по выходу иностранцев из российского бизнеса (всего за год — 204), то за такой же период 2023-го — 54 (за год — 120), 2024-го — 31 сделка.
По данным же агентства AK&M, в 2023 году состоялось 97 сделок иностранцев по продаже российских активов на $11,14 млрд, в 2022 году — 109 сделок на $16,31 млрд. В AK&M сокращение числа и объемов сделок объясняли двумя факторами — это законодательное усложнение выхода иностранного инвестора (речь в том числе идет об указе президента о запрете на сделки с долями иностранцев в стратегически важных предприятиях) и передача иностранных активов под временное управление «без юридической экспроприации, однако с фактическим отчуждением прежних собственников от управления и использования». В Минфине сообщали, что в 2024 году подкомиссия правительственной комиссии по иностранным инвестициям рассматривает большое количество сделок по продаже иностранными компаниями российских активов, но их объемы становятся скромнее.
Корпоративные юристы отмечают, что процесс ухода иностранных компаний по-прежнему затруднен и что правоприменительная практика пока не сложилась — успех каждой сделки зависит от множества факторов, в том числе, от размера дисконта при продаже иностранного бизнеса. Замглавы ФАС Андрей Цыганов на Антимонопольном форуме в июне 2024 года отмечал, что, хотя количество сделок по выходу иностранных инвесторов измеряется тысячами, каждая сделка уникальна и ссылаться на предыдущие бесполезно: единообразная практика формируется лишь в технической части рассмотрения заявок.