8 июля президент России Владимир Путин в пятый раз приехал на ВДНХ, на выставку «Россия», теперь уже на закрытие, а точнее на преобразование выставки в национальный центр «Россия». А специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников поражался временами детской искренности сотрудников выставки, с которыми встретился президент.
Гендиректор выставки «Россия» Наталья Виртуозова, конечно, очень переживала перед визитом президента в 75-й павильон ВДНХ. Дело в том, что для начала, перед встречей с многодетными семьями в рамках проекта «Это у нас семейное», Владимир Путин должен был поговорить с сотрудниками выставки «Россия». Хотя кому и что он должен? Не то слово.
И Наталья Виртуозова в который раз, видимо, прокручивала в голове текст, который она должна произнести перед президентом. Текст ведь должен быть коротким и емким. А как этого достичь? Почти никак. И вот она ходила вперед-назад, шепча заветные слова, которые выпорхнули бы из нее через несколько минут, подобно белым голубям из клетки (грудной),— чистые, невинные и яркие, как она сама.
А когда кое-кто сказал как отрезал: «Готовность одна минута»,— Наталья Виртуозова охнула и перекрестилась.
И они вылетели, слова.
— Не мы создаем эту выставку,— ворковала Наталья Виртуозова,— а она нас создает, делает лучше, и мы здесь собрались, чтобы хоть чуть-чуть передать вам те эмоции, которые мы здесь каждый день переживаем! Во-первых, нет такого аналога в мире и никогда не будет такого аналога в мире по продолжительности, по содержательности, по событийности!..
Если бы было еще что-то, еще какие-то понятия, вершины, до которых никому на планете не дотянуться, то она бы сказала, конечно, и про них, взятых. Но вроде все основное перечислила.
— Мы все время проводили социальные опросы посетителей. И вот у нас 99% гостей из тех, которые выходят (есть, похоже, и те, которые остаются.— А. К.), они что говорят: «Мы испытываем чувство гордости за свою страну!» — рассказала директор.
Хотелось бы услышать, что говорит тот процент, который один, но может, и не надо. Скорее всего, он, новый тихий, промолчит.
— 98%,— продолжала Наталья Виртуозова с восторгом, иногда захлебываясь от него, но не постоянно,— говорят, что они с уверенностью смотрят в свое будущее, потому что они живут в самой передовой стране мира, это абсолютная правда!
Так, это были уже 2%. Статистика настораживала.
— У нас вся страна создала выставку, ну просто вся страна, это без преувеличения! — говорила Наталья Виртуозова, и господин Путин посматривал на нее, казалось, с некоторым подозрением: лихорадочный энтузиазм всегда ведь слегка пугает осмысленного человека.
— Владимир Владимирович, я могу бесконечно говорить про свою любимую выставку!..— говорила Наталья Виртуозова.
— Я уже понял это...— кивнул президент.
— Самое главное — медицина и здравоохранение, спасибо Москве, что нам помогли... Сереж!..— кивнула директор выставки человеку в форме доктора.— Врач наш...
— У нас,— выступил доктор (из общего строя сотрудников),— уже появились постоянные посетители, которые приходят к нам просто измерить артериальное давление, проконсультироваться, просто пластырь попросить... Мы им никогда стараемся не отказывать... Тем более были случаи, когда мы действительно спасали жизни посетителей!
Ого, это было серьезное заявление. На выставке, оказывается, возникала угроза жизням людей.
— Но был неподдельный интерес к выставке! У нас посетитель сломал ногу...
— Здесь? — удивленно переспросил президент.
Что, торопился от стенда к стенду?
— Оступился,— развела руками Наталья Виртуозова.
Ничего себе, оступился. Оступившийся может покаяться. А сломавший ногу — только поставить гипс.
— Да,— подтвердил и доктор.— Мы ему первую помощь оказали, посадили в карету скорой помощи и отправили в травмопункт. А через несколько часов смотрим — он вернулся и в гипсе продолжил осмотр экспозиции!
А вот этот случай и вправду следовало признать характерным. Несгибаемые люди. Этот народ победить нельзя. Разве нужны еще доказательства? Сломать ногу на ровном месте и вернуться на это место, чтобы что?.. Да просто закончить начатое (то есть, возможно, сломать уже и вторую).
— Владимир Владимирович, так что спасибо большое! — неожиданно поблагодарил доктор господина Путина, благодаря которому все это, видимо, и происходит.
Сотрудник, возглавляющий на выставке департамент «контруправления потоками», отчитался президенту.
— 18,5 млн посетителей!..— говорил глава контруправления потоками (Какими и почему «контр»?.. Да откуда я знаю... Самому хотелось бы понять...— А. К.). Люди и в невероятные морозы, и жару приходили к нам, пели песни и, даже стоя в очередях, читали стихи великих русских поэтов вместе с нашими добровольцами!..
Я думал о том, хотел ли бы я оказаться в такой очереди. Что-то меня смущало. Но что?.. Отчего было не по себе?..
— Когда мы придумывали механику загадывания мечт,— рассказывала еще одна сотрудница,— мы переживали, что они будут либо очень детскими, либо материальными, но сейчас, подводя итоги, могу сказать, что будущее России точно в надежных руках!
Слушая сотрудников выставки, я уже не был в этом так уверен.
Фрося, как она себя назвала, подросток лет 14, призналась, что она как раз из тех, кто реализовал свою мечту. Она стала экскурсоводом на выставке:
— Вы так много ездите, вы общаетесь с разными людьми. Приглашайте к нам всех! Мы всем расскажем, какая у нас великая, огромная страна!
Премьер-министр Индии Нарендра Моди уже как раз приехал.
— Я представляю Ставропольский край! — громко засмеялся губернатор края Владимир Владимиров.— Выставка на самом деле превратилась в гордость! Было бы хорошо создать национальный центр «Россия»... И я предлагаю создавать филиалы центра во всех регионах Российской Федерации! Готовы стать пилотом!
Казалось бы, уже нечего придумать. А вот можно же! Взлетаем.
— И чтоб не получалось, что кто в лес, кто про двора...— споткнулся губернатор.— Про дрова... Конечно, нужно все это централизовать под федеральным центром!
Губернаторская поговорка про «централизовать под федеральным центром» далась Владимиру Владимирову легче, чем скороговорка про траву на дворе. Просто без запинки.
Слово «стандартизовать», последовавшее затем, далось ему не так безукоризненно. А не надо браться за такое, если не уверен в успехе. Вот Наталья Виртуозова выкрикнула бы такое на зависть губернатору.
— У всех был восторг! — рассказывала президенту сотрудница «Первого канала».— И в сюжетах, и у зрителей!
И тот, и другой восторг был объясним.
— Я запросила циферки. Не знаю, любите вы их или нет... Но 6 млн зрителей посмотрели эфир в программе «Время» об открытии выставки!..— продолжила сотрудница «Первого канала».
Про цифры телеканала «Россия» она умолчала.
— И, безусловно,— добавила она, — когда мы дальше работали и делали сюжеты, то мне мои друзья писали и спрашивали: а правда ли все так, как у вас в сюжетах показывается?..
Друзья, конечно, хотели перепроверить.
Между тем корреспондент ВГТРК не обошел вниманием и успехи телеканала «Россия».
— Два региона выбрали в качестве символов динозавров,— неожиданно рассказал он.— Кемеровская область, Киров... Динозавров... Там идут раскопки... Да...
Рассказ оказался сдержанным, но все-таки емким.
— Приехали мы... Кажется, это был январь...— ударился в воспоминания сотрудник НТВ.— Снимать стенд Москвы... Убедились, что выставка открыта для всех (уверенности-то все-таки не было.— А. К.). Я вижу, что стоит слабовидящий человек. Я говорю: как, что?.. Он говорит: «Здесь можно не только посмотреть, здесь можно потрогать достопримечательности, послушать шум моря, принюхаться...»
Ну вот уж последнее замечание было, возможно, лишним.
— То есть выставка «Россия» была доступна всем россиянам, невзирая на их физические возможности,— закончил корреспондент НТВ свою в целом справедливую мысль.
— Я производитель косметики из Пскова. Нам нет еще года. Мы в оформлении отошли от минималистического европейского оформления (это плюс.— А. К.). И сосредоточились на творчестве крестьян XVII–XVIII веков,— честно рассказала девушка из Пскова.— Росписи прялок, изразцы региона, кружева... Исконно русские...
Да что исконно... Иконно русские.
— И нас ни одна торговая площадка не брала, ни один магазин!.. Потому что это нетипично, потому что это неформат! — сокрушалась между тем сотрудница косметической фирмы.
А выставка «Россия» приютила.
— Женщины брали наши средства из универмага во все регионы!.. Во все уголки!.. Это было феноменально!..— воскликнула она.
Дамы, короче, разобрали бесплатную косметику моментом.
Президенту рассказывали, как на выставке рисовали вином (в каком состоянии?) и грязью (ну понятно). Его благодарили за «патриотические мурашки» и гарантировали: «Крым ваш».
И уже ничто не казалось лишним.