Отец и дядя, заядлые рыбаки, часто выбирались на берег Дона с палаткой и брали с собой маленького Женю. Поэтому уже с первой зарплаты военный инженер-конструктор Евгений Марсаков приобрел себе байдарку и палатку.
– Терпеть не могу организованный отдых и не люблю жару, поэтому отпуск стараюсь проводить там, где похолоднее и где места по-настоящему дикие, – говорит путешественник. – В этом плане Россия – страна, в которой до сих пор полно неизведанных мест, идеальное поле для прокладывания самых интересных маршрутов.
Несколько лет назад Евгений Марсаков работал видеооператором на НТВ. Сейчас у него есть свой сайт «Марс», где его фильмы о дикой природе набирают тысячи просмотров и восторженных откликов со всей России. Особенно понравилось зрителям авантюрное видео «1000 километров по Сибири»: путешествие по малым рекам от поселка Агирши в Ханты-Мансийском округе до самой Печоры на Урале.
Вот уже более тридцати лет Евгений Марсаков путешествует с другом Вадимом Чернышевым, профессором Волгоградского государственного политехнического университета. «Не у каждого доктор наук рулевым в байдарке!» – хвастает он. В одном из первых совместных походов в 1989 году друзья, тогда еще неопытные туристы, даже встретили медведя. Тот утром пришел «в гости» в их палатку, которая стояла у реки Улькан, что за Байкальским хребтом. Пошуршал палаткой, людей не тронул и с достоинством удалился. Видно, сытый был.
На порогах реки Лагорты на Полярном Урале друзья со всего маху напоролись на большой валун. Каркасная байдарка треснула и буквально намоталась на камень. Туристы оказались в воде с веслами в руках. А потом еще четыре часа провели в ледяной реке, таская с места кораблекрушения вещи. Выволокли по частям и раздолбанную байдарку.
Хорошо, осталась пустая банка из-под тушенки. В ней грели себе всю неделю до Салехарда воду на чай и готовили крупу, так и выжили.
А как же плыть к людям, если от байдарки остались одни обломки?
– У меня диплом по конструированию самолетов, уж байдарку как-нибудь да соберу, – сказал Евгений и принялся за дело. Ремонт плавсредства занял два дня. Кое-где алюминиевые штыри пришлось заменить сосновыми палками, примотали их проволокой.
Там же на Урале, в тайге, вдруг увидели одинокого туриста.
– Эй! – кричит. – Время есть?
– Есть. А что?
– Поговорить! Я уже второй месяц путешествую, людей не видел…
Оказалось, это врач с Украины, тоже заядлый путешественник по диким местам. У него закончилась провизия. Наши туристы с ним поделились, а медик угостил Евгения с Вадимом витаминами.
В походе всегда встречаются интересные люди. Самый удачный поход, как вспоминает Марсаков, был на озере Фролиха, недалеко от Байкала. Вадим поймал там щуку весом 12 килограммов. Нажарили семь сковородок щуки. Ну куда двоим столько?!
– Сидим на острове, жарим щуку, – рассказывает путешественник. – Вдруг видим, из-за острова мужик на байдарке плывет. «Мужик, плыви сюда!» – «Чего надо?» – испугался турист. «Рыбу будешь?» – «Буду!» Он еще и товарища с собой привел. Выяснилось, что это туристы тоже с Волги, из Ульяновска. Почти земляки. Вот мы ели эту щуку, ели, им в пакеты с собой насовали. А этих туристов с рыбалки на берегу жены ждут. Представляю, что они им сказали, когда увидели, что мужья везут с рыбалки уже жареную рыбу в пакетах!
Совместная трапеза имела продолжение: потом друзья даже ночевали проездом у этих едоков в Ульяновске.
Красивых глухих мест в России полно. На Белом море наши туристы нашли заброшенные церкви и скиты староверов на берегу. И всюду, как выяснилось, можно прокормиться салом, крупами и «подножным кормом»: дичью, рыбой и грибами. Очень бюджетный отдых выходит – по две тысячи рублей на человека на целый месяц.
– На Енисее встретили хетов, – вспоминает Евгений. – Это древнее охотничье племя, их всего около тысячи человек в мире осталось. Когда планировали поход, прочитали, что у них еще сохранились жертвоприношения. Даже засомневались, стоит ли туда соваться… Оказалось, милейшие люди, подвезли нас до берега на лодке. Там, где стоит деревушка хетов, теплоход не останавливается, там даже пристани нет. Теплоход только притормаживает немного, а хеты на своих лодках, как сомалийские пираты, окружают теплоход и снимают с него своих родственников, а тех, кому надо плыть, наоборот, перебрасывают через борт. Так же поступают и с провизией.
Команда туристов-экстремалов живет под девизом «Мы трудностей не ищем – мы их создаем, а потом героически преодолеваем».
Спрашивается, зачем это нужно? Да просто столько прекрасных потаенных мест открывается взору путешественника в тех краях, где раньше никто не бывал!