Не продается вдохновение, но можно рукопись продать. Вторая часть фразы — это как раз про то, что сейчас все чаще называют креативными индустриями. Группа депутатов и сенаторов подготовила законопроект, которым предполагается упорядочить эту сферу. Предположительно он будет внесен в Госдуму сегодня, во вторник, 31 октября.
- Важно, чтобы участники этой сферы могли получать меры поддержки как в других отраслях экономики. Но для этого нужно вывести ее из тени и вообще определить, что это такое - креативные индустрии и кто к ним относится, - рассказал KP.RU автор законопроекта, первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко. - У нас, к сожалению, большой отток за рубеж людей творческих профессий. Принятие законопроекта могло бы стать для них сигналом: у нас теперь все цивилизованно - возвращайтесь!
Главный вопрос, который возникает у обычного человека, а что все-таки скрывается за этими умными словами - «креативные индустрии»?
- Возьмем пример блогера, который ведет канал в Дзене, - объясняет Денис Кравченко. – Если он его ведет для себя, чтобы поделиться, например, рецептом, то это сфера творчества. А если использует свою площадку для рекламы и это приносит ему доход, то это уже креативная индустрия.
Блогерами, конечно, дело не ограничивается. Вот еще несколько примеров деятельности, которая предполагают не просто творчество, но именно работу в креативной индустрии:
- музыканты и звукозаписывающие студии,
- архитекторы-дизайнеры, создающие уникальные проекты для новой городской среды,
- промышленные дизайнеры с авторскими решениями, благодаря которым повышается привлекательность продукции,
- разработчики компьютерных игр,
- и многие-многие другие.
КРЕДИТ НА ИДЕЮ
- По сути, креативная экономика — это когда культура, знания, которые определяют творческий потенциал людей, начинают работать как экономический актив, - говорит Денис Кравченко.
Зачастую с превращением этого потенциала в актив (то есть источник заработка) у нас и наблюдаются сложности. В том числе из-за того, что ряд вопросов не урегулирован законодательно. Творческий продукт — нематериален. Как, например, выдать под него кредит? Да и с защитой интеллектуальной собственности не всегда все хорошо.
Законопроект не претендует на то, чтобы решить все эти вопросы. Но он создает базу, на основе которой их решать будет возможно.
В частности, даются определения, кто есть кто и что есть что. Должны появиться реестр субъектов креативных индустрий и объектов инфраструктуры креативной экономики (не пугайтесь умных чиновничьих названий - это все нужно, чтобы эти самые субъекты и объекты могли получать господдержку). А также уполномоченный орган, который будет отслеживать состояние дел в креативной сфере. Сейчас ею занимаются в той или иной мере несколько ведомств - от Минкульта до Минстроя.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Нужен единый подход
Президент автономной некоммерческой организации "Креативная экономика" Марина Абрамова:
- Мы с самого начала объясняли необходимость единого подхода к регулированию креативной отрасли страны. Ранее мы обсуждали только точечные решения, которые касались отдельных креативных индустрий: IT, анимация, производители контента и так далее. А закон о развитии креативных индустрий позволит объединить их все, сформулировать базовые понятия и определения, чтобы в конечном счете увеличить долю креативной составляющей в экономике.