Лихо закрученная интрига с отправкой космических туристов вокруг Луны на российском корабле «Союз» вышла на новый виток. Владимир Солнцев, гендиректор Ракетно-космической корпорации «Энергия», строящей «Союзы», на заседании экспертного совета в Госдуме заявил: для модернизации корабля, адаптации его к полету вокруг Луны необходимо около 500 млн долларов, и — это главное! — без государственной поддержки реализовать такой проект нереально.
Удивительный поворот, не правда ли? Покатать иностранных туристов за государственный счет — это что-то новенькое. Ноу-хау финансиста (ранее Солнцев работал президентом инвестиционной компании, был вице-президентом крупного банка). Все ли 500 млн долларов гендиректор хочет получить из бюджета или какую-то часть, но в любом случае возникает вопрос: почему Россия должна оплачивать экзотические желания, скажем, японского миллиардера?
Разумеется, удовольствие это не бесплатное. За билеты два туриста, которым обещан облет Луны на «Союзе» вместе с российским пилотом-космонавтом, должны заплатить по 120 млн долларов. Но, во-первых, этого совершенно недостаточно для реализации всей программы. А во-вторых, отдавать всю сумму за шесть лет до старта (а именно столько времени пройдет после подписания контракта до исполнения мечты) мало кто захочет. Сторонники «туристического» проекта считают, что коммерческие полеты вокруг Луны со временем окупят затраты на модернизацию корабля. Что ж, в таком случае пусть руководитель РКК «Энергия» спокойно закрывает финансовую дыру, взяв кредит в банке. Так нет же, он почему-то предпочитает надеяться на господдержку.
Космический туризм (и это аксиома!) должен приносить прибыль. Но реализация предложения «эффективного менеджера» из «Энергии» ввергнет государство в немалые убытки. Зачем это нам? С самого начала опытным специалистам было ясно, что глубокая модернизация «Союза», многоступенчатые испытания новых систем, проведение обязательных облетов Селены в автоматическом режиме потребуют огромных затрат, не покрываемых стоимостью турпутевок и потому непосильных для предприятия. Но почему-то экс-банкир увлекся этим проектом. С туристами ведутся длительные переговоры, выпущены эскизный проект и другая документация: И что теперь?
Тем временем Россия сокращает численность космонавтов на МКС, отменяет многие программы. И при такой нехватке средств господин Солнцев собрался использовать деньги российского бюджета, чтобы прокатить в космосе иностранных миллиардеров. Ради чего?
Еще в прошлом году гендиректор «Энергии» уверенно заявлял: «Как только мы наберем «критическую массу» подтвержденных заявок на облет Луны, то быстро сможем развернуть масштабную работу». Но, видимо, не удалось найти столько желающих — что, собственно, и предсказывали эксперты. И тогда предлагается вложить государственные средства не в перспективную технику, а в корабль, который летает уже полвека. А Роскосмос молчит. Между прочим, 500 млн долларов — это 30 млрд рублей. А на всю Федеральную космическую программу в 2017-м запланировано 92,5 млрд. Нет уж, пусть все-таки полетами туристов в космос занимаются специализированные компании.
Впрочем, гендиректор «Энергии», сказав «а», говорит и «бэ» — выступает еще и за сворачивание научных исследований на нынешних модулях российского сегмента Международной космической станции. «МКС у нас загружена на 30%, — уверяет Солнцев. — Стоит тема расширения российского сегмента и замена (модулей. — «Труд»). У нас модули на МКС летают по 20-25 лет, и они вышли за ресурсы. Их использование для экспериментов и серьезной работы все менее целесообразно. Почему бы, допустим, не трансформировать в какую-нибудь космическую гостиницу, условно говоря. Те модули, которые у нас имеются, приспособить для космического туризма».
Это уже нокаутирующий удар! Но для начала напомним руководителю легендарного предприятия: на МКС нет ни одного модуля, который летал бы 25 лет. Первый блок «Заря» был запущен в ноябре 1998-го, «Звезда» — в 2000-м, «Поиск» — в 2009-м: И на МКС, замечу, проводится немало интересных исследований. Впрочем, еще в 1990-х были деятели, уверявшие, что космонавтика России уже не нужна. И вот припев к той старой песне: «Превратим модули в космическую гостиницу». А что, вози себе туристов — и никаких забот и проблем. Как говаривал Остап Бендер, плодотворная дебютная идея...
Светлана Савицкая, первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос, выступая в Госдуме, дала жесткие оценки нынешней ситуации в отечественной космонавтике: «Есть такая аргументация руководства Роскосмоса, что вроде бы и экспериментов у нас нет таких, какие необходимо проводить с большим количеством людей на орбите. Это неправда — эксперименты есть. Только и руководство Роскосмоса, и корпорации должны работать с учеными, с Академией наук. В свое время очередь стояла, чтобы эксперимент поставить в космосе...»
Вот и глава Роскосмоса Игорь Комаров, тоже считающийся «эффективным менеджером», недавно предложил перейти от постоянного российского экипажа на МКС к разовым миссиям: меньше запусков, меньше хлопот, меньше расходов... А научная составляющая, практическая отдача, престиж страны не имеют значения? Пусть американцы, европейцы, китайцы берут новые высоты в космонавтике. Давайте отдадим им всю МКС, а за собой оставим космический извоз, подадимся в таксисты. Но в таком случае надо честно спросить себя, как в анекдоте про таксиста: так нам летать или шашечки? Ведь мы сознательно выбираем такой вектор, который отбросит нашу космонавтику далеко на обочину, а Россию обречет на бесповоротное отставание от развитых стран.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин еще в 2013-м сказал прямым текстом: «Зачем, кому и что мы должны доказать в пилотируемом космосе? Доказать, что наши космонавты могут на орбите как угодно долго? Доказали уже. Это большие деньги, зачем нам сейчас это нужно?» И на днях Дмитрий Олегович повторил: если не ясно, зачем нужен человек на орбите, то надо оценить, не стоит ли осваивать космос только автоматами...
Сегодня многих работников ракетно-космической отрасли волнует наметившийся тренд на сворачивание пилотируемой космонавтики в России. Я попросил прокомментировать ситуацию специалиста, знающего ее изнутри, — опытного инструктора Центра подготовки космонавтов, готовящего экипажи к выходу в открытый космос, начальника тренажера «Выход-2» Олега БЛИНОВА. Он прошел полный курс подготовки к космическому полету, получил квалификацию «космонавт-испытатель», в прошлом году вернулся к инструкторской работе и хорошо знает настроения космонавтов.
«Меня очень удивило недавнее заявление руководителя «Энергии» Владимира Солнцева о том, что МКС загружена на треть, — говорит Олег Владимирович. — Про российских космонавтов я могу сказать со всей определенностью: они работают с максимальной отдачей и загружены на 100%. Во время полугодовой экспедиции выполняют по 50-60 перспективных экспериментов, в том числе нацеленных на будущие полеты в дальний космос. А еще неизбежные ремонтные работы, выполнение оперативных заданий. Какие там 30-процентные загрузки?!
Странно слышать и предложение трансформировать нынешние модули российского сегмента МКС в космическую гостиницу для туристов. Мол, «использование модулей для экспериментов и серьезной работы все менее целесообразно». Это, конечно же, не так. По сути, речь идет о сворачивании пилотируемой космонавтики. На мой взгляд, такие предложения — это тупик, путь в никуда. Свести почти к нулю отечественную пилотируемую космонавтику, угробить то великое дело, у истоков которого стояли Королев, Гагарин, да практически весь Советский Союз, — это... Даже не нахожу слов!»