Правительство Москвы активно развивает дорожно-транспортную инфраструктуру мегаполиса, продолжая строить современные магистрали, мосты и путепроводы. В 2011–2023 годах в столице построено 1360 километров новых дорог, что составляет 25 процентов существующей улично-дорожной сети. В Москве появилось 429 новых тоннелей, эстакад и мостов — количество искусственных транспортных сооружений в городе выросло на 65 процентов.
Активное дорожное строительство в Москве способствует достижению показателей, установленных национальным проектом «Безопасные качественные дороги». Он помогает развитию транспортной инфраструктуры России: строятся новые современные магистрали, мосты и путепроводы, применяются новейшие технологии и материалы, внедряются интеллектуальные транспортные системы, повышается сохранность трасс.
Стратегические задачи
Среди первоочередных задач на ближайшие годы столичное правительство выделяет развитие радиальных направлений, соединение разрозненных территорий и создание новых поперечных связей, а также интеграцию улично-дорожной сети, остановочных пунктов и городских вокзалов (метро, МЦК и МЦД). Одним из приоритетов развития транспортной системы столицы является реконструкция и строительство развязок на МКАД. Начиная с 2012 года была построена или реконструирована 21 развязка. В марте этого года досрочно завершены работы на пересечении МКАД с улицей Верхние Поля, построено 4,4 километра дорог, в том числе 4 эстакады со съездами. Устаревший «клевер» заменили на полноценную развязку с направленными съездами, ведущими на Южную рокаду (улица Верхние Поля), Новоегорьевское шоссе и к торговым комплексам «Садовод» и «Мега». В результате реконструкции пропускная способность развязки выросла в 1,5 раза — теперь в часы пик машины могут проезжать по съездам быстрее. Улучшилась транспортная доступность районов Капотня, Люблино, Марьино, а также городов Дзержинского и Котельники, в которых проживают свыше 600 тысяч человек. В сентябре 2023 года досрочно завершены работы и введен первый этап транспортной развязки на пересечении МКАД с улицей Липецкая, в рамках которой построено 6,8 километра дорог, в том числе 6 путепроводов (936 метров) и один тоннель (84 метра).
Сегодня продолжаются реконструкции развязок на пересечении МКАД с Алтуфьевским шоссе и на пересечении с улицей Капотня, также ведутся дополнительные работы на пересечении с улицей Липецкая, которые увеличат пропускную способность прилегающих участков кольцевой автодороги.
Ключевыми проектами городских властей остаются продление южного направления МСД за пределы МКАД, завершение строительства Южной рокады и автодороги Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.
Полноценное движение по основному ходу МСД открыли 9 сентября 2023 года. Автомобилисты могут проехать с севера на восток столицы от Бусиновской развязки до трассы М-12 и с востока на юг до Варшавского шоссе в районе МКАД. Ежедневно по МСД проезжают около 400 тысяч машин. Магистраль входит в список наиболее популярных трасс города. Благодаря МСД время на дорогу по некоторым направлениям сократилось на 25–50 процентов. До 15 процентов разгрузились участки Садового кольца, Третьего кольца и МКАД. Продолжается строительство участка Южной рокады от Каспийской улицы до 1-го Котляковского переулка. Его готовность столичные власти оценивают в две трети. Об этом говорит заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
— По проекту здесь возведут семь путепроводов. Строительство трех из них общей протяженностью 1,3 километра завершено, по ним уже идет движение транспорта. На четырех искусственных сооружениях ведутся активные работы. Общая строительная готовность участка составляет почти 70 процентов, — отметил Владимир Ефимов.
Длина участка превышает 9,5 километра, из них 2,77 километра приходится на основной ход, который уже запущен, остальное — на улично-дорожную сеть. Вдоль участка Южной рокады по проекту также создадут инфраструктуру для пешеходов. Будет устроено 55 тысяч квадратных метров тротуаров, несколько пешеходный спусков с пандусами и лестницами. Также строятся три подземных пешеходных перехода через Кантемировскую улицу.
Пропускная способность
Магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе (СБВ) является важной частью нового транспортного каркаса столицы, который строится по поручению мэра Москвы Сергея Собянина. Она пересекает четыре вылетные магистрали — Боровское, Киевское, Калужское и Варшавское шоссе, свяжет еще с двумя (Минское, Симферопольское) и станет дублером юго-западной и южной части МКАД. Длина трассы составит более 22 километров (по три-пять полос движения в каждом направлении), общая протяженность новых дорог с учетом развязок — свыше 93,3 километра. Строительство трассы поделено на пять этапов. Три участка уже открыты для движения. Первый — между Киевским и Калужским шоссе, он проходит параллельно перегону «Саларьево» — «Коммунарка» Сокольнической линии метро. Это первый опыт строительства совмещенной автотрассы и линии метро в Москве. Второй — от Калужского шоссе до транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Столбово», в его составе возвели уникальное искусственное сооружение — двухкилометровый совмещенный автомобильный и метротоннель на пересечении с Калужским шоссе. Третий участок — от Боровского до Киевского шоссе — был введен в декабре 2022 года на год раньше контрактного срока.
В составе участка построено семь километров дорог, включая эстакаду над Боровским шоссе, тоннель под Киевским шоссе, а также два подземных пешеходных перехода в районе Новоорловской улицы и горнолыжного склона «Ново-Переделкино». Дополнительно до конца 2024 года на пересечении с Новоорловской улицей планируется построить транспортную развязку протяженностью два километра, включающую путепровод длиной 123 метра. Это улучшит транспортную связь районов Солнцево и Ново-Переделкино. Еще два участка магистрали находятся в строительстве: от метро «Коммунарка» до улицы Поляны и от улицы Поляны до Варшавского шоссе.
— Заключительный этап от улицы Поляны до Варшавского шоссе планируется завершить в 2026 году. Сейчас ведутся работы на путепроводе через железнодорожные пути и эстакады в районе улицы Поляны, а также перекладка коммуникаций. Это важный участок СБВ, так как он соединен с участком южного направления Московского скоростного диаметра. Автомобилисты и жители прилегающих районов уже в скором времени почувствуют улучшение транспортной ситуации, — рассказывает руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
Увеличится пропускная способность Варшавского и Симферопольского шоссе, а также МКАД за счет новой связи на данном участке. Также будет обеспечен, минуя МКАД, комфортный выезд с Варшавского шоссе в сторону Калужского и Киевского шоссе. Более чем наполовину готова трасса, связывающая МСД с магистралью СБВ.
— Мы на юге столицы формируем новый дорожный каркас. Идет работа по соединению южного направления Московского скоростного диаметра. В конце этого года мы должны прийти на Симферопольское шоссе и Варшавское, соединить их и таким образом разгрузить эти две трассы. В 2025 году уже планируем выйти с Московским скоростным диаметром на связку с Калужским, Киевским и Минским шоссе, — говорит мэр Москвы Сергей Собянин.
Бессветофорная трасса длиной 3,5 километра по прямой с тремя-четырьмя полосами движения в каждом направлении берет свое начало в районе 32-го километра МКАД и доходит до соединения со строящейся трассой СБВ около Новобутовской улицы.
Предусмотрены съезды на федеральную трассу М-2 «Крым» (Симферопольское шоссе) и Варшавское шоссе. По оценкам ЦОДД правительства Москвы, появление связки между МСД и трассой СБВ позволит избежать перепробега автомашин до 2,5 километра, а время проезда сократится в среднем на 23 минуты. Снизится уровень загрузки на внутренней стороне МКАД от Липецкой улицы до Варшавского шоссе, на Варшавском шоссе от улицы Подольских Курсантов до МКАД, в Ступинском проезде от МСД до улицы Подольских Курсантов, на Россошанской улице от Дорожной улицы до Варшавского шоссе.
Дополнительные маршруты
Формирование поперечных связей между районами при помощи путепроводов является важным направлением развития дорожной инфраструктуры столицы. С начала 2011 года за счет бюджета Москвы построили и реконструировали 29 автодорожных путепроводов. Так, в марте мэр города Сергей Собянин открыл 2 новых путепровода через МЦД-3 рядом с аэропортом Шереметьево. Он не только облегчит путь в Шереметьево, но и позволит модернизировать инфраструктуру для строительства магистрали Москва — Санкт-Петербург. Новые путепроводы создадут для водителей дополнительные маршруты передвижения по городу, уменьшат заторы и улучшат транспортную ситуацию в Москве.
В III квартале этого года будет достроен путепровод через МЦД-1 около станции «Бескудниково». Он соединит улицы 800-летия Москвы в районе Восточное Дегунино САО и Инженерную в районе Алтуфьевский СВАО. Благодаря ему улучшится транспортная доступность станции «Бескудниково» МЦД-1, снизится нагрузка на прилегающие магистрали, увеличится пропускная способность Дмитровского, Коровинского и Алтуфьевского шоссе, а также улиц 800-летия Москвы, Инженерная и Дубнинская. Сразу три путепровода построят в 2025 году на пересечении первого и третьего МЦД. Они соединят улицы Валаамскую и Академика Королева.
В результате появится дополнительная транспортная связь между севером и северо-востоком города. Увеличится пропускная способность улиц Академика Королева, Дубовая Роща, Милашенкова и Комдива Орлова. Важной частью транспортной инфраструктуры являются мосты. Начиная с 2011 года в Москве было возведено 25 автомобильных мостов. Самые большие построены через Москву-реку, Канал имени Москвы, Яузу, затоны Кожуховский и Новинки, а также через реки Десна, Лихоборка, Молодцы, Пахра, Пехорка, Сетунь, Сосенка, Сходня и Цыганка. В столице проектируют и строят семь автомобильных мостов протяженностью около 1,5 километра, возводят крупные мосты вблизи Новозаводской улицы и в продолжение улицы Мясищева, благодаря которому появится новая транспортная связь между западом и северо-западом столицы.
При продлении Мосфильмовской улицы планируется возвести переправу через реку Раменку длиной около 470 метров. В составе южного направления МСД от МКАД до дороги СБВ строится мост через реку Битцу. Мост через Москву-реку у Берегового проезда свяжет районы Филевский Парк, Пресненский и Хорошево-Мневники.
— Горожане получат новую транспортную связку через Москву-реку и дополнительный выезд с территории строящегося Национального космического центра в сторону СЗАО, — отметил мэр Москвы Сергей Собянин.
Активно развивается и столичная подземка. В течение года планируется завершить строительство первой очереди Троицкой линии, вблизи которой проживают более 1,5 миллиона человек. В первый участок протяженностью 26,6 километра, который откроют для горожан, войдут 11 станций: «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская», «Новаторская», «Университет Дружбы народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», «Корниловская», «Бачуринская» и «Коммунарка».
Со станций «ЗИЛ» и «Крымская» пассажиры смогут пересесть на одноименные станции Московского центрального кольца, с «Новаторской» — на Большую кольцевую линию, а с «Академической» — на Калужско-Рижскую линию. На станции «Коммунарка» организуют пересадку на Сокольническую линию, а со станции «ЗИЛ» — на будущую Бирюлевскую линию.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Евгений Михайленко, декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ:
— Хорды — это транспортная инфраструктура, которая позволяет увести транзитный трафик с улиц центра города, который во многом был и остается функционально транзитным.
К примеру, улицы Тверская и Большая Лубянка, переходящая в Сретенку и проспект Мира, — это вылетные магистрали, которые сходятся в центре города.
Москва имеет радиально-кольцевую структуру дорожной сети: большая часть дорог ведет в центр.
В 2000-е для решения вопроса транзита через центр было создано Третье транспортное кольцо (ТТК), но у кольцевых магистралей есть свои недостатки и ограничения пропускной способности.
Москва растет, увеличивается и автомобилизация — поэтому со временем ТТК стало недостаточно для внутригородских поездок. При этом ведущая роль в транзите город-область и область-область принадлежит МКАД и недавно реализованной ЦКАД.
Такие направления позволяют существенно разгрузить движение между районами города.
Московский скоростной диаметр — единственная бессветофорная магистраль, поддерживающая высокий скоростной режим (90 километров в час) в границах МКАД.
По подобному принципу, когда можно, минуя центр, добраться из одного района в другой и выехать за город, частично реализована Южная рокада и Западный скоростной диаметр (ЗСД).
Без этих магистралей Москва ощутила бы повышенную нагрузку на улично-дорожную сеть.
Уже несколько лет в столице не возникает крупных транспортных коллапсов. Конечно, есть периоды повышенной нагрузки на дороги города — это в основном декабрьские предпраздничные дни.
СПРАВКА
Современные технологии возведения мостов облегчают их строительство и позволяют специалистам работать в стесненных городских условиях. В Москве чаще всего применяют три метода: надвижки, укрупнительной сборки и метод монтажа готовой конструкции. Метод надвижки позволяет проводить работы без остановки движения речного транспорта. Именно при помощи этой технологии, когда многотонную конструкцию двигают мощными домкратами, был построен мост через затон Новинки. Она используется при строительстве мостов в районе улицы Мясищева и Берегового проезда. При помощи метода укрупнительной сборки конструкции собирают с помощью крана на месте, так возвели эстакады на МСД в сторону Нижегородской улицы.
Возвести мост в кратчайшие сроки позволяет метод монтажа готовой конструкции — пролеты поэтапно устанавливают в положение, предусмотренное проектом. С помощью такой технологии строят мост через Водоотводный канал Москвы-реки.