В Калининграде буквально все вокруг вас на тему янтаря. Серьги, ожерелья, бусы, брошки, магниты, иконы, даже янтарная косметика: куда ни посмотришь, всюду магазины и сувенирные киоски. Еще бы — ведь в маленькой области находится 93% (!) запасов «солнечного камня» на планете. На пляжах поселка Янтарный и города Зеленоградск любят рыться в песке дети, разыскивая осколки древней смолы. Тем не менее на украшениях из российского янтаря сверхдоходы получают Польша, Латвия и Литва, а мы лишь поставляем им сырье.
Почему девушки России после развала СССР перестали носить янтарные серьги, отчего РФ теряет рынок «солнечного камня», по каким причинам цена на «смолу динозавров» рухнула в 3 раза и что за иностранные торговцы охотятся за российским янтарем? Во всех этих вопросах попытался разобраться обозреватель «АиФ».
«Для древних старушек»
«К сожалению, за последние 30 лет в России укрепилась философия, что янтарь — он для совсем уж древних старушек, типа бабушкины бусы, — объясняет владелец сети ювелирных магазинов в Калининграде (за сутки до публикации он снял свое имя из интервью — Авт.). — Поэтому-то мы пока находимся в самом низу потребления янтаря на душу населения: ведь кучу времени не развивались ни дизайн, ни производство. Цены на камень в 2012 году были 1 миллион рублей за килограмм, поэтому янтарь российский народ еще и по причине дороговизны не покупал. Теперь, чтобы наши люди обратили внимание на янтарь, нужно общее изменение ментальности, масштабная реклама, а кто на нее денег выделит? Хотя наши ювелиры уже делают из янтаря реально потрясающие вещи, успешно выставляются в Европе, но, увы — у нас отечественного производителя загнали в... нет, мне нельзя цензурно сказать, в какое место. Поставки “солнечного камня” на международный рынок идут через Литву, Латвию и Польшу — мы дарим доллары враждебным нам странам: развиваются и богатеют польские и балтийские производства, но не наши. Во всем мире считают столицей янтаря польский Гданьск, однако своего камня там почти нет — и поляки работают на российском сырье».
Паршивец за 50 000 рублей
Возраст янтаря из Калининградской области — примерно 45 миллионов лет. Он крепок и у него, по оценкам специалистов, самая высокая степень кристаллизации. Больше всего наш камень ценится в Китае и в странах мусульманского Востока. Согласно китайским легендам, души тигров после смерти уходят в землю и там превращаются в янтарь. Мусульмане же называют древнюю смолу «слезами пророка».
В 2020 году в поселке Янтарный Калининградской области добыли 525 тонн камня, и две трети из них ушло на экспорт: основными покупателями являются китайцы. До эпидемии коронавируса в КНР был настоящий бум на поделки из янтаря — с фантастической скоростью продавались «денежные деревья» (для поправки финансов), фигурки драконов (на счастье), ожерелья (для сохранения молодости). «Прежде китайские туристы в Петербурге и Калининграде скупали весь янтарь подчистую, причем халтурного качества, — считает ювелир Александр Воронцов. — Система была следующей — гид-китаец привозит группу и ведет ее на торговую точку, где всем по диким ценам впаривают китайские же низкопробные штамповки: паршивый пластмассовый тигр с янтарной обсыпкой мог стоить 50 000 рублей, и гости из КНР платили. Китайские и турецкие магазины наводнили подделки из эпоксидной смолы, пластика, искусственного янтаря (бернита) и индонезийского камня самого ужасного качества. Конечно, такие вещи российскому янтарю во вред идут».
«Соберем янтарь у себя»
Отечественные производители изделий из янтаря жалуются на серьезное засилье бюрократии и согласования бумаг. Литва и Латвия могут отправить заказчику (скажем, в Объединенные Арабские Эмираты) янтарные четки за три дня, а у нас на проход всех инстанций таможни требуется три недели — покупатель просто не будет столько ждать. На бирже в Санкт-Петербурге вконец загадочные правила: купив янтарь, российский ювелир должен оплатить его за 5 дней, а отгрузят ему «солнечный камень»... в пределах 179 дней.
«Немудрено, что при таких условиях прибалты вышли в лидеры продаж по всему миру, хотя янтарь там отсутствует вообще — только тот, что от нас смыло и прибило к их берегу, — возмущается Виктор Акинфиев — бизнесмен, работающий с украшениями из янтаря. — Когда заявляют — дескать, нашим производителям не переработать все объемы добычи янтаря в Калининграде — это не совсем так. 30-40% мы способны взять на себя уже сейчас, готовы сделать большой скачок и обеспечить качество намного лучше, чем китайцы. В Польше 4 000 (!) ювелирных фирм торгуют своими изделиями из янтаря, а у нас — всего семьдесят. Это неправильно. Мы должны собрать все производство янтаря у себя, и тогда наша страна заработает куда больше денег, чем просто за экспорт сырья».
«Говорят, он истощается»
В поселке Янтарный, где треть всех запасов янтаря залегает в земле (в карьере местного комбината его копают десятилетиями, в среднем залежи «солнечного камня» доступны на глубине в 50 метров), а остальное — на дне моря, жители охотно расскажут о возможном конце янтарной эры.
«В советское время после шторма здоровущие куски на пляж выбрасывало, а теперь осколки, крошку, — сокрушается пенсионер Руслан Мартыгов. — Говорят, пласт начал истощаться». Это подтверждают и специалисты — есть версии, что через 300 лет месторождения янтаря в Калининградской области будут исчерпаны. Казалось бы — это вовсе не завтра, но думать над ситуацией надо уже сейчас. Янтаря в России в данное время добывается вдвое больше, чем обычно за последние годы, и цена на него упала в 3 раза. Вероятно, ввиду исчезновения привычного покупателя: Китай с начала пандемии «самоизолировался», туда стало трудно что-либо привезти. Янтарь (хоть на бирже его и продают в граммах) не является золотом или бриллиантами, его не покупают для хранения под подушкой «на черный день». А ведь еще совсем недавно китайский бизнес приобретал до 86% всего российского янтаря, идущего на экспорт.
В городе Зеленоградске я захожу в сувенирную палатку и вижу аляповатые китайские безделушки из янтаря. Вот, в самом деле, феерично — у нас покупают и нам же продают. Хотя я лично убедился — наши ювелиры многому научились, они способны делать четки, украшения, сувениры для заграничного рынка. Я уже не говорю насчет Польши, Литвы и Латвии — мы откровенно кормим своих врагов, позволяя им наживаться на нашем янтаре. А вот сами нормально зарабатывать на нем отчего-то не можем, и это попросту наше наказание. Янтарь из Калининграда ценится во всем мире выше украинского, индонезийского или мексиканского. Помимо исламских стран и Китая, также любят янтарь буддисты — а это рынки Японии, Монголии, Мьянмы, Таиланда. Увы, такое много где — на сокровищах наших недр богатеют другие, пока мы зарабатываем мелочь по причине бюрократии и нежелания продвигать свое производство. Давно пора изменить такой подход.