Бюджетные проектировки, вынесенные на заседание правительства 7 июля, предполагают быстрое расходование не только Резервного фонда, но и фактическую ликвидацию Фонда национального благосостояния (ФНБ): в 2019 году несвязанные резервы ФНБ снизятся до 0,5 трлн руб. Внутренние заимствования, планируемые Минфином, увеличат госдолг примерно до 13% ВВП к началу 2020 года. Плохая новость: стабильность бюджетной конструкции придают только возможные сверхплановые нефтегазовые доходы, приватизация в неблагоприятных условиях и экономия Минфина на расходах 2016 года. Хорошая новость: в бюджете нет планов повышения налогов даже в 2019 году.
Агентства Bloomberg и Reuters вчера опубликовали со ссылкой на источники во властных структурах РФ некоторые показатели бюджетных проектировок, накануне обсуждавшиеся на правительственной бюджетной комиссии. Именно этих цифр недоставало для вычисления основных параметров бюджета на 2017-2019 годы и определения стратегии Минфина и Минэкономики в вопросе будущего бюджета. Министр экономики Алексей Улюкаев вчера также подтвердил информацию "Ъ" о фиксации на уровне 15,787 трлн руб. ежегодных расходов бюджета на следующие три года (см. "Ъ" от 29 июня). Хотя, очевидно, в будущем законе о бюджете номинальные федеральные расходы в 2017-2019 годах будут немного иными, идея сокращения реальных госрасходов только за счет инфляции выносится на заседание правительства.
Пожалуй, самая важная для бизнеса новость в бюджетных проектировках: Минфин не вносит в них увеличение налогового перераспределения после 2018 года (как, впрочем, и ранее), уровень федеральных доходов сохраняется, как следует из проектировок, на уровне 15% ВВП по 2019 год включительно. План министра финансов Антона Силуанова сокращать дефицит бюджета на 2017-2019 годы на 1 процентный пункт в год исполняется лишь частично: точкой отсчета берется именно 2017 год, когда плановый дефицит составит 3,2% ВВП, в 2018 году он должен сократиться до 2,2% ВВП, в 2019-м — до 1,2% ВВП.
Резервный фонд в проектировках считается практически потраченным: после трат в размере 2,2-2,3 трлн руб. в 2016 году в нем остается чуть менее 1 трлн руб., и этого с учетом сезонности расходов бюджета хватит только на первое полугодие 2017 года. Минфин отвергает претензии Банка России к расходованию резервов, создающему в банковской системе структурный профицит ликвидности, и даже немного усугубляет его: со второго полугодия 2017 года сокращающийся дефицит финансируется из двух источников — ФНБ и внутренних заимствований.
Напомним, сейчас в связанном состоянии (вложенные в депозиты, в том числе в ВЭБ, и в рублевые инвестбумаги) находится около 1,5 трлн руб. ФНБ (30% фонда). Минфин предлагает потратить в 2017 году 0,8 трлн руб., в 2018-2019 годах — в сумме чуть менее 1 трлн руб. При этом Reuters сообщает, что в проектировках к началу 2020 года объем ФНБ составит около 2,8 трлн руб.: если цифры верны, то в 2019 году объем связанных средств ФНБ будет расти на 0,2-0,3 трлн руб. ежегодно (очевидно, это будущие "инфраструктурные" расходы, при этом по 0,15 трлн руб. в год в течение трех лет на санацию ВЭБа в проектировки уже внесено), и к началу 2020 года объем связанных ресурсов ФНБ вырастет до 2,2 трлн руб. Свободными останутся 0,5 трлн руб., то есть последний 1 трлн руб. резервов нефтяных лет Россия начнет тратить сразу после президентских выборов в 2018 году.
Параллельно Минфин будет увеличивать займы на внутреннем рынке (внешние займы в проекте ограничены 3 трлн руб.) до объема чистых заимствований в 1,3-1,5 трлн руб. в год. Из приведенных данных о росте стоимости обслуживания госдолга следует, что Минфин планирует занимать в рублях под 5-6% годовых суммы, ранее совершенно непредставимые для рынка госдолга. Рост госдолга РФ до 13% ВВП к 2019 году — совершенно безопасный показатель. Впрочем, для бюджетных целей средства приватизации тот же госдолг: альтернативой сверхрезкому увеличению выпуска ОФЗ должна быть приватизация, возможно, в этом расчет Минфина. Еще один столп конструкции — фиксирование трансферта пенсионной системе на уровне 3,8% ВВП, что, видимо, невозможно обеспечить вообще без реформ в системе пенсионного обеспечения, но само по себе не предполагает увеличения пенсионного возраста.
Политическая устойчивость такой конструкции может быть обеспечена, пожалуй, только низкой ценой нефти в проектировках на 2017-2019 годы ($40 за баррель): усилия лоббистов будут, как неявно следует из бюджета, ориентированы на борьбу за внеплановые доходы, они же — ресурс для сокращения дефицита бюджета. Наконец, ресурсом Минфина будет и "антикризисный фонд" 2016 года, формируемый в правительстве сейчас. Все, что сэкономит Антон Силуанов в расходах-2016, должно стать источником предвыборных "бюджетных смягчений" 2017 года.