Даже власть в России признала, что народ недоедает. На этом фоне вновь стали обсуждать идею введения продуктовых карточек, ища варианты, как накормить население, между прочим вспомнив о просрочке. По интернету давно гуляют видео, где жители российской провинции охотятся за продуктами, которые работники магазинов выбрасывают в мусор. Редакция «Нашей Версии» задалась вопросом: почему бы не сделать процесс раздачи уже ничего не стоящей еды цивилизованным? Однако выяснилось: бесплатно её раздавать в России никто не будет. Ведь просрочка – это неиссякаемый источник дохода для торговли.
Кадры, снятые камерами наблюдения или прохожими возле супермаркетов, действительно впечатляют. Работник магазина выкатывает тележку со снятыми с прилавка товарами и тащит её в сторону мусорных баков. Но тут откуда ни возьмись к нему со всех сторон сбегаются люди. Преграждая путь к мусорке, они вырывают тележку из рук и начинают растаскивать содержимое по авоськам, расталкивая друг друга. Записей таких немало, хотя всё же надо признать – массовыми они пока не стали. А всё почему? Да потому, что директор магазина костьми ляжет, но не даст списать более или менее заметное количество товара. С одной стороны, побоится привлекать к своему заведению бродяг. А с другой – это просто незаконно и можно нарваться на штраф. Так что гуляющие по интернету кадры – свидетельство жуткого непрофессионализма и разгильдяйства руководителей торговых точек.
1. ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ С ПРОСРОЧКОЙ?
Судьба снятой с продажи некондиции детально прописана. У магазина должен быть договор со специальным предприятием, которое занимается утилизацией отходов. Пока за списанным товаром не приехала спецмашина, его положено хранить в особом баке под замком. Затем продукты заливают известковым раствором или антисептиком. Переработчики мусора забирают хоть что-то стоящую упаковку, а остальное отправляют на свалку. Правда, есть ещё легальная возможность хоть как-то использовать продукты. Для этого партию неликвида снабжают бланком экспертизы. А после вывозят в животноводческие комплексы для откорма свиней. Есть и другие законные способы избавиться от просрочки. Некоторые магазины заставляют выкупать вот-вот испортящиеся товары своих же сотрудников. Другие просто возвращают нераспроданное поставщикам. Если это производственное предприятие, хлебный или колбасный завод, то оно само находит способ переработать возврат. К примеру, делают различные снеки. Однако все эти способы утилизации не дают магазину прибыли. А заработать хочется. Тогда торговцы идут на ухищрения.
2. ЧТО ДЕЛАЮТ НА САМОМ ДЕЛЕ?
Товар с истекающим сроком годности может приносить хорошую маржу, если отладить работу с ним. Директора супермаркетов иногда даже специально закупают такие продукты. Схема выглядит так. Поставщик прекрасно понимает, что на руках у него неликвид, поэтому предлагает магазину откат наличными. Так что директор торговой точки получает маржу уже в первый день продажи товара. А дальше по отработанной технологии. Мясные товары пытаются продать по сниженным до оптового уровня ценам, что-то отправляется в кулинарию – на салаты, в пиццу и чебуреки. Курица – на гриль. Таким же образом в магазине перерабатывают просрочку, которая образуется естественным путём. Если нет отдела кулинарии, то продукты просто переупаковывают.
Если же дату срока годности нельзя спрятать, то просрочка отправляется на чёрный рынок. Почти в любом российском городе есть база или несколько неприметных лотков, в которых торгуют продуктами с истекшим сроком годности. Здесь можно купить почти всё: от красной икры до кабачковой. Скидки очень большие, и покупатели знают, на что идут. Закупаются здесь люди с небольшими доходами, но говорят, что отовариваются и владельцы придорожных кафе.
У владельцев таких заведений обязательно есть «крыша» в надзорных органах. Но даже без её наличия игра стоит свеч. Согласно статье 14.4 КоАП продавцу грозит штраф 1–2 тыс. рублей, предпринимателю – 10–20 тысяч. Но комиссия придёт, если только кто-то нажалуется, а ведь покупатели этого делать не станут. Когда наступает время плановых проверок, бизнес просто меняет вывеску. Главное в этом деле – иметь связи в торговле. К тому же местные власти в небольших городах заинтересованы в таком бизнесе: он помогает снять социальное напряжение. Получается, что россиян и так уже кормят продуктами второй свежести. Тех, кто победнее, – открыто и дёшево. А более состоятельных – обманом и за вполне приличные деньги.
З. ЧТО МОЖНО ИЗМЕНИТЬ?
Получается, что наша торговля вроде бы старается всё делать в рамках закона. А тем, кто в эти рамки не вписывается, грозит наказание. Но в целом картина складывается неприглядная. С одной стороны, есть менеджеры, которые выдумывают ухищрения, чтобы не списывать просрочку. А с другой – люди, которые готовы вынимать еду из мусорных баков или покупать уже формально испорченные продукты. Так почему бы не сложить этот пазл и не обеспечить нуждающихся продуктами, которые вотвот обесценятся? Увы, это вопрос того же порядка, как и почему бы не раздавать бедным продукты иностранного происхождения. Но если во втором случае замешана политика, то в первом, похоже, всё дело в жадности. Да, списать товар до истечения срока годности, чтобы раздать его, непросто. Здесь в случае конфликта с руководством бухгалтер на пару с директором магазина могут и по уголовке загреметь. А вот снизить цену до рубля ничто не мешает – этот механизм уже давно отработан на маркетинговых акциях. Но вопрос здесь в другом: готовы ли обычные покупатели магазинов стоять в одной очереди с теми, кто сейчас выгребает еду из мусорников? Не убегут ли в другой магазин, где руководство не столь лояльно к малообеспеченным? Очевидно, что нужно искать какие-то другие подходы. И разные страны их уже обкатывают – в то время, как в России «санкционку» давят бульдозером, а доморощенную просрочку, согласно закону, отправляют на свалки или же пытаются впарить ленивому покупателю под видом готовой еды.
СПРАВКА
Как спасают продукты в Европе
Во Франции магазины площадью более 400 квадратных метров обязаны передавать еду в конце срока годности благотворительным организациям, которые распределяют её среди бедных.
В Финляндии есть специальное слово hävikkiruoka, которое обозначает еду с почти или только что истекшим сроком годности. Власти финансируют семинары, на которых людям рассказывают, как неэкологично и неэтично выбрасывать еду. Готовить hävikkiruoka модно. Супермаркеты разрешают брать её своим покупателям бесплатно в придачу к покупкам.
В Германии, Австрии и Швейцарии работает созданная на общественных началах служба foodsharing.de. Смысл её в том, чтобы снизить количество пищевых отходов. Волонтёры снимают с магазинов головную боль по утилизации просрочки и в то же время помогают продуктами нуждающимся. Есть среди пользователей и идейные: они честно делятся своими излишками и помогают доесть соседское.