Результаты прошедших 10 сентября муниципальных выборов в Москве демократическая оппозиция записала себе в актив. Ее депутаты прошли более чем в 60 муниципальных собраниях, в восьми демократы получили большинство. В Гагаринском муниципалитете, где голосовал президент Владимир Путин, все мандаты получили представители «Яблока». Штаб экс-депутата ГД Дмитрия Гудкова, который занимался кампанией большинства кандидатов, и «Яблоко» уже заявили о выдвижении своих кандидатов на выборах мэра Москвы в 2018 году. В «Единой России», которая получила около 76% мандатов в муниципалитетах, обещали помочь оппозиционерам преодолеть муниципальный фильтр.
По предварительным данным Мосгоризбиркома (МГИК), «Единая Россия» получила на муниципальных выборах в Москве 1151 мандат (76–77%). Вторым стало «Яблоко» — 177 мандатов (11,9%). Третье место у самовыдвиженцев — 7,2% (порядка 108 мандатов). У КПРФ 45 мандатов (2,9%), у «Справедливой России» — порядка 10 (0,67%). ЛДПР, ПАРНАС и Партия роста в сумме набрали менее одного процента. В целом оппозиция выиграла выборы в 26 районах.
В семи районах Москвы «Яблоко» получило большинство мандатов, при этом в Гагаринском районе (там голосовал Владимир Путин) у партии все 12 мест. В районе Якиманка у «Яблока» 9 из 10 мандатов, в Тверском — 10 из 12, в Тропарево-Никулино — 8 из 10, в Хамовниках — 10 из 15, в Ломоносовском — 7 из 10, на Соколе — 7 из 12. Кандидаты из движения «Солидарность» под руководством Ильи Яшина взяли большинство в Красносельском районе (7 из 10 мандатов). Это первый заметный успех демократической оппозиции в столице начиная с выборов 2005 года, когда альянс «Яблока» и «Союза правых сил» создал фракцию в Московской городской думе.
Зампред «Яблока» Николай Рыбаков отметил, что партийные кандидаты, получив в среднем более 11%, подтвердили результат партии, полученный в Москве на думских выборах 2016 года (9,52%). Успех на муниципальных выборах в «Яблоке» считают «важным сигналом» перед президентскими выборами (март 2018 года), на которых партия намерена выдвинуть Григория Явлинского, и выборами мэра Москвы (сентябрь 2018 года), кандидат на которых пока не определен.
Штаб Дмитрия Гудкова объединил в своем списке большинство демократических кандидатов, выдвигавшихся от разных партий или шедших как самовыдвиженцы, и сообщил о победе 266 кандидатов: 177 выдвигались от «Яблока», 47 победителей — самовыдвиженцы и представители других партий, за которых штаб призывал голосовать. Штаб поддерживал 18 из 45 победивших кандидатов от КПРФ, двоих членов ПАРНАС. «Гудковцы» будут представлены в 62 районах Москвы.
Своим достижением оппозиция считает отсутствие депутатов от «Единой России», помимо Гагаринского, еще в трех районах: в Академическом, Останкино и Хамовниках. В Тверском районе из 12 депутатов только один единоросс. Секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов подчеркнул, что партия власти «не провалилась», а одержала «убедительную победу»: «Что касается тех округов, в которых мы проиграли, не означает, что у нас там нет кандидатов». Успех «Яблока» на выборах, по мнению единоросса, «свидетельствует о том, что выборы были проведены честно». А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что победа кандидатов от разных партий на выборах в Москве является проявлением «плюрализма и политической конкуренции». При этом он отметил, что большинство голосов было отдано за кандидатов от «Единой России»: «Есть побеждающие и от других партий, это прекрасно. Они будут показывать свою эффективность».
Лидер московских коммунистов Валерий Рашкин заявил, что для КПРФ в столице «начался качественно новый этап». «Мы имели более 200 депутатов, но мы не имели большинства нигде»,— сообщил он, подчеркнув, что теперь «под контролем КПРФ могут оказаться четыре района: Останкино, Измайлово, Щукино и Черемушки». Руководство КПРФ в понедельник никак не оценило московские выборы.
Глава МГИК Валентин Горбунов объявил, что в итоге только единороссы набрали необходимое число мандатов, которые позволят кандидату в мэры преодолеть муниципальный фильтр. «Ни “Яблоко”, ни КПРФ, ни самовыдвиженцы, даже если скооперируются, не смогут преодолеть муниципальный фильтр»,— подчеркнул он. Сейчас для его прохождения необходимо собрать 110 подписей депутатов, но подписавшиеся должны представлять три четверти районов — у оппозиции почти вдвое меньше.
Дмитрий Гудков надеется, что оппозиции удастся добиться либо полной отмены фильтра, либо его изменения. Вопрос об этом поднимался незадолго до выборов в том числе и председателем ЦИКа Эллой Памфиловой. Лидер столичного «Яблока» Сергей Митрохин заявил, что его команда имеет «договоренности с другими гражданскими активистами», а также «среди депутатов, которые прошли от “Единой России”, есть те, кто готов за меня поставить подпись, они мне это обещали». Сергей Неверов в понедельник заявил, что партия готова собрать своих депутатов для встреч с кандидатами от оппозиции и, возможно, помочь им преодолеть муниципальный фильтр.
Господа Гудков и Митрохин в понедельник объявили, что будут участвовать в выборах мэра. Сергей Митрохин напомнил, что конференция московского «Яблока» еще в конце 2015 года «предварительно» решила выдвинуть кандидатом именно его. «Теперь решение за федеральным политкомитетом»,— заявил он. Претендует на выдвижение от «Яблока» и Дмитрий Гудков. По его словам, спор с господином Митрохиным решится в ходе внутрипартийной дискуссии. «У нас получилось в этот раз (на муниципальных выборах.— “Ъ”) договориться с “Яблоком”, и я уверен, что и по поводу выборов 2018 года сможем договориться,— добавил он.— Возможно, мы пойдем в мэры единой командой, например, как мэр и вице-мэр». Кто какую позицию будет занимать в «тандеме», Дмитрий Гудков не уточнил. По его словам, он говорил о своих амбициях Григорию Явлинскому, подробнее обсудить это они решили после муниципальных выборов.
Лидер «Яблока» Эмилия Слабунова сообщила, что решение о выдвижении партией кандидата будет «принято по итогам конкурентных процедур», напомнив, что весной федеральный комитет провел предварительные дебаты между Сергеем Митрохиным и Дмитрием Гудковым.
«Способность демократов разругаться на ровном месте всегда предельно высока»,— заявил “Ъ” глава правления Центра политических технологий Борис Макаренко, отказавшись прогнозировать, как они выступят на выборах мэра столицы. Он признает «безусловный успех» за «Яблоком» уже потому, что партия выступила «намного эффективнее трех оппозиционных парламентских партий, которые попросту провалились». Одну из составляющих успеха эксперт видит в том, что у « Яблока», которое «много лет было узким кружком со сплоченным активом, хватило разума и гибкости взять под свое знамя многих молодых гражданских активистов».
Алексей Навальный, который участвовал в выборах мэра в 2013 году (занял 2-е место, набрав 27,24%) и самоустранился от нынешней муниципальной кампании, признал, что проект Дмитрия Гудкова «стал примером хорошей политической и организационной работы». Руководитель кампании господина Гудкова Максим Кац отметил, что Алексей Навальный сделал так, что «очень много из его сторонников (Навального.— “Ъ”) не избрались в депутаты, недобрав 10–15 голосов». «Его тактикой было игнорировать эту кампанию, и это позволило единороссам взять большинство. Даже один твит Навального со ссылкой на наш сайт позволил бы огромному количеству людей избраться депутатами»,— считает он. Дмитрий Гудков рассчитывает, что Алексей Навальный «сделает вывод из этой ситуации».
В ближайшее время «Яблоко» откроет Центр новой муниципальной политики. «Среди тех, кто стал муниципальными депутатами, много таких, кто никогда не занимался политикой, их нужно обучать»,— пояснил “Ъ” Николай Рыбаков. О проведении в ближайшее время конгресса или конференции муниципальных депутатов от демократической оппозиции заявили Илья Яшин и избравшаяся депутатом в Тимирязевском районе Юлия Галямина.
Вновь избранный депутат муниципального округа Лефортово, член ЦК КПРФ Павел Тарасов считает, что «у муниципальных депутатов сильно урезанные полномочия». «Некоторую мелочевку мэрия нам отдавала, однако полноценного управления у нас, конечно же, нет, все идет через управы»,— говорит он. Наличие оппозиционных депутатов, по мнению коммуниста, сильно влияет на работу, так как «возникают вопросы по суммам, выделенным на капремонт, строительство храмов,— это самые “откатоемкие” отрасли».