17 ноября не стало народного артиста РФ Романа Виктюка. Ему было 84. Этот разговор с Романом Григорьевичем состоялся год назад. Он был в приподнятом настроении, готовился к новому сезону, репетировал премьеру, хвастался нарядным пиджаком от итальянских дизайнеров. Энергичный, молодой, справедливый, бесконечно одарённый, поцелованный Богом режиссёр всегда был в движении. А несколько недель назад он попал в больницу с коронавирусом. 28 октября, в свой день рождения, Роман Виктюк рвался в театр. Тогда все были уверены, что эта динамо-машина вот-вот поправится и всё заработает с новой силой. Но...
Вопрос не в преемнике. Товарищи, что же думать про уход, мы и так знаем, что уйдём. Но должны быть те, кто может все мои идеи продолжить. Эти ребята со мной более 20 лет.
Они вам преданы?
Конечно. Они всё понимают, им не надо никаких высоких идей, ничего. Им нужна только сцена.
Вы научили актёров режиссёрскому ремеслу?
Вопрос не ремесла, вопрос - в служении. А сегодня никто не служит искусству, все только зарабатывают.
Почему вы не пошли в артисты? Представляете, какую карьеру сделали бы!
Зачем? Боже упаси, мне лучше с детьми. Я своих артистов называю "дети".
Почему не ученики?
Это не ученики. Ученики всё время есть. А дети - это совсем другое.
Что вас сейчас раздражает в театре как явлении?
Пошлость и зарабатывание денег.
Могут быть дорогими билеты в театр?
Нет. Потому что искусство должно быть доступным.
Вы любите модные наряды. От кого это у вас?
Моя мама как-то привезла себе из поездки "Шанель". Откуда она могла знать, что "Шанель" - это высокая мода? Она просто купила и носила её. И отец был таким же. При всей нищете всегда был одет с иголочки, да. Если бы мама могла увидеть, в каких нарядах я хожу!
А как относитесь к моде на нецензурщину на сцене?
Это модно сейчас. Но время проходит очень быстро, и всё исчезает. Когда отсутствует божеское начало, когда в театре не служат, а зарабатывают, тогда все средства идут на то, чтобы людей обмануть чем-то.
Когда был раздел МХАТа, когда Таня Доронина ушла - вернее, её "ушли", я решил поставить с ней спектакль. Я же ставил и у Ефремова до этого. И вот, пришёл я с гениальным артистом Жорой Бурковым к Тане и принёс ей пьесу "Старая актриса на роль жены Достоевского" Радзинского. Я сказал ей: "Завтра начинаем репетировать". И что в итоге? 30 лет она играла этот спектакль.
Вы знали сотни известных людей. Мало того, вы успели записать с ними интервью, успели снять при жизни. Вы смотрели вперёд? Думали о памяти?
Нет. У меня была передача на телевидении "Поэтический театр Виктюка". И всех великих я успел снять. Яковлев, Ульянов - да все! А когда оглянулся, люди-то уже ушли. Вот и оказалось, на память.
Зачем вам в кабинете велотренажёр?
Ну а зачем оно стоит? Кручу педали.
Вы следите за собой и актёрам спуску не даёте. Я слышала, как вы их отчитывали зато, что на тренинг не пришли. Хотите, чтобы стройными были?
А кто не стройный - уходи.
Некоторые любят рубенсовских девушек.
Пускай. Но это в другом театре. В нашем - нет! Все обязательно занимаются растяжкой, движением. Это входит в репетиционный период. А когда тело тренированное, это наслаждение для самого актёра. Потому что потраченную энергию восполняет божественной. Оттуда!
И я вас уверяю, актёр не устаёт, не падает. А то, что потеряет вес? Это смешно. Всё восполняется. Движение в XXI веке - это движение той энергии, которая выше Земли, выше Солнца. Кто-то для себя это только открывает, а я уже давным-давно об этом знаю. И принцип этой энергии - очистка организма. Если этого не будет, то и не нужна вам вовсе подзарядка.
Вы показывали красоту тела, а в некоторых театрах снимают штаны ради эпатажа.
Потому что это легче. И ещё говорят: "О, это новое слово в искусстве". Какое это новое слово? В бане, в туалетах все видели это.
Что вам сейчас доставляет радость в жизни?
Делать только то, что я хочу. Это не вкалывать ни молотком, ни гвоздями. А заниматься только театром.
Раскройте секрет вашей молодости и энергичности?
А я выхожу и говорю: "А мне 19". И все вокруг реагируют: "Ой, правда". Сейчас развесили пятиметровые мои фотографии по городу, и такие красивые одёжки. Еду по Тверской, а на Телеграфе - я в голубой рубашке. Красавец-мужчина.
Вы в политические передряги не вникаете?
Нет, совершенно. У меня все звания есть, мне ничего не надо.
Можно подумать, что вы ради званий работаете.
Нет. Я даже не знал, что они дают мне их! Каждый раз это был сюрприз. Приятный. Да мне вообще некогда было думать о признании или чтобы меня кто-то заметил. Я делом занимался. Любимым.
Были коллеги, которым вы бы в ноги поклонились?
Конечно. Одна из великих мира - Елена Образцова. Не только потому, что я её знал, дружил с ней, обожал. Она играла в спектакле "Реквием по Радамесу". А в Большом театре, которому она отдала жизнь, даже нет её портрета. Хотя у них вообще портреты не принято вывешивать. Как мне говорит Татьяна Васильевна Доронина: "Это удел. Так должно быть". Хотя я считаю, что это совершенно несправедливо. И жаль, что именно "несправедливо" сейчас имеет значение.
Вы часто задумываетесь о смерти?
Как можно об этом не думать. Они все, мои друзья, все встречают смерть как переход в иной мир. Поэтому не ужасаются. Вот и моя подруга Елена Образцова только перед самым своим финалом смогла сказать мне: "Всё, Рома. П****ц". Она была готова к смерти, но не говорила о ней никогда.
И не жаловалась?
Совершенно.
Елена Образцова говорила, что поёт для Бога, а не для народа.
Всё правильно. Сколько лет я её знал... Чего мы только ни вытворяли, немногим доступно для понимания. Я её впервые увидел в Большом театре. Она спускалась по лестнице прямо на меня. Молодая, с таким нервом, такой энергией! Я её не знал ещё и даже понятия не имел, кто это. Но мы как глянули друг на друга и поняли, что это любовь навсегда.
А вы с Богом в серьёзных отношениях?
А сейчас можно по-другому?
Что бы вы попросили, встреться вы с Богом?
Я бы только просил Бога меня не покидать. Всё. Когда он с тобой, это все люди слышат.
Полный текст интервью читайте на iz.ru
ВРЕМЯ ПРОХОДИТ ОЧЕНЬ БЫСТРО, И ВСЁ ИСЧЕЗАЕТ. КОГДА ОТСУТСТВУЕТ БОЖЕСКОЕ НАЧАЛО, КОГДА В ТЕАТРЕ НЕ СЛУЖАТ, А ЗАРАБАТЫВАЮТ, ТОГДА ВСЕ СРЕДСТВА ИДУТ НА ТО, ЧТОБЫ ЛЮДЕЙ ОБМАНУТЬ ЧЕМ-ТО