Новая волна разговоров об использовании Россией химического оружия, которая грозит привести к очередным санкциям со стороны Запада, поднялась в среду после заявлений властей ФРГ. Как сказал представитель правительства Германии Штефан Зайберт, токсикологические анализы крови Алексея Навального, проведенные в немецкой военной лаборатории, указали на «однозначные свидетельства» того, что оппозиционер был отравлен «Новичком». Он отметил, что информация шокирует и Германия «решительнейшим образом осуждает» это отравление.
Вскоре после этого ситуацию прокомментировала канцлер ФРГ Ангела Меркель. Короткую и сдержанную трехминутную речь она произнесла с трибуны с эмблемой сайта eu2020.de, как бы напоминавшей, что канцлер представляет не только государство, принявшее находящегося в коме пострадавшего, но и страну—председателя Евросоюза, чье мнение сейчас особенно весомо при обсуждении общеевропейских вопросов. Госпожа Меркель еще раз сослалась на заключение военных медиков:
Алексей Навальный стал жертвой нападения посредством химического нервно-паралитического боевого вещества группы "Новичок". Этот яд определяется в пробах однозначно».
Выразив сочувствие «ведущему оппозиционному политику России» и его семье, канцлер объявила, что тот стал «жертвой преступления», направленного на то, чтобы заставить политика замолчать: «Это удручающая информация о попытке отравления с целью убийства».
Теперь, потребовала Ангела Меркель, разъяснения может — и должно — дать правительство России. В зависимости от реакции Москвы будут приниматься дальнейшие решения, но в словах канцлера отчетливо звучал намек на новые санкции. В заключение своего короткого появления перед журналистами госпожа Меркель вновь подчеркнула, что Берлин проинформирует партнеров по ЕС и НАТО о новых обстоятельствах (выводах экспертов) и им еще предстоит «согласовать общую реакцию».
«До вывоза больного в Берлин в соответствии со всеми международными стандартами был проведен целый комплекс анализов у нас в стране, никаких отравляющих веществ выявлено не было»,— заявил вскоре после этого, не упоминая больного по имени, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. При этом он напомнил: «Генеральная прокуратура России направила германской стороне официальный запрос, рассчитывая на то, что будет предоставлен официальный ответ. Наши врачи также официально предложили обмен данными и пока не получили, к сожалению, ответ от немецких коллег».
В МИД РФ выпустили более эмоциональное заявление. «В очередной раз становимся свидетелями ситуации, когда тщательной, основанной на конкретных фактах и доказательствах работе, предметному взаимодействию по линии правоохранительных органов и медицинских учреждений наши партнеры предпочитают громкие публичные заявления без предъявления хоть какой-либо фактуры, полностью пренебрегая существующими правовыми механизмами сотрудничества,— говорится в заявлении ведомства.— Если задача заключается в том, чтобы обосновать некие заранее подготовленные "ответные меры", о которых ранее уже заявлялось, то становится понятным, почему в ход идут мегафонная дипломатия, подмена нормального сотрудничества информационной кампанией, публичные обращения в ЕС и НАТО, упоминание Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО)».
«Нам нужны формулы, нам нужны заявления медицинских учреждений, нам нужны документальные материалы, которые должны быть переданы на официальный запрос российской стороны. Разве на это что-то можно возразить? Ничего нельзя. Положите на бумагу ваши данные, передайте российской стороне. Наше посольство работает круглосуточно, очень ждет этих материалов. Все остальное называется просто: "информационная кампания"»,— лично объясняла видение Москвы представитель МИД РФ Мария Захарова в эфире программы «60 минут» на телеканале «Россия 1».
В запросе, о котором говорила госпожа Захарова, прокуроры просят предоставить данные о лечении политика, а также результаты анализов на наркотики, яды, тяжелые металлы и ингибиторы холинэстеразы.
В документе отмечено, что не были установлены умышленные действия, совершенные третьими лицами,— и там же содержится просьба предоставить информацию по поводу того, какие лекарства применяются в ходе лечения политика, выявлены ли у него хронические заболевания, страдает ли он сахарным диабетом, а также каковы результаты биохимических исследований крови и мочи в момент поступления в клинику «Шарите».
При этом клиника, где Алексей Навальный проходит лечение, выпустила свое заявление о состоянии здоровья пациента, уточнив, что оно по-прежнему тяжелое. «Симптомы, вызванные доказанным отравлением ингибитором холинэстеразы, постепенно сходят на нет. Причина этого — восстановление активности холинэстеразы. Алексей Навальный до сих пор находится на лечении в реанимации и на ИВЛ. Следует ожидать более длительного течения болезни. Не исключены отдаленные последствия тяжелого отравления»,— говорится в заявлении.
Опять санкции
На фоне всей ситуации зазвучали призывы к введению санкций против ответственных за отравление лиц. «Германия вместе с другими государствами ЕС должна выработать в отношении России единую позицию, которая не исключает дальнейших санкционных шагов»,— заявил спикер парламентской фракции правящего блока ХДС/ХСС по внешней политике Юрген Хардт.
В среду представители целого ряда стран выступили с жесткими заявлениями. «Возмутительно, что против Алексея Навального было использовано химическое оружие,— не стал ставить под сомнение версию немецких медиков глава правительства Великобритании Борис Джонсон.— Мы своими глазами наблюдали последствия применения "Новичка" в Соединенном Королевстве (как утверждают в Лондоне, это вещество было использовано в городе Солсбери в отношении экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии.— “Ъ”). Российское правительство теперь должно объяснить, что произошло с Навальным». «Вместе с нашими международными партнерами мы будем работать над тем, чтобы правосудие свершилось»,— пообещал он в своем аккаунте в Twitter. Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что «в очередной раз нарушен запрет на использование любого химического оружия» и теперь это «обязанность российских властей» дать ответ на все вопросы в виду «политического статуса Навального в России». А глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель подвел черту под всеми схожими, по сути, заявлениями, сказав: «покушение на убийство Навального» должно быть «тщательно и транспарентным образом» расследовано российскими властями. Не говоря напрямую о санкциях, он пообещал, что ЕС будет «пристально следить за развитием этого дела и обсуждать его последствия».
Не оставили без внимания ситуацию и в Вашингтоне. «США глубоко обеспокоены результатами, опубликованными сегодня. Отравление Алексея Навального заслуживает осуждения,— заявил Совет национальной безопасности США в своем аккаунте в Twitter.— Мы будем работать с нашими союзниками и международным сообществом, чтобы наказать ответственных в России, куда бы ни привели доказательства».
В разговоре с “Ъ” программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев пояснил, что «направлений» по санкциям есть два: за нарушение прав человека и за применение оружия массового уничтожения.
Наиболее вероятными он видит санкции по второму направлению. «Созданный еще в 2018 году механизм предполагает заморозку активов и визовые санкции против тех, кто так или иначе создает химическое оружие, применяет его или вовлечен в подготовку его применения. Механизм уже использовался в отношении четырех российских граждан, причастных, по мнению ЕС, к инциденту в Солсбери»,— рассказал господин Тимофеев. Он также предположил, что история с отравлением может повлиять на позицию ЕС по газопроводу «Северный поток-2».
Угроза есть и со стороны США. «Правовой механизм тоже уже существует. Есть, например, уже готовый указ президента Дональда Трампа от 1 августа 2019 года: он определял санкции по Солсбери, но может использоваться и по Навальному. Возможны дальнейшие ограничения на кредитование России, новые экспортно-импортные ограничения, понижение уровня дипотношений, ограничения против национальных авиакомпаний»,— предположил эксперт. По его словам, не упустят США и тему нарушения прав человека, возможно применив «акт Магнитского».
«Реальное положение дел, комментарии нашего МИДа и других официальных структур на Западе никого волновать не будут. Решения о санкциях являются односторонними, внесудебными и политическими. Тем более что механизмы уже отработаны,— уверен эксперт.— Главный вопрос: как далеко решат пойти в ЕС и особенно в США с учетом возможного ущерба для себя».
Ситуация вокруг Алексея Навального тем временем уже сказалась на российском фондовом рынке. Российский рубль и биржевые индексы ускорили падение. Доллар и евро прибавляли в ходе торговой сессии по два рубля. Индекс Московской биржи опускался на 1,8%, отойдя от локального максимума в 3000 пунктов. Рынок, как и западные политики, отреагировал на новость из Берлина так же, как и в 2018 году на новость об отравлении Сергея и Юлии Скрипаль.