— Интересно, что я ассоциируюсь у вас с ЗОЖ... Тема действительно популярна в нашей стране, вокруг только об этом и говорят. Девушки подсчитывают калории и выкладывают в соцсети фотографии из спортзала. В последнее время появилось невероятное количество коучей, тренеров и разных других «гуру», зарабатывающих на интересе поклонников здорового образа жизни.
Меня скорее можно причислить к тем, кому не безразлично состояние собственного организма. Я уже с детства привыкла следить за собой, за своей фигурой, чтобы собственное отражение в зеркале радовало. С пяти лет занималась художественной гимнастикой, позже танцами. Как видите, на сцене я давно и еще тогда поняла, что артист должен хорошо выглядеть, во всяком случае не отталкивающе.
— Наверняка вы обращаете внимание на калории и все вредное — вкусное игнорируете?
— Признаться, я никогда жестко не контролировала то, что ем. Никакого граммажа, когда точно вымеряется, сколько и чего съел. Наша семья жила очень скромно, мы не могли себе позволить правильного сбалансированного питания. Да о нем в пору моего детства никто и не задумывался. Макароны, картошка, хлеб с маслом — как у большинства в те годы. Другое дело, что я жила в таком интенсивном ритме — после уроков в лицее бежала на одну тренировку, на другую, что все калории моментально сгорали, не успев отложиться в ненужных местах. Вот когда стала подростком, начала задумываться о том, хорошо ли выгляжу.
Какой девочке не хочется нравиться мальчикам? В те годы я по-прежнему не контролировала жестко свой рацион, но четко знала и следую этому правилу по сей день: плотно поела — подвигайся. Как? Есть масса вариантов: побегай, попрыгай, отправляйся на прогулку бодрым шагом, поплавай.
— Неужели и сейчас позволяете себе без зазрения совести что-нибудь вредное вроде мороженого, тортика?
— Да! Даже если наберу лишние двести граммов, что с того? Я точно знаю, как на следующий день их отработать. Жесткие запреты, по моему глубокому убеждению, травмируют психику. Разумеется, я не ем что попало и не лежу на диване перед телевизором с коробкой конфет.
— Какая диета самая любимая? Мне кажется, весь шоу-бизнес плотно на них сидит.
— Я — нет. Никаких белковых, углеводных, жировых дней. Мне ближе золотая середина и здравый смысл, без фанатизма. Встречала девушек со спортивным прошлым, в которое совсем не верилось — настолько они себя распустили. Буду стремиться к тому, чтобы со мной такого никогда не произошло. Скажу откровенно: моя фигура — это ежедневная работа над собой. Я не от природы худенькая. О лишнем весе задумываюсь часто, именно поэтому слово «активный» лучше всего характеризует мой образ жизни. Полнеть мне совсем не хочется.
Без преувеличения, я постоянно, с утра до вечера, в движении. Нет возможности поехать в спортзал — значит, выйду на прогулку. Не получается походить — поплаваю. Или потанцую. Или побегаю наперегонки с ребенком. Молодым мамочкам несложно оставаться в хорошей физической форме. Энергия, которую я трачу на дочь, сжигает любое количество калорий. Мне не надо отдельно подкачивать бицепсы, они и так в тонусе, я же постоянно подхватываю Амелию на руки. Девочке в октябре будет три года, и весит она, между прочим, прилично.
К тому же я в принципе — неленивая. Скажу по секрету: нередко, когда мы с друзьями засиживаемся за ужином в ресторане и хочется подвигаться, я потихоньку поднимаю ноги, подкачивая пресс. То же делаю на заднем сиденье в машине, когда едем куда-нибудь с семьей. На гастролях в гостиничном номере для меня привычно бросить на пол плед и выполнить упражнения для ягодиц или постоять в планке.
— Назовите пять причин ходить в спортзал для тех, кто еще не понял, почему без спорта никуда.
— Первая: в здоровом теле здоровый дух, как без этого? Давно доказано, что долголетие напрямую связано с активностью мозга, а его работу стимулирует спортивная нагрузка. Вторая причина: вам же приятно видеть свое симпатичное отражение в зеркале? Третья: спортзал — это терапия. Во всяком случае, кабинет психолога заменяет. Стоит поплавать, побоксировать или побегать, и негативные эмоции исчезают, во время физических упражнений активно вырабатывается гормон радости. Четвертая: привычка регулярно заниматься спортом дисциплинирует, а это полезно во всех начинаниях, в любом деле. Без упорства вообще ничего не добьешься. И пятая: коммуникация! В спортзал ходят удивительные люди. Жизнерадостные, позитивные, интересные. Знаю десятки историй, когда на тренировках знакомились будущие супруги, подруги, друзья.
— Юля, вам не кажется, что вокруг появилось слишком много «гуру», которые точно знают, как следует жить? Все эти доморощенные правила, законы, секретные диеты...
— Заметила такое. И многие «гуру» больше похожи на шарлатанов. Да, их аккаунты в соцсетях раскручены, много подписчиков (или ботов?), они красиво говорят, умеют себя подать, но у них нет реальных достижений. Или так: они отлично выглядят и лишь на этом основании берутся учить других. При этом фундаментальные знания отсутствуют, вместо пользы они наносят вред. Ведь все люди разные, нельзя прописывать одну и ту же «таблетку» и мне, и вам, и всем вокруг.
Жаль, что многие не понимают очевидных истин и ведутся на яркий образ «учителей». Ну хорошо: кто-то смог похудеть на двадцать пять килограммов и желает передать опыт. Однако не существует одного золотого правила для всех подряд.
Я встречала женщин, которые не понимали, почему вдруг стали терять волосы, их ногти начали слоиться, обострились болячки. А это не вдруг. Это результат неграмотного вмешательства «специалиста», которому они почему-то доверили себя: подписались в «Инстаграме», слепо выполняли рекомендации, описанные в постах.
Настороженно отношусь к подобному и доверяю исключительно тем профессионалам, которые имеют хорошее образование, большой опыт, явные результаты: психологам, тренерам, врачам, косметологам, диетологам. К слову, именно из-за серьезной проблемы с псевдоспециалистами несколько лет назад я создала собственный проект — Школу успеха. У нас консультируют лишь те, кто имеет на это право.
— Мы живем в непростое время, когда повсюду подстерегает стресс. На улице, дома, на работе, в подъезде собственного дома! Люди взвинчены. Поскольку грамотно выпускать пар — целая наука, многие разряжаются плотным ужином. Юля, а как вы сбрасываете негативные эмоции? Есть ли у вас самой привычка в минуты волнения открывать холодильник?
— Нет, в плохом настроении чувствую к еде апатию. Во-первых, точно знаю, что неприятности хочется заесть тогда, когда не с кем поделиться эмоциями. Бывает, что человек одинок или живет среди нечутких, эмоционально холодных людей или не умеет и не хочет делиться эмоциями и проблемами. В таком случае его отвлекает от грустных мыслей одно — наесться до отвала и таким образом снизить тревожность.
Во-вторых, мое спортивное прошлое не позволяет бесконтрольно заедать стресс. Как я уже говорила, самодисциплина — моя вторая натура.
— Вы упомянули тех, кто не умеет делиться эмоциями. Психологи утверждают, что этот навык формируется в глубоком детстве. Как в вашей семье было принято — рассказывать друг другу о том, что творится в душе, или переживать молча?
— С мамой и папой мне невероятно повезло. Они у меня чуткие, душевные, деликатные. Им удавалось много работать и при этом уделять нам с сестрой время. Буквально жили нашими интересами. При этом ненужными расспросами не донимали, если понимали, что не хотим о чем-то рассказывать.
Мы с родителями всегда стремились быть максимально откровенными друг с другом. Хотя не сказать, что в юности я выкладывала им абсолютно все, это было бы странно для подростка. Но о переживаниях, страхах, сомнениях говорила начистоту и всегда получала поддержку. Родители не пропускали важные для меня танцевальные выступления, подбадривали и дарили непоколебимое ощущение уверенности в себе и в крепком тыле, который сами же и обеспечивали. Ничего не страшно, если рядом находятся любящие люди. Возможно потому, что родители не пытались ломать мою волю, между нами прочная связь. С возрастом мы стали еще ближе. С мамой можем обсуждать абсолютно все!
— В вашей собственной семье те же традиции? Или негатив домой не несете?
— Стараемся! На то они и традиции! Леша — мой самый близкий друг (муж Юли — певец Алексей Чумаков. — Прим. ред.).
В стрессовых ситуациях мне необходимо высказаться, поделиться, рассказать, чтобы найти опору, принять решение. Когда меня что-то тревожит, не могу сдерживаться. То ли темперамент такой, то ли знак зодиака виной, ведь я — Скорпион.
Самая моя большая проблема в том, что мне трудно заставить себя взять паузу, не высказать спонтанно все, что на уме... Но прогресс есть, не зря работаю над собой — я стала сдержаннее. Помолчу, обдумаю, чтобы уже с холодной головой преподнести мужу информацию.
Юношеская горячность раньше вела к конфликтам. Я выкладывала все, о чем думала, Леша, будучи человеком импульсивным, так же ярко и эмоционально отвечал. Со временем я поняла: есть темы, которые вполне могут подождать.
— Мужчины обычно просят не грузить хотя бы до ужина.
— Не думаю, что и после ужина — правильное время для трудных разговоров. Хотя для них в принципе непросто найти время...
— Помимо разговоров как выплескиваете стресс?
— Стараюсь не нервничать понапрасну. Нет, я не робот, меня многие вещи возмущают. Мир несовершенен, и его не изменить.
Я склонна к самоанализу, много времени провожу в размышлениях и давно поняла, что глупо пытаться кого-то переделывать или возмущаться раздражающим поведением людей. Другое дело, что в моих силах изменить свое отношение ко всему тому, что не нравится и от меня не зависит. Хотя бы ради того, чтобы не закипать каждый раз, когда некто, как кажется мне, поступает неправильно.
Когда случилась долгожданная беременность, я решила для себя: никто и ничто не нарушит мой покой и покой моего ребенка. С какой стати рисковать? Все, больше не буду реагировать на внешние раздражители, и точка.
Девять месяцев я пребывала в прекрасном расположении духа. Может быть, пару раз понервничала, но это не считается. Привычка прижилась, я научилась не выдавать спонтанные негативные реакции, взяла эмоции под контроль. Но повторюсь, при этом я нуждаюсь в доверительных отношениях с мужем, мамой, папой, подругой. Самое действенное средство против стресса — это разговор. Только в беседах находится решение практически любой проблемы. Интересно, как это все работает. Допустим, пересказываю случившееся близкому человеку — и вдруг озарение: да я же сама перегнула палку, а тут можно было ответить. Получается, что можно быть самому себе психоаналитиком.
— Многим женщинам помогает разрядка с пылесосом в руках.
— Но не мне. Если хочется отвлечься или о чем-то подумать, то начинаю готовить или разбираю гардеробную. Предполагаю, что это эффективно — навести порядок во внешнем мире, чтобы наступил внутренний покой. Иногда чтобы успокоиться, еду в бассейн и плаваю туда-сюда до появления усталости. Но лучше всего снимает стресс общение с ребенком. Мамочки меня поймут. Захожу в детскую, смотрю на дочь, ее улыбку, широко распахнутые глаза... Вижу рисунки, уложенных спать кукол — и все! Абсолютно все тревоги и проблемы моментально улетучиваются. Настроение совершенно иное!
Мне очень нравится разговаривать с Амелией, причем темы бывают серьезными. Например мы обсуждаем взаимоотношения между мальчиками и девочками, между папой и мамой. У нее начался интересный период: «А почему?» Наши беседы могут быть очень продолжительными.
— Видела в вашем «Инстаграме», что вы часто поете детские песенки во время семейных поездок. Это выглядит очень мило.
— Случается, что Амелия останавливает нас строгой фразой:
— Мама! Папа! Не надо петь!
— Ты единственный человек, доченька, который просит нас не петь. Обычно бывает наоборот, — смеемся мы.
— Детские психологи в панике: современные дети воспитываются в крайностях — либо предоставлены гаджетам, либо непомерно загружены обучением. И в том и в другом случае они не играют в нормальные детские игры вроде кубиков, кукол и так далее. Ваша с Алексеем позиция по этому поводу какова?
— Мы за то, чтобы не перегружать ребенка лишней информацией, а дать ему возможность насладиться детством. Психологи убеждены, что все необходимое для правильного развития малыша находится дома. Главное, чтобы родители уделяли ему время, объясняли, что такое твердое, мягкое, горячее, холодное... Спорный вопрос, стоит ли к годовалому малышу приставлять преподавателей иностранных языков, рисования и заодно тренера.
Мы с Лешей обсудили эту тему и решили, что непомерные нагрузки могут повлечь за собой психологические проблемы. Конечно, мы водим дочь на развивающие занятия, проходящие в форме игры, для того чтобы она общалась с другими детьми.
— Недавно увидела в «мамском» чате спор по поводу того, надо ли вмешиваться в конфликт детей или дать им возможность разбираться самим. Ваша позиция?
— Если они ровесники, то считаю разумным им самим «выяснить отношения» и договориться. Но если дети разного возраста, мамам стоит вмешаться. Как-то был случай: мы пошли в детский клуб, бегали там, прыгали вместе с другими детьми и их родителями. Воспитательница подарила Амелии воздушный шарик. Тут подбегает девочка лет пяти-шести и молча вырывает его из рук опешившей дочери. Ей всего два года, она не знает, как реагировать, и начинает плакать. Я предлагаю:
— Давай подойдем к девочке и спросим, почему она так поступила?
Амелия сразу успокоилась:
— Давай!
Девочке той я сказала:
— Знаешь, если бы ты попросила шарик, возможно, Амелия его сама отдала бы. Зачем вырывать?
Она вежливо ответила:
— Извините, пожалуйста. Я была неправа.
Я нашла еще один воздушный шар, и девчонки побежали вместе играть. Амелия поняла, что другие люди могут забирать ее вещи, что это неприятно, что самой так делать не следует. И да, это может расстраивать. Поэтому надо уметь договариваться.
Пока я сама не всегда понимаю, как следует реагировать на тот или иной поступок детей. В таких случаях доверяю своей материнской интуиции, но и читаю литературу по психологии.
— Еще одна распространенная проблема воспитания: дети разучились сами себя занимать. Обилие игрушек не развивает воображение, им скучно.
— Да, я замечаю такую тенденцию. Больше скажу: современные дети плохо умеют играть вместе. Каждый сам по себе. Поэтому у нас дома есть правило оставлять Амелию на десять-пятнадцать минут играть одной. Не вмешиваться, не стараться занять, а просто находиться рядом.
— Юля, согласие в вашей семье в вопросах воспитания достигнуто? Нет такого, что вы требуете одно, папа другое?
— Стараемся приходить к согласию. Мы с Лешей сразу договорились: при ребенке никаких споров на повышенных тонах. Надо что-то выяснить, а люди мы эмоциональные, — пожалуйста, выясняем за закрытыми дверьми. Надеюсь, что этого золотого правила будем придерживаться всю жизнь.
Конечно, существуют темы, на которые мы с мужем смотрим по-разному. Дискутируем наедине. Детям ведь моментально передается настроение родителей, поэтому взрослым следует держать эмоции под контролем. Не призываю становиться похожими на роботов. Наша дочь, к примеру, понимает, что родители устали, чем-то озабочены, что из-за чего-то грустят. Мы называем вещи своими именами, не прячемся под масками, не надеваем на лица деланые улыбки.
— Бывает, что решения родителей оспаривают бабушки с дедушками...
— Наши родители — люди мудрые и опытные. Никогда такого не было, чтобы они вмешались, подвергли сомнению наши с Лешей решения или слова. Няня в семье — это в первую очередь друг, так мы объясняем ребенку. Тот, кто помогает, но не устанавливает правила. Мы все свободное время проводим втроем — Леша, я и наш ребенок. Не было случая, чтобы мы с мужем остались дома или куда-то уехали развлекаться, а дочь поручили бы няне. Даже если к нам домой по делам приезжают знакомые, она находится рядом. Спрашиваю: «Дочь, не скучно со взрослыми?» Если отвечает да, то предлагаю пойти поиграть.
— Интересно, вы придерживаетесь правил воспитания, которые когда-то существовали в родительской семье, или вырабатываете собственные?
— Родители растили меня в любви и доверии, предоставляли полную свободу. Позволяли развиваться в том направлении, которое сама же и выбирала, ориентируясь на собственное чутье. Они не остановили меня, когда отправилась получать бесперспективную в те времена профессию хореографа. В конце девяностых все девочки стремились в экономисты. А танцы разве прокормят? На всякий случай позже я получила-таки экономическое образование. Но это другая история.
Вот в этом смысле — любви и содействии ребенку — стараюсь максимально походить на своих родителей. Поддерживать дочь в творческих порывах, в желании потрогать мир, примерить его на себя. Да, бывает, сердце замирает, когда понимаю — да уколется же! Упадет! Но беру себя в руки: «Юля, ребенок набирается опыта, это нормально! Терпи».
— Материнство сильно вас изменило?
— Кардинально! Жизнь сделала разворот на сто восемьдесят градусов, сместив векторы, почистив «оперативную память», обновив все мои «приложения». Абсолютно все жизненные принципы, ценности были вытащены на свет, рассмотрены, проанализированы и разложены по ящичкам: это ценное — оставляю, а вот с этим лучше расстаться.
Приведу пример. Я очень люблю свою работу. Сцена, кино, телевидение — все это моя жизнь, но с появлением Амелии мне приходится делать выбор: работа или интересы ребенка. Выбираю последнее. Я не из тех артисток, кто уезжает на гастроли на пару месяцев, отдав ребенка бабушке. Из-за этого теперь часто отказываюсь от предложений, которые предполагают отсутствие дома дольше двух-трех дней. Мне и на день-то трудно уехать. Ухожу из дома и еще не сев в машину, уже скучаю по Амелии.
Еще плюсы материнства — я перестала волноваться о том, что думают обо мне другие. Когда-то переживала, когда медиапространство вокруг меня сужалось, закрывались какие-то проекты, не было поддержки СМИ или вдруг прорывались негативные отзывы далеких от искусства людей. Меня все это расстраивало — и вдруг стало мелким и незначительным! Главное теперь — это наша с Лешей семья и профессия, которую мы любим и которой продолжаем заниматься.
— Вы много говорите об огромной любви к дочери. А достаточно ли любите саму себя?
— Ох, непростой вопрос... Раньше ответила бы однозначно да. С появлением Амелии любовь трансформировалась. Фокус внимания сместился на дочь. Но поскольку я ощущаю в полной мере любовь мужа, родителей, друзей, зрителей, то, как и раньше, ценю себя. В общем, круговорот любви в природе: я люблю мир, а мир, надеюсь, любит меня.