ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Авг. 5, 2025

Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист

Рейтинг: 0

Автор: Серго Кухианидзе. Караван историй. Коллекция

«Отцу было, наверное, пять-шесть лет. Придя в один прекрасный день из цирка домой, он заставил бабушку, свою маму, сшить ему костюм клоуна. Еще сделали какие-то ботиночки с помпоном, и отец пошел в таком наряде к знакомой девочке на день рождения. Там кто-то из девочек был снежинкой, кто-то из мальчиков пиратом, а он был клоуном. Что надо делать? Надо делать так, чтобы все смеялись. А чтобы все смеялись, нужны какие-то трюки. А он в цирке видел, что, когда клоун падает, все смеются, ну и стал падать. Раз упал, два упал, три... Хозяйка спросила бабушку: «Он у вас припадочный?»

— Максим, среди огромного количества человеческих фобий есть так называемая коулрофобия — боязнь клоунов. Откуда она взялась и почему вообще существует? И мой вопрос: ваш отец, Юрий Владимирович Никулин, как раз тот клоун, который напрочь ее опровергает, верно?

— Дело не в Юрии Владимировиче, а в том, что в принципе каждый настоящий клоун это опровергает самим своим существованием, своим предназначением. Что же касается фобии, которую вы упомянули, то она, думаю, прежде всего порождение американского кинематографа.

— Скорее всего. По крайней мере, сразу вспоминается фильм «Оно» по роману Стивена Кинга, где действует злобный клоун Пеннивайз...

— Был еще и «Бэтмен», где Джек Николсон, совершенно блестящий, гениальный артист, великолепно сыграл отрицательного клоуна.

Впрочем, по большому счету, на мой взгляд, боязнь клоунов фобией назвать нельзя. Это ведь маска, определенный образ, который людям навязан. Ну кто такой клоун? В моем детстве, по крайней мере, это всегда было что-то светлое, что-то радостное, оптимистичное.

Знаете, отец рассказывал, как он со своим отцом часто ходил в цирк, и вот как-то за кулисами, в буфете, увидел клоуна, который сидел там в перерыве и спокойно ел сосиски.

Отец к нему подошел и заранее начал улыбаться. Ну потому что клоун же, вот и стоял, смотрел на него улыбаясь. А клоун поднял на отца глаза и говорит: «Иди отсюда!» И он, страшно обиженный, расстроенный, разочарованный, пошел жаловаться деду, а тот ему объясняет: «Правильно, в момент в буфете он не был клоуном, просто сидел в гриме. Это человек, ему надо было отдохнуть. Он устал от того, что на него все смотрят во время представления, а тут ты! Поверь, никто никак не хотел тебя обидеть».

— Так и коулрофобию можно подхватить!

— Как бы то ни было, но отец запомнил тот случай на всю жизнь и поэтому все время старался быть добрым вне манежа, чтобы не разочаровывать людей, которые к нему с чем-то подходят. Для него это была данность.

Однажды ко мне зашел Давид Яковлевич Смелянский, Додик — генеральный продюсер Московского театра Et Cetera Александра Калягина. И вот пришел и говорит, что шеф репетирует роль клоуна в спектакле «Король Убю» и обращается с необычной просьбой: очень хочет попробовать выступить на манеже. Мол, можно, это как-то устроить в цирке? Я отвечаю: «Давид, ни в коем случае, потому что Александр Калягин — блестящий актер, но тут он провалится. А это никому не нужно — ни мне, ни тебе, ни ему в первую очередь». Я знал, о чем говорил, уже был такой опыт.

Понимаете, ведь Калягин будет играть клоуна, а его играть нельзя, потому что манеж — особенное пространство, где фальшь сразу видна. На манеже клоуном надо быть.

Театр — другое дело, это условность, а цирк — абсолютная реальность. Когда человек начинает на манеже бутафорить, изображать из себя кого-то, тут же проявляется фальшь и провал неминуем. Манеж и цирк — это вообще такое по-настоящему уникальное пространство.

Приведу еще один пример. Рассказывают, что во время войны в цирке на Цветном бульваре был организован в поддержку фронта концерт мастеров искусств — таких корифеев, как Лемешев, Козловский, Русланова. Выступали они, понятно, в манеже. И... был полный провал. Все эти артисты не для такого пространства. Да, они всенародно любимые, но на манеже провалились, и кто-то из них, уходя, сказал: «Я больше в этот сарай ни ногой!» В манеже пространство реально диктует свои законы.

Да, клоун может быть жестоким, злым, но это уже не будет клоун, это какой-то другой персонаж, которого не надо называть так.

Кто-то из старых клоунов делил людей этой профессии на клоунов, артистов и ряженых, были такие три градации. Клоун — это клоун. Артист — тот, кто пытается быть клоуном, но не клоун. А ряженый — тот, кто надел на себя нос, ботинки и костюм и считает, что он клоун, и на это смотреть невозможно. Они и сегодня есть, но теперь их называют аниматорами. Это те, кто строит работу не на репризах, не на своем эго, не на таланте, а на каких-то гэгах, трюках, при этом они много работают, общаются с публикой.

Вот у Никулина и Шуйдина не было ни одной репризы с публикой, они с ней не заигрывали. Всего, к слову, у них было более 60 реприз — это невероятно много. Чтобы вы понимали, если сейчас у клоуна есть пять-шесть реприз, уже хорошо. Конечно, подсадка была, но это иное. Отец как-то ехал домой на троллейбусе и задумался, как же мало в мире клоунов, их всех, наверное, можно было бы посадить в десять троллейбусов! (Улыбается.) Сегодня, признаюсь, к сожалению, если брать настоящих профессионалов, хватит одного троллейбуса, да еще и места будут свободные.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни