Чартерные программы из Юго-Восточной Азии в РФ могут заметно расшириться. Авиавласти России попросили перевозчиков подумать над запуском круглогодичных рейсов из Таиланда, Лаоса, Вьетнама и Малайзии в разные города нашей страны. Необходимость расширения географии таких перелётов в Росавиации объясняют "ростом спроса со стороны туристов на поездки в РФ". При этом ведомство интересуется, есть ли у перевозчиков техническая возможность запуска рейсов в интересах компании "Русский сувенир". Ранее организация обратилась в Минэкономразвития с просьбой помочь в организации чартерной программы для иностранцев. О том, готовы ли российские авиакомпании принять это предложение, - в материале "Известий".
Росавиация попросила авиакомпании РФ рассмотреть возможность запуска круглогодичных чартерных рейсов из стран Юго-Восточной Азии в Россию (не менее одного рейса в неделю). Причина этого - рост интереса со стороны туристов из Таиланда, Лаоса, Вьетнама и Малайзии к турам в РФ. С копией документа за подписью начальника управления регулирования перевозок и международной деятельности ведомства Льва Косинова ознакомились "Известия".
Рейсы предлагается запустить из Таиланда, Лаоса, Вьетнама и Малайзии в Москву, Санкт-Петербург и Мурманск (не менее одного рейса в неделю), а также не менее одного перелёта в неделю в зимний период в Иркутск и Улан-Удэ.
В телеграмме Росавиации указано, что она направлена по указанию Минтранса после обращения Минэкономразвития России. Чартерные рейсы предлагается рассмотреть "в интересах ООО "Русский сувенир"".
- Мы хотим активно привлекать туристов из Юго-Восточной и Восточной Азии. В РФ есть интересные программы для иностранцев. И мы видим большой интерес с их стороны к путешествию по России. Но ключевая проблема в привлечении иностранцев заключается в том, что в самолётах на регулярных рейсах не хватает мест. У туроператора нет возможности организовать перелёт даже небольшой группы туристов из десяти человек, - сказала "Известиям" гендиректор "Русского сувенира" Ирина Мюльберг.
В связи с этим компания обратилась в Минэкономразвития с просьбой помочь решить проблему и организовать чартерную программу для иностранцев. Ведь пока "Русский сувенир" не может предложить иностранцам полноценный тур - в пакет входит всё, кроме перелёта, добавила она.
"Известия" направили запрос в компанию, а также в Росавиацию и Минэкономразвития РФ. В Минтрансе комментария не предоставили.
Российские авиакомпании из перечисленных направлений летают в основном в Таиланд. "Аэрофлот" возобновил регулярные рейсы туда в начале июля, сейчас перелёты в Бангкок осуществляются из Иркутска (дважды в неделю), Красноярска (дважды в неделю), Москвы (трижды в неделю), Новосибирска (дважды в неделю) и Владивостока (дважды в неделю). Также есть рейсы на Пхукет - из Москвы, Хабаровска и Новосибирска.
S7 Airlines выполняет полёты из Иркутска в Бангкок (четырежды в неделю). В компании сообщили "Известиям", что на текущий момент концентрируются на регулярных перевозках, поэтому в предложении Росавиации не заинтересованы.
На Пхукет из подмосковного Жуковского летают Red Wings и чартерный перевозчик Azur Air (из Владивостока, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Хабаровска).
В пресс-службе Azur Air сказали "Известиям", что с 12 августа на Пхукет также будут запущены чартерные рейсы из Москвы с частотой два раза в неделю. В 2022 году полёты из Москвы на Пхукет у Azur Air начались только в зимнем расписании.
- Другие направления в Юго-Восточной Азии пока не рассматривались. Azur Air открыта к сотрудничеству со всеми туроператорами, и, если от партнёров поступит интересная заявка на выполнение определённых чартеров, мы будем заниматься их обеспечением, - пояснил начальник отдела информационной политики и коммуникаций авиакомпании Сергей Ахрамеев.
В Red Wings "Известиям" уточнили, что заинтересованы в запуске новых рейсов.
- Техническая возможность есть, информация направлена туроператорам, с которыми мы работаем, - сообщили в авиакомпании.
В "Аэрофлоте" на запросы редакции не ответили.
Другие чартерные перевозчики - Nordwind и "Икар" (бывшая Pegas Fly) - в прошлом году оставили за границей из-за санкций 25 лайнеров. Nordwind сейчас не летает в Азию, "Икар" выполняет рейсы на Пхукет. Ещё одна крупная чартерная авиакомпания Royal Flight прекратила полёты весной 2022-го, а в апреле этого года лишилась сертификата эксплуатанта из-за отсутствия самолётов.
Иркутская "Ираэро", выполняющая сейчас рейсы из Иркутска в Ханой (Вьетнам) с частотой два раза в неделю, технически готова полететь и из Улан-Удэ, сообщил "Известиям" представитель перевозчика Николай Бессонов. Он также отметил, что авиакомпания больше заинтересована в регулярных рейсах, но готова летать и чартерами "в случае обеспечения загрузки туроператорами".
Источники "Известий" на этом рынке менее оптимистично настроены относительно запуска новых рейсов в ближайшее время. Один из них напомнил, что круглогодичных чартеров в Малайзию или Лаос из России не было и в лучшие времена, а сейчас их организовать будет сложнее с учётом ограниченности доступного для полётов за рубеж парка самолётов.
Для расширения полётов за границу авиакомпаниям нужно исключить лайнеры из реестров иностранных авиаадминистраций (Бермуды и Ирландия), где они в большинстве своём были зарегистрированы до введения полномасштабных санкций. По данным Росавиации на июль 2023 года, лишь 186 самолётов имели исключительно российскую регистрацию. Всего же в РФ, по информации Минтранса, эксплуатируется 738 иностранных самолётов.
Для дальнейшего "очищения" парка потребуется выкуп самолётов из лизинга в собственность, а это процесс небыстрый, так как требует одобрения западных регуляторов, уточнил источник "Известий", близкий к одной из авиакомпаний.
По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Барзыкина, в Россию сегодня приезжают туристы прежде всего из Китая и Индии.
- С введением группового безвизового режима для Китая с 1 августа 2023 года турпоток значительно увеличится. В перспективе к осени правительство РФ может ввести такой режим и для Индии. По остальным странам ЮВА поток незначителен, но тоже может быть простимулирован введением электронной визы более чем для 50 стран, - сказал он "Известиям".