В апреле Москву может посетить новый госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Сообщения об этом совпали с проводимой Палатой представителей американского Конгресса серией слушаний о влиянии России на президентские выборы 2016 года. Хотя в ходе первого заседания руководители спецслужб США не представили доказательств вмешательства РФ в голосование, конгрессмены намерены сделать тему российского следа в победе Дональда Трампа долгоиграющей. Первое в истории США расследование в отношении действующего президента, подозреваемого в сговоре с недружественным государством, создает в Вашингтоне ситуацию двоевластия, делая перспективы нормализации отношений двух стран все более неопределенными.
Первые слушания в комитете по разведке Палаты представителей Конгресса США о возможных нарушениях, допущенных в ходе избирательной кампании 2016 года, и о предполагаемом российском следе в победе республиканского кандидата Дональда Трампа прошли ровно через два месяца после его инаугурации в Белом доме 20 января.
В ходе заседания, проходившего под председательством главы комитета по разведке республиканца Девина Нунеса, конгрессмены искали ответ на вопрос, как могла повлиять Россия на президентские выборы в США, в частности, мог ли в ходе голосования иметь место сговор между представителями российских властей и командой Дональда Трампа.
Ранее американские СМИ со ссылкой на источники сообщали о начатом ФБР расследовании относительно наличия такого сговора, но официальных комментариев по этому поводу не было. На слушаниях в Конгрессе Джеймс Коми напомнил: ФБР обычно не подтверждает даже сам факт расследований, тем более секретных. Но в этом случае, по его словам, в силу «необычных обстоятельств» решено сделать исключение. «Я уполномочен подтвердить, что ФБР в рамках контрразведывательного направления своей работы ведет расследование по поводу попыток российского правительства повлиять на президентские выборы 2016 года,— объявил Джеймс Коми.— Это включает в себя расследование характера любых связей между любыми лицами, связанными с предвыборной кампанией Трампа, и правительством России, а также вопроса о том, существовала ли какая-либо координация между кампанией и усилиями Москвы».
Глава ФБР отказался привести какие-либо подробности, но, судя по всему, речь идет о якобы осуществленном российскими хакерами взломе электронной почты высокопоставленных представителей Демократической партии. Оппоненты нового президента подозревают, что эта хакерская атака — результат сговора Дональда Трампа с Кремлем.
При этом Джеймс Коми признал, что у ФБР «нет информации о влиянии непосредственно на избирательный процесс в США». По его словам, американские спецслужбы не располагают данными о возможном российском воздействии «на машины для голосования, подсчет голосов, передачу итогов голосования».
Следующие слушания о ходе расследования в отношении членов команды Дональда Трампа пройдут уже 28 марта. В отличие от предыдущих они будут проходить в закрытом режиме — бывшие и нынешние главы спецслужб будут давать показания под присягой. А через два дня после этого, 30 марта, свои слушания о «российском следе» намерен провести комитет по разведке Сената — верхней палаты Конгресса.
Тактика противников Дональда Трампа состоит в том, чтобы подвергнуть главу государства прессингу, вынудить его обороняться и максимально ограничить его возможности выполнения своих предвыборных обещаний. «Продолжение расследования “российского вмешательства” — это попытка влиятельных сил в Конгрессе создать постоянный механизм давления на упрямого и несговорчивого Трампа»,— пояснил “Ъ” наблюдающий в Вашингтоне за слушаниями в Конгрессе исполнительный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. По его словам, тема выигрышная, поскольку даже те американцы, которых мало волнует внешняя политика, болезненно реагируют на реальные или потенциальные угрозы демократии США. «Одно дело — разногласия с Россией по Сирии или Украине, совсем другое — русские “под кроватью в твоем доме”. Парадокс, однако, в том, что подобная охота на ведьм, вызывающая в памяти времена маккартизма, и есть главная угроза американской демократии»,— убежден эксперт.
Схожего мнения придерживается базирующийся в Вашингтоне профессор истории Американского университета Антон Федяшин. «Слушания продемонстрировали, что российско-американские отношения останутся заложниками внутриполитической борьбы на протяжении всего президентского срока Трампа. Более того, процесс расследования будет использован против республиканцев на промежуточных выборах в 2018 году, что заставит республиканских кандидатов “отрекаться” от администрации»,— прогнозирует он в беседе с “Ъ”.
Нормализация откладывается
Начало слушаний в Конгрессе о возможном влиянии России на президентские выборы совпало с появлением информации о готовящемся первом визите в Москву нового госсекретаря Рекса Тиллерсона. Как сообщило во вторник агентство Reuters, ссылаясь на свои источники в Госдепартаменте, преемник Джона Керри посетит Москву 12 апреля. По данным агентства, это произойдет после встречи глав МИДов стран G7 в Италии, намеченной на начало апреля.
Впрочем, подтверждения этой информации, как и ее опровержения со стороны Москвы, пока нет. «Давайте дождемся, когда будут официальные заявления. Не заявления Reuters, а все-таки когда Госдепартамент и МИД сообщат о визите»,— призвал во вторник пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков. В аналогичном ключе высказываются и американские представители. «Мы пока не можем официально заявить о том, что готовится визит Рекса Тиллерсона»,— сказала во вторник “Ъ” пресс-секретарь посольства США в Москве Мария Олсен.
Не под запись представители обеих стран говорят, что визит готовится и что его ключевой темой станет проработка повестки первой встречи Дональда Трампа и Владимира Путина. По сведениям “Ъ”, этой же теме была посвящена и коллегия, состоявшаяся в МИД РФ в минувшую среду. Президенты встретятся не позднее июля, когда в Гамбурге пройдет саммит G20. Однако источники “Ъ” в госструктурах двух стран отмечают: встреча может состояться и раньше — в мае — в одной из европейских стран. Многое будет зависеть от итогов визита Рекса Тиллерсона в Россию — ему и его российским коллегам необходимо подготовить содержательную повестку для двух президентов.
Слушания в Конгрессе станут еще одним фактором, осложняющим и без того непростую миссию Рекса Тиллерсона в Москве. «Возможность радикально сменить вектор в отношениях с Россией, если она вообще просматривалась, упущена. Вместо быстрой атаки на позиции противников налаживания сотрудничества с Москвой Трампу теперь предстоят тяжелые позиционные бои»,— говорит Андрей Кортунов. Впрочем, по мнению эксперта, делать вывод о том, что Дональд Трамп готов «слить» Россию своим политическим противникам, пока рано. До первого российско-американского саммита вопрос о «пределах возможного» в отношениях двух стран остается открытым.
«Нынешнее положение в отношениях России и США — это производное фактического двоевластия, которое сложилось в Вашингтоне. Ни одна из двух враждующих группировок — ни пришедшая к власти, ни отстраненная от нее — не в состоянии взять ситуацию под контроль. Подобных прецедентов в современной истории США еще не было»,— пояснил “Ъ” зампред совета Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов.
По его словам, следствием этого стала пробуксовка в решении ключевых проблем мировой экономики и безопасности. «Одна из таких проблем — восстановление динамики развития мировой экономики, важнейшая составная часть которого стабилизация на нефтяном рынке. Однако если страны ОПЕК между собой уже договорились, то позиция США как одного из ведущих игроков пока не сформулирована, что создает угрозу новой дестабилизации»,— предупреждает собеседник “Ъ”.
Эксперт не исключает, что президентство Дональда Трампа выльется «в новые потерянные годы для российско-американских отношений».