Борьба с раком стала одной из самых больших статей расходов на российские национальные проекты ближайших 6 лет. Только в текущем году на нее будет потрачено более 100 млрд рублей.
А до 2024 года, как сказал президент Владимир Путин во время последней «прямой линии», в программу борьбы с онкологическими заболеваниями, в том числе в строительство и дооборудование онкоцентров, государство вложит беспрецедентный 1 трлн рублей. Президент объяснил, что проект нацелен на решение задачи увеличения продолжительности жизни россиян до 80 лет, и напомнил о важности ранней диагностики рака. Что сейчас происходит на фронтах войны с самым страшным заболеванием, «Профиль» выяснил у одного из ведущих онкологов, профессора, доктора медицинских наук, главного научного сотрудника отдела клинической онкологии ФГБУ «ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева» МЗ РФ, ведущего эксперта сети центров ядерной медицины «ПЭТ-Технолоджи» Сергея Абашина.
Прирост 23%
«Очень важно понимать, что рак перестал быть фатальным заболеванием, – говорит профессор Абашин, – мы научились его лечить. И даже вылечивать полностью, если болезнь обнаружена на ранних стадиях. Диагностическая и клиническая онкология уже сегодня достаточно хорошо развита по всей территории страны – специалисты есть не только в городах, но и в районных центрах. В систему здравоохранения вводятся врачи новой специальности – онкокураторы, ответственные за раннюю диагностику. Установлена система премирования (грантов) за раннее обнаружение рака врачами поликлиник: терапевтами, отоларингологами, пульмонологами и так далее. Но проблему ранней диагностики не смогут решить только врачи и государство. Каждый человек должен сам следить за собой и вовремя ходить на обследования».
Онколог пояснил, почему раннее обнаружение болезни так важно. Рак, обнаруженный на первой и даже второй стадии, в большинстве случаев сегодня излечивается полностью и позже с большой вероятностью никак не дает о себе знать. Рак, обнаруженный на третьей стадии, иногда можно продолжительно держать под контролем как хроническое заболевание, без нарушения качества жизни пациента. Если рак развился до четвертой стадии, речь пойдет о продлении жизни на максимально возможный (не слишком продолжительный) срок.
Стоит учесть, что заболеваемость в России растет, хотя и медленнее, чем в США. На начало года каждый 39‑й житель страны (3,76 миллиона человек) стоял на учете в онкологических диспансерах. Полмиллиона из них в 2018-м обнаружили у себя рак впервые. А всего за последние 10 лет прирост заболеваемости составил 23%.
Как говорит Сергей Абашин, это не эпидемия. Заболеваемость раком растет более или менее вместе с ростом продолжительности жизни. Не пропорционально, а вместе, с учетом того, что рак в основном – заболевание второй половины жизни. Плохо другое – у нас, в отличие от США и Европы, люди до сих пор боятся думать о раке, боятся слова «рак» и не хотят замечать у себя очевидных симптомов. Обращаются к врачу, только когда не остается другого выхода, когда возможности медицины уже сильно ограниченны.
«Ко мне однажды пришел 80‑летний мужчина, – горько усмехается Сергей Юрьевич. – С раком простаты, запущенным до такой степени, что метастазы уже пошли в кости. Но волновал его не рак, а то, что он должен был поехать на съезд бортников, но в последнее время с трудом может забраться на лестницу».
7 симптомов
«Первичную тревогу и у врачей, и у каждого человека должны вызывать всего семь симптомов, которые нужно запомнить, – продолжает профессор. – 1. Любые необычные кровотечения или выделения. 2. Уплотнение или утолщение в молочной железе или где угодно на теле. 3. Любая длительно не заживающая язва. 4. Нарушения в опорожнении кишечника и/или мочевого пузыря. 5. Охриплость голоса и/или длительный кашель. 6. Расстройство пищеварения или трудности при глотании. 7. Любые заметные изменения в бородавке или родинке».
Кроме того, врачам общей практики, да и каждому человеку необходимо настороженно относиться к любым неясным симптомам, не вписывающимся в схемы привычных заболеваний. В случае возникновения даже легкого подозрения надо проверяться на рак – пусть лучше опухоль не будет обнаружена, чем пропущена.
И еще один важный нюанс: врач-онколог – это не тот врач, который занимается ранней диагностикой рака. Выявить рак на ранней стадии помогут специалисты общей практики: рак груди – маммолог, рак легкого – пульмонолог или фтизиатр и так далее.
Группа риска
В сегодняшней государственной программе с целью роста ранней выявляемости рака упор делается на масштабные онкоскрининги, то есть на всеобщую диспансеризацию. Для людей старшего поколения предусматриваются особые условия. Для всех тех, кто старше 40 лет, предусмотрена ежегодная диспансеризация. Для людей старше 65 лет вводятся дополнительные диагностические процедуры либо ряд исследований проводится еще чаще.
Однако ряд экспертов полагают, что всеобщие регулярные полные онкоскрининги не только слишком дороги, но еще и труднореализуемы. Хотя бы потому, что часть граждан будет их игнорировать. Гораздо эффективнее проверяться с учетом своей группы риска.
Определить, чем больше рискует каждый из нас, можно, посмотрев на статистические данные, предоставленные профессором Абашиным.
Вот пять главных онкозаболеваний в России, расположенных по убывающей: 13,2% – молочная железа; 11,3% – легкие (в основном мужчины, но в последнее время растет обнаружение рака легких у молодых некурящих женщин); 7,4% – простата; 6,5% – желудок; 4,8% – тело матки. Остальные 56,9% делят между собой другие виды рака.
Можно также посмотреть на статистику в случаях заболеваний на 100 тысяч населения для мужчин и женщин раздельно. У женщин: молочная железа – 53,6 случая, тело матки – 18,7 случая, шейка матки – 17, желудок – 8,8, почки – 7,4, поджелудочная железа – 5,5. У мужчин: рак легких – 48,2 случая, простата – 39,4, желудок – 20,4, почки – 13,6, мочевой пузырь – 12,4, поджелудочная – 9,6, лейкемия – 6,8.
Правила диагностики
Как показывает практика, диагностировать рак на ранних стадиях получается не всегда, даже если человек вовремя приходит к врачу и проходит необходимые исследования. Иногда виноват человеческий фактор, иногда погрешность методов, иногда отсутствие информации. Чтобы помочь врачам и нам с вами не ошибиться в самом начале, Сергей Абашин рассказал о том, как диагностируются самые распространенные виды рака и какие ошибки приводят к его необнаружению.
Рак легкого – самая частая злокачественная опухоль у человека, наносит самый большой экономический ущерб нашей стране. Обеспечивает треть всех смертей от новообразований в России и мире. Для диагностики рака легкого флюорография не годится. Рентгеновские снимки для ранней диагностики рака тоже не лучший вариант (выявляемость всего 16%). КТ грудной клетки и брюшной полости, включая надпочечники, увеличивают точность стадирования до 70%. Этот метод уже позволил снизить смертность от рака легкого во всем мире на 20%. Это лучший в мире метод для диагностики раннего рака легкого.
К сожалению, наша система ОМС (даже в Москве) не позволяет сделать пациенту КТ без дополнительных обоснований. Делать ли исследование за свой счет, каждый решает сам. Это недешево. В результате деньги могут оказаться потраченными зря – рака не окажется. С другой стороны, если при первичной диагностике выявляется рак легкого, который можно прооперировать радикально, как правило, после операции пациент выходит из больницы практически здоровым человеком. Если же рак легкого неоперабельный, результаты КТ помогают выбрать наиболее эффективную терапию.
Следующий по значимости для раннего выявления – рак шейки матки и эндометрия. Диагностика проводится простейшим образом, посредством мазка по Папаниколау или Пап-теста. Правильно взятый мазок дает врачу достаточную информацию о состоянии матки. Проблемы именно с правильностью взятия.
Вам могут забыть сказать об этом, но за 48 часов перед Пап-тестом женщине необходимо воздержаться от сексуальных контактов, применения тампонов, использования любых вагинальных кремов, суппозиториев и лекарств, спринцеваний и вагинального душа. Мазок следует брать до гинекологического осмотра, кольпоскопии или не ранее чем через 48 часов после этих манипуляций. Целесообразно принимать душ вместо ванны за 2‑е суток до проведения Пап-теста. Само собой, бесполезно сдавать мазок во время менструации. Если все эти условия не соблюдены, мазок ничего не покажет. Увы, соблюдены они оказываются не всегда.
Риск заболеть раком молочной железы у женщин появляется в 30 лет, значительно вырастает от 40 до 70 и несколько снижается от 70 до 90. Для ранней диагностики обязательна пальпация у маммолога, после 30 лет – ежегодно, а после 40 – лучше несколько раз в год. Плюс УЗИ и маммография периодически.
Следующий в списке – рак предстательной железы. Всем мужчинам старше 40 лет делать анализ на ПСА (простатический специфический антиген) желательно ежегодно. При этом необходимо учесть, что анализ на ПСА, так же как Пап-тест, надо сдавать правильно, с учетом длительной подготовки, иначе его результаты будут бесполезны.
Перед анализом на ПСА необходимо голодать 8 часов минимум. Пить только негазированную воду. За двое суток до сдачи анализа пациент обязан придерживаться строгой диеты и не есть ничего жареного, острого и жирного. Алкогольные напитки исключаются. Отказ от курения. Сексом нельзя заниматься трое суток. Физическими упражнениями – неделю. От катания на велосипеде или лошади надо отказаться за две недели до анализа. Также за 14 дней придется исключить: массаж, колоно- и цистоскопию, эргометрию, лазерную терапию, биопсию, УЗИ трансректальное (ТРУЗИ) и пальцевое ректальное обследование (осмотр врача-уролога). Как заметил профессор Абашин, некоторые пациенты умудряются нарушить все перечисленные требования одновременно.
Коварное солнце
«В нашей стране активно развивается гибридный метод молекулярной визуализации для диагностики рака – ПЭТ/КТ, – говорит Сергей Абашин. – Это комбинация позитронно-эмиссионной томографии с компьютерной томографией. Пациенты, страдающие раком легкого, меланомой кожи, лимфомами, раком шейки матки, раком тела матки, раком простаты и раком молочной железы, получают от ПЭТ/КТ максимальную персонификацию противоопухолевого лечения. То есть узнают, насколько опухоль агрессивна и насколько агрессивной должна быть терапия. Однако ПЭТ/КТ часто используют неправильно и напрасно. Важно помнить – это дополнительный метод. Не надо пытаться выявить ранний рак с помощью ПЭТ/КТ – напрасная трата денег».
Основой постановки диагноза в онкологии служат биопсия, гистология и иммуногистохимическое исследование при необходимости. До проведения этих процедур ни один врач не может сказать: «у вас рак», мы говорим только о подозрении на рак.
«Хочется также напомнить об одном из рисков, которых мы можем избежать полностью, – говорит Абашин. – Открытое солнце вызывает меланому у людей с белым цветом кожи. Чем белее кожа, тем больше риск. Категорически не рекомендую выходить на открытое солнце блондинам, рыжеволосым и голубоглазым. И особенно страшны солнечные ванны для детей до 15 лет. Если до этого возраста ребенок получил пять серьезных солнечных ожогов, в течение жизни он может с высокой вероятностью заболеть меланомой. Но решать, загорать или не загорать, каждому самостоятельно».