На платформе «Смотрим» — премьера сериала «Русская жена», снятого два года назад. Вероятно, осенью он появится в эфире «России». А может, и нет. Уж больно содержание его в контексте информационной политики, проводимой главным госканалом, выглядит щекотливым. Так бывает. То, что сегодня актуально, завтра может показаться телевизионному начальству ненужным и даже вредным.
В центре повествования — судьба и переживания молодой женщины, но речь идет не о классической мелодраме, столь любимой этим каналом. Все жестче и круче. Действие происходит в одной из стран Ближнего Востока, которая сразу не называется, но зритель по портретам Асада на зданиях легко узнает Сирию и ее столицу. Здесь уже 15 лет живет Алина (Карина Андоленко), вышедшая замуж за местного жителя Камиля и родившая ему двух детей. Русскую мамочку вполне устраивает ее образ жизни: работать не надо, бытовые условия вполне приличные, обычаи и необходимость носить хиджаб стали привычными. При желании поговорить на родном языке и излить душу проблем не возникает — подруг-соотечественниц тут немало. Но на дворе 2015-й, в разгаре война с ИГИЛ (запрещено на территории РФ), дающая о себе знать учащающимися терактами в еще недавно спокойном городе.
Но однажды муж вместе с сыном исчезают. Встревоженная Алина кидается на поиски. Узнав, что за Камилем заходила какая-то женщина, ошибочно начинает подозревать его в измене. Позже придет осознание: близкие похищены. Но ради ли выкупа? Вынужденная просить о помощи журналиста Евгения (Юрий Чурсин), она шаг за шагом идет по следу, рискуя жизнью. И в результате оказывается в лагере боевиков, где ей предстоит узнать много нового о своем суженом и его семье.
Точное время действия указано неслучайно — это год начала активной фазы военной операции России в Сирии. Параллельно с поисками Алины разворачиваются события на авиабазе Хмеймим. В дальнейшем этим двум линиям, вероятно, суждено пересечься.
Ну а теперь о контексте. На просторах интернета есть ресурс, автор которого тщательно просматривает выпуски новостей с единственной целью: дождаться, когда событие, еще вчера считавшееся горячим, перестает упоминаться даже вскользь, чтобы констатировать: забыто! Кот Твикс забыт, изнасилование журналистки мигрантами забыто, «голая» вечеринка, гибель Пригожина и так далее... Это не значит, что об этом не вспомнят позже, но из животрепещущей повестки информационных служб оно уже вычеркнуто.
Сирийские события были забыты к концу 2017-го. Два года перед тем Соловьев и другие ваятели общественного мнения изо дня в день твердили об угрозе радикального исламизма. А потом — раз! — будто отрезало. Видимо, подразумевалось: раз враг побежден, то и говорить о нем нечего. Забыто! На долгие семь лет.
И вдруг как прорвало! Даже пропагандисты на канале «Соловьев.Live» неожиданно прозрели, и пошло-по-ехало. Может, захват аэропорта в Махачкале не горячей кровью кавказских парней и происками Вашингтона объясняется? А таджиков, совершивших расстрел в «Крокусе», вовсе не хохлы наняли? И нападение на православные храмы и синагогу в том же Дагестане не западные спецслужбы организовали? Властители дум телевизионной аудитории вновь увидели прямую и явную угрозу в затаившихся по всей стране — и в том числе в клубах ММА — экстремистах...
В том же 2015-м осталась забытой и Варвара Караулова. Золотая медалистка, студентка, она в соцсетях познакомилась с молодым человеком, втюрилась по уши, сменила веру и отправилась в Сирию, где предмет ее обожания собирался воевать на стороне экстремистов. Но по пути была задержана и получила 4,5 года колонии.
Тогда вообще много разговоров было про неразборчивых россиянок, готовых ради призрачного счастья черт знает на что. Даже в 2018-м на НТВ в рамках цикла «ЧП. Расследование» вышла программа «Зачем террористам русские жены?». Потом — по перечисленным выше причинам — тема ушла. Казалось, навсегда.
И как же не вовремя вычеркнутые из повестки проблемы вспомнили авторы спектакля «Финист Ясный Сокол», основанного на материалах уголовных дел против женщин, вышедших замуж за сирийских боевиков! Кто знает, появись он сейчас, может, бдительные товарищи усмотрели бы в нем не «оправдание терроризма», а, напротив, попытку уберечь от участия в нем? И Петрийчук с Беркович не получили бы по шесть лет колонии?..
К постановке этой можно относиться по-разному, но трудно не согласиться с блистательным театральным критиком Мариной Дмитревской, так оценившей его основной посыл: «Это очень нежный и смешной спектакль о том, какие бабы — дуры. Мечтая о великой любви и покупаясь на бархатные голоса интернетных женихов, они едут в неизвестность и оказываются в исламском рабстве, в путах, из которых не вырваться. Это спектакль-предостережение: девочки-дурочки, осторожно, там терроризм, и ваш Иван-царевич может сделать из вас шахидку!»