Обмен Надежды Савченко на российских военнослужащих выглядит не как акт гуманизма, а как символ усталости Кремля от бесперспективной украинской кампании
Состоявшийся на прошлой неделе обмен украинской военнослужащей Надежды Савченко на двух бойцов российского ГРУ ознаменовал собой окончание активной фазы как минимум пиар-кампании Кремля вокруг конфликта на Донбассе. О «хунте», «укрофашистах» и «жидобандеровцах» речи уже не идет, а на смену им пришли рассуждения о «гуманизме», «уменьшении противостояния» и необходимости «избежать ужасных и ненужных никому потерь». Именно так Владимир Путин объяснил свое решение о помиловании Савченко.
Более того, уже на следующий день после ее освобождения пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прямо заявил о принципиальном согласии Москвы на возврат Донбасса Украине. «Если он (Петр Порошенко. – «Профиль») имел в виду, что он намерен вернуть Донбасс, руководствуясь соображениями гуманности, то такое заявление можно поддержать. И, собственно, это то, на что мы и надеемся в Москве».
Впрочем, разрешить конфликт, унесший тысячи жизней, так же просто, как решить вопрос с Савченко, не получится. В ночь с 23 на 24 мая лидеры стран «нормандской четверки» провели очередные безрезультатные телефонные переговоры по политическому урегулированию ситуации на востоке Украины. Очевидно, что попытки Москвы выйти из донбасского тупика, в который она когда-то сама себя загнала, обойдутся ей куда тяжелее с имиджевой и политической точки зрения. Хотя и закрученная СКР история с Савченко обошлась Кремлю недешево. «В смысле пиара Москва очень сильно проиграла, – сказал «Профилю» директор исследовательской программы по Восточному Соседству ЕС и по России Финского института международных отношений Аркадий Мошес. – Во‑первых, обмен произошел на тех условиях, о которых изначально заявляла Украина, во‑вторых, Путин отпустил Савченко даже без просьбы о помиловании».
Насильно мил не будешь
Последнее для нынешнего президента нехарактерно. «Еще никогда Путин не миловал без формального волеизъявления осужденного – даже американский шпион Эдмонд Поуп в 2000 году и Михаил Ходорковский в 2013‑м писали ходатайства», – напоминает исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев. Надежда Савченко же, несмотря на давление, не сломалась, отказавшись просить о помиловании. Она официально объявила об этом через своих адвокатов 23 мая. Получалось, что фактически помиловали ее против ее собственной воли.
В результате вся история выглядела так, что Путин был вынужден отпустить украинскую летчицу под давлением Запада и Украины. Причем ради этого президенту пришлось нарушить установленную им же процедуру. Она была утверждена указом Путина еще в 2001 году и предусматривает личное обращение осужденного о помиловании и сложную систему его рассмотрения.
«Согласно Конституции, президент обладает абсолютным правом помиловать осужденного в любое время без его ходатайства, признания вины и каких-либо иных условий, – пояснил «Профилю» Пономарев. – Сейчас же ситуацию представили так, будто бы Путин не мог помиловать Савченко без соответствующей просьбы родственников погибших журналистов. В итоге вынудили их «попросить», устроив неуклюжую, неприличную процедуру, комедию с дурным вкусом».
Примечательно, что отец погибшего журналиста Игоря Корнелюка в эфире НТВ фактически признал: «Мы посоветовались и решили, что нужно поддержать руководство страны, и решили, что даем добро на это дело».
«Помимо этого, сам антураж обмена, где Украина получила своего героя, а Россия – тех людей, за которых она якобы не должна была нести никакой ответственности, безусловно, не выглядел как очко в пользу России, – считает Мошес. – Кроме того, нельзя назвать успехом Москвы и тот мобилизационный эффект, который оказало на мнение Запада в отношении украинского кризиса «дело Савченко».
Кто такая Надежда Савченко
Надежда Савченко – профессиональная украинская военнослужащая, штурман-оператор вертолета Ми‑24. В 2014 году участвовала в боевых действиях на востоке Украины в качестве добровольца батальона «Айдар». 17 июня была захвачена в плен сепаратистами Донбасса, после чего не позднее 2 июля оказалась на территории РФ, в Воронеже. Согласно украинской версии, была вывезена в Россию в наручниках и с мешком на голове. По российской версии, бежала из плена сепаратистов, пересекла госграницу под видом беженца и была задержана, когда ехала в такси. 9 июля Савченко было предъявлено обвинение в пособничестве в убийстве российских журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина путем передачи координат съемочной группы ВГТРК, с использованием которых был произведен минометный обстрел. Сторона защиты отрицала вину, утверждая, что Савченко попала в плен за час до обстрела.
В декабре 2014 года, находясь в московском СИЗО, Савченко объявила голодовку, требуя освобождения. В июле в городе Донецк Ростовской области начался суд. На процессе большинство требований и ходатайств защиты были отклонены. 17 декабря Савченко вновь объявила голодовку. 21 марта суд признал ее виновной почти по всем пунктам обвинения, приговорив к 22 годам колонии и штрафу в 30 тыс. рублей. В сентябре 2014 года Савченко была принята в партию «Батькивщина», в ноябре стала депутатом Верховной рады Украины, в январе 2015 года получила статус депутата ПАСЕ. С призывом освободить ее выступали депутаты стран Евросоюза и представители госдепа США. В России соответствующее обращение к Владимиру Путину подписали более 11 тыс. человек, в том числе деятели культуры и правозащитники.
Образцово-показательный процесс
Савченко попала в Россию тогда, когда на юго-востоке Украины шли ожесточенные бои не только на земле, но и в информационном пространстве. Именно летом 2014-го в эфир вышел печально знаменитый сюжет о распятом мальчике из Славянска. Лето 2014 года – это сбитый малайзийский «Боинг». И первые публикации в российской прессе о том, что сбит он был украинским летчиком. «Дело Савченко» должно было стать образцово‑показательным процессом над «укрофашизмом», тем более что воевала она в составе добровольческого батальона «Айдар». Однако если от этого и был какой-то пропагандистский эффект, то лишь до того момента, пока она находилась за решеткой. После же ее возвращения на родину Москва получила прямо противоположный результат.
С юридической точки зрения, президент РФ отпустил «убийцу журналистов», вина которой была установлена судом. С политической же – Москва сама предоставила ненавистной «киевской хунте» непримиримого и закаленного противника Кремля, к тому же прославив его на весь мир. В этой связи многочисленные заявления провластных российских политологов о том, что будто бы Путин таким образом специально «подложил свинью» Порошенко, выглядят скорее как попытка оправдаться. Не случайно «патриотически настроенные» российские СМИ крайне отрицательно отнеслись к решению Путина отпустить человека, который будет воодушевлять украинскую армию на Донбассе.
Игра на своем поле
Если же Савченко пойдет в украинскую политику, то Порошенко по сравнению с ней покажется пророссийским политиком.
«Что сказать Путину? Отцепись от Украины! – заявила Савченко в пятницу на пресс-конференции в Киеве. – Отцепись от каждой страны, в которую ты вцепился! Оставь себе свое царство, не мордуй своих людей, не издевайся над россиянами».
«Агитировать» против политики России Савченко собирается не только из Киева. Она выступает за создание международного комитета по освобождению оккупированных территорий и политзаключенных и очевидно использует для этого свои полномочия не только депутата Рады, но и ПАСЕ. Хотя сама Савченко на свободе, продолжает пополняться так называемый санкционный «Список Савченко», в который включены российские политики и силовики, причастные к незаконному преследованию не только ее, но и других украинских граждан. 26 мая в него были включены еще несколько россиян после приговора, вынесенного в Чечне украинским националистам Николаю Карпюку и Станиславу Клыху.
Что касается перспектив Надежды Савченко как политика, то они пока не вполне ясны. «Не каждый человек, являющийся героем или сильной фигурой, в состоянии стать крупным политиком, – говорит Мошес. – Юлия Тимошенко, когда она вышла из тюрьмы, далеко не сразу вернулась на первые позиции в украинской политике. Огромный моральный авторитет, которым Савченко, безусловно, сейчас обладает на Украине, не обязательно напрямую будет транслирован в политическую мощь».
Украинское общество и политики пока ликуют. Возвращение Савченко на родину затмило собой даже победу певицы Джамалы на «Евровидении».
Если Савченко не справится с новыми задачами, разочарование может быть очень сильным. За два года, прошедших с момента ее задержания российскими правоохранительными органами, она в глазах общественности выросла до масштабов героической фигуры и пока практически не давала поводов для разочарования своих соотечественников.
Большинство украинцев искренне радуются возвращению Надежды на родину и верят в то, что она действительно сможет очистить и улучшить политическую систему. Но есть и те, кто считают ее не слишком образованной и опытной и предрекают, что она может стать пешкой в чужой политической игре более опытных игроков.
Сама Савченко на пресс-конференции постаралась избегать громких заявлений о политических амбициях. Вызвавшее большой резонанс заявление о готовности баллотироваться в президенты она сделала лишь в ответ на прямой вопрос: «Давайте спросим так: украинцы, если вам надо, чтобы я была президентом, хорошо, я буду президентом. Я просто не совсем еще верю, что у нас уже люди научились голосовать не за гречку».
Пока же Савченко намерена 31 мая прийти на работу в Верховную раду и снять плакат со своим фото, который висит в сессионном зале. «Я обязательно пойду, это мой рабочий день. Мне уже два года «прогула» ставят. Я пойду, я буду работать», – сказала нардеп.
Говоря о своей будущей работе в парламенте, Савченко отметила, что изнутри пока знает две структуры – армию и тюрьму. «Поскольку сейчас у нас состояние войны, и никак оно не перестает лихорадить Украину, то первое, чем я буду заниматься, – это комитеты или создание специальной комиссии какой-то по армии. По контролю за логистикой, по контролю за тем, что и как происходит», – цитирует депутата УНИАН.
«Я пришла, и сейчас я нахожусь в команде «Батькивщина», – сказала Савченко и поблагодарила партию, которую возглавляет Юлия Тимошенко, за то, что ее приняли в партию, когда она «сидела в тюрьме».
Кто такие Александр Александров и Евгений Ерофеев
Александр Александров и Евгений Ерофеев, согласно их собственным свидетельствам и версии Киева, – бойцы Главного разведывательного управления (ГРУ) Минобороны РФ, отправившиеся на восток Украины по заданию командования в апреле 2015 года в званиях сержанта и капитана соответственно. 16 мая были ранены во время боя в районе города Счастье и взяты в плен. Были переправлены в Киев, где им сделали операции в госпитале и предъявили обвинение в терроризме.
Как заявили в Минобороны РФ, Александров и Ерофеев уволились из рядов российской армии до поездки на Украину и на момент задержания являлись частными лицами. В ответ Александров и Ерофеев заявили, что в России от них «отказались».
В ноябре в Киеве начался суд. В ходе заседаний россияне изменили свои показания, сообщив, что в мае являлись «безработными», и не признали вину. Процесс сопровождался инцидентами криминального характера: в марте 2016 года был найден мертвым адвокат Александрова Юрий Грабовский, в апреле был подожжен кабинет судьи Николая Дидыка. Кроме того, в Службе безопасности Украины заявили о предотвращении покушения на жизнь подсудимых. 18 апреля 2016 года суд почти полностью удовлетворил требования прокуратуры, приговорив Александрова и Ерофеева к 14 годам заключения.
«Обменяли хулигана на Луиса Корвалана»
Объяснений, почему в итоге «украинскую наводчицу» (так ее именовали российские телеканалы) вернули на Украину, появилось множество.
В западных СМИ популярна версия о том, что российские власти пошли на этот шаг, чтобы как-то снизить градус в отношениях с Евросоюзом, который в ближайшее время должен принять решение о продлении антироссийских санкций. В ЕС и США действительно комментировали освобождение Савченко в крайне мажорных тонах. «Ее освобождение после долгих испытаний, включавших одиночное заключение, является важной частью выполнения обязательств России по минским соглашениям и должно теперь дать стимул для их полной реализации», – отмечалось в заявлении госсекретаря США Джона Керри.
Некоторые думцы даже начали говорить о том, что возвращение Надежды Савченко на родину положительно скажется на отмене антироссийских санкций. Но, судя по заявлениям «контрагентов», это случится не скоро. Евросоюз оставит в действии экономические санкции против России до тех пор, пока в полном объеме не будут выполнены минские соглашения, сообщил в своем Twitter глава Евросовета Дональд Туск.
«США продолжат оказывать давление на Россию для соблюдения страной обязательств по минским договоренностям, что включает возвращение незаконно задержанных людей, а также вывод российских сил из Украины и прекращение Россией оккупации Крыма», – говорится в заявлении постоянного представителя США при ООН Саманты Пауэр.
Да и в Кремле особых надежд, по крайней мере официально, на некий терапевтический эффект от освобождения Савченко не возлагают. «Возвращение наших ребят в Москву и помилование Савченко и возвращение ее в Киев вряд ли можно считать как нечто, способное коренным образом изменить нынешнюю атмосферу, которую, конечно, хотелось бы видеть более конструктивной», – заявил в минувший четверг Дмитрий Песков.
Эксперты также скептически оценивают эффект от освобождения Савченко в плане урегулирования конфликта на Донбассе в рамках минских соглашений.
«Россия несет значительные экономические и дипломатические потери от сохранения нынешней ситуации на востоке Украины, не получая взамен каких-либо серьезных геополитических преимуществ, – говорит Мошес. – Она контролирует слишком небольшую часть территории Украины, для того чтобы навязать Киеву и Западу свои варианты дальнейшего развития Украины. Хотя Украина пока не вступает в НАТО, но практически ничто сейчас не мешает ей пошагово интегрироваться как в Североатлантический альянс, так и в ЕС. В этом смысле выигрыши для России минимальны, а проигрыши значительны. Анализ этих обстоятельств может подтолкнуть Москву к активному поиску урегулирования. Но само по себе «дело Савченко» здесь никаким предвестником урегулирования ситуации считаться не может».
Правда, украинский правозащитник и общественный деятель Владимир Чемерис считает, что состоявшийся обмен Савченко на россиян – хороший знак и для других украинцев. «Возвращение Савченко показало, что найден юридический механизм возврата военнопленных с помощью помилования», – объясняет он. Впрочем, по его словам, возможен и другой механизм – отбывание наказания осужденными на родине. Такой вариант, предполагает эксперт, может быть применен к Олегу Сенцову и Александру Кольченко.
Что касается Николая Карпюка и Станислава Клыха, то их дальнейшая судьба будет зависеть в том числе от действия адвокатов. Согласно российскому законодательству, приговор вступает в силу через 10 дней после его вынесения, если на него не подают апелляционную жалобу. Если приговор вступит в силу, можно будет применять один из механизмов возврата осужденных. Карпюк и Клых, участники националистической организации УНА-УНСО, запрещенной в России, обвинялись в участии в военных действиях на территории Чечни в 1994–1995 годах.
«Думаю, все будут возвращены в Украину, но по каждому будут проведены индивидуальные договоренности, какие – мы не знаем, ведь даже детали по обмену Савченко нам неизвестны», – отмечает Владимир Чемерис. По мнению правозащитника, все будет зависеть от политических переговоров на уровне Владимира Путина и Петра Порошенко с привлечением других участников «нормандской четверки».