Власти заложили 14,2 трлн на безопасность и оборону в 2024 году - это 38,6% всего бюджета, сообщили "Известиям" в Минфине. Такие расходы для России станут рекордными, но они сопоставимы с тратами крупнейших мировых государств. Кроме того, такое распределение поддержит загрузку мощностей оборонно-промышленного комплекса (ОПК), что в итоге обеспечит рост ВВП, считают эксперты. При этом МРОТ и пенсии всё равно планируется индексировать выше инфляции. Всего же на соцрасходы направлено 11,2 трлн - это 30,5% всех расходов. В том, насколько сбалансированным выглядит бюджет будущего года и на что может повлиять изменение его структуры, разбирались "Известия".
В следующем году расходы на проект "Национальная оборона" составят 10,8 трлн рублей, а на "Национальную безопасность и правоохранительную деятельность" - 3,4 трлн. Таким образом, общая сумма на защиту страны достигнет 14,2 трлн рублей, или 38,6% всех трат бюджета (36,6 трлн), сообщили в пресс-службе Минфина.
Главный приоритет - укрепление обороноспособности страны и поддержка участников СВО, заявили в ведомстве. Там добавили: запланированные на 2024 год ресурсы позволят полностью обеспечить задачи спецоперации. Ещё одна безусловная цель -выполнение социальных обязательств. В сфере соцполитики предусмотрено финансирование целого ряда мер, резюмировали в Минфине.
Ранее министр финансов Антон Силуанов говорил: несмотря на увеличение расходов на оборону, бюджет РФ не военный.
Такое заявление он сделал 16 октября на заседании бюджетного комитета ГД. Глава ведомства уточнил: на социальные нужды заложено более 30% всех трат.
- Если быть точным - 30,5%. Поэтому приоритет социальных расходов и повышенных социальных расходов, связанных с индексациями, пособиями и так далее, заложен в безусловном порядке, - отметил он.
Позже в министерстве объяснили, что соцрасходы включают в себя траты на социальную политику (7,7 трлн), образование (1,6 трлн), здравоохранение (1,6 трлн), культуру (0,2 трлн) и спорт (0,07 трлн), которые в общем объёме составляют 11,2 трлн, то есть 30,5% всех заложенных средств.
Антон Силуанов тогда сравнил этот показатель с долей оборонных расходов (10,8 трлн, 29,4%), не уточнив при этом, сколько денег планируется потратить на нацбезопасность (ещё 3,4 трлн, 9,2%). Таким образом, совокупный объём ресурсов казны, выделенных на защиту, превышает уровень соцрасходов на 3 трлн рублей.
В этом году на оборону из госбюджета планируется потратить 6,4 трлн, а на безопасность - 3,2 трлн (в сумме - 9,6 трлн). Общие расходы казны в 2023-м должны быть на уровне 31,7 трлн рублей. Таким образом, по итогам 2023-го на оборону и безопасность должно быть направлено 30%.
Расходы на оборону и безопасность в 2024 году, которые суммарно составят около 39% всех гострат, - это рекордная доля, по крайней мере с 2006-го (доступная годовая история Минфина), считает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая. Предыдущий максимум (34,5%) был достигнут в 2016-м. В 2021-м эта доля держалась на уровне менее 24%, а данные за 2022-й не раскрывались, отметила она.
Если сравнивать финансовый план государства на этот и следующий годы, то траты на оборону власти собираются поднять значительно - на 69% (с 6,4 до 10,8 трлн), следует из проекта бюджета. Расходы на безопасность при этом вырастут несущественно - с 3,2 трлн до 3,4 трлн. Таким образом, общая сумма, направленная на защиту в будущем году, превысит показатель 2023-го на 48% (14,2 трлн против 9,6 трлн).
В бюджете практически нет детализации, на что пойдут выделенные на оборону средства. Среди самых крупных статей в 2024-м - "Вооружённые силы РФ" (3,3 трлн) и "Другие вопросы в области нацобороны" (6,9 трлн). При этом в 2023 году на "другие вопросы" выделяют в разы меньше - только 0,6 трлн, тогда как на ВС больше - 5,4 трлн.
Рост трат на оборону способствует экономической безопасности страны, поскольку увеличение финансирования открывает возможности разработки новых передовых видов вооружения и усовершенствования уже имеющихся. Об этом говорится в документе комиссии ГД по рассмотрению расходов на оборону и безопасность, который подписан главами профильных комитетов (заключение приложено к материалам проекта бюджета, "Известия" ознакомились с документом).
"В нынешней ситуации на повестку дня выходят вопросы не только восполнения запасов вооружения, расходование которых происходит в зоне проведения СВО, но и увеличения численности армии и вооружения в целях защиты вновь присоединённых к России территорий. Очевидно, что решение этих вопросов потребует продолжительного времени и дополнительного финансирования", - отмечается в документе.
В дальнейшем траты на оборону и безопасность снизятся - с 14,2 трлн в 2024-м до 11,8 трлн в 2025-ми 10,8 трлн в 2026-м. В соответствии с финансовым планом в 2025 году расходы по этим статьям также превысят социальные, а в 2026-м уже станут ниже.
По мнению Ольги Беленькой из "Финама", столь заметное увеличение трат из казны на оборону затрудняет задачу их балансирования с уровнем доходов, чтобы не допустить разрастания бюджетного дефицита. В 2023-м эту функцию фактически выполнило ослабление рубля (чем слабее курс, тем выше доходы компаний-экспортёров в рублёвом эквиваленте, а это значит, что они платят больше налогов государству).
- Рост таких расходов положительно сказывается на ВВП страны, особенно в регионах, где есть оборонные предприятия, - подчеркнул основатель фонда RusCoin Алексей Быков.
Однако отрасли, связанные с ОПК и безопасностью, требуют всё больше не только финансовых, но и трудовых ресурсов, усиливая напряжённость на рынке труда, продолжила Ольга Беленькая. Кроме того, производимая ими продукция не направляется на удовлетворение потребительского или инвестиционного спроса. Эксперт добавила: именно в обрабатывающей промышленности, ассоциируемой с ОПК, в этом году наиболее высокие темпы роста зарплат.
- Всё это вносит вклад в дисбаланс спроса и предложения, который способствует усилению инфляционного давления и вынуждает ЦБ проводить жёсткую денежно-кредитную политику. То есть частный сектор экономики, не связанный с государством, несёт издержки из-за роста цен, высоких процентных ставок и дефицита трудовых ресурсов, - объяснила она.
В то же время рисков неисполнения социальных обязательств нет. В номинальном выражении расходы соцблока увеличиваются (с 9,9 трлн в 2023-м до 11,2 трлн в 2024-м), отметила доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. ГВ. Плеханова Мери Валишвили. Запланирована индексация выплат семьям с детьми, пенсий и мер дополнительной поддержки. Кроме того, правительство взяло курс на опережающее повышение уровня МРОТ (+18,5% в 2024-м). При этом инфляция в следующем году прогнозируется в 4,5%.
- На финансирование социалки остаются значительные резервы в ФНБ. На начало октября его объём составил 13,7 трлн. На социальные нужды из фонда в любой момент власти могут взять 3 трлн рублей, - отметил замдиректора института "Центр развития" НИУ ВШЭ Валерий Миронов.
В целом же на оборону в 2024-м планируется потратить 6% ВВП, добавила Ольга Беленькая. По последним данным Visual Capitalist (за прошлый год), военные расходы превышали 5% ВВП в семи странах - на Украине, в Омане, Катаре, Кувейте, Израиле, Саудовской Аравии и Алжире, рассказала она. От 2 до 5% ВВП на оборону тратили 44 государства, в том числе США. По словам эксперта, на фоне возросших геополитических угроз долю таких трат сейчас увеличивают многие крупные страны.
НА ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛКИ ОСТАЮТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ В ФНБ. НА НАЧАЛО ОКТЯБРЯ ЕГО ОБЪЁМ СОСТАВИЛ 13,7 ТРЛН. НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ ИЗ ФОНДА В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ВЛАСТИ МОГУТ ВЗЯТЬ 3 ТРЛН РУБЛЕЙ