Два года назад по предложению министра обороны Сергея Шойгу в российской армии были созданы научные роты. Их формируют из призывников, чьи вузовские исследования востребованы при решении научных задач военного назначения. Талантливые студенты и выпускники технических вузов несут службу, выполняя заказы ОПК.
Сегодня в российской армии восемь научных рот. Об одной из них - научной роте Военно-морского флота - специальный репортаж "РГ".
Рота дислоцируется под Санкт-Петербургом, в городе Пушкине, на территории Военного учебно-научного центра ВМФ (он же Военно-морской политехнический институт), в бывших казармах Морского кадетского корпуса. Если бы эти казармы строили сегодня и в качестве облицовки использовали только гранит тамошних мемориальных досок, то на фасад хватило бы. От доски к доске ходи, матрос, и проникайся патриотическим чувством: "Здесь в морской роте Александровского кадетского корпуса для малолетних с 1830 по 1860 гг. воспитывалась плеяда выдающихся адмиралов Российского флота, в их числе Авелан Ф.К., Попов А.А., Римский-Корсаков В.А., Чихачев Н.М., Чухнин Г.П.". Морскую роту Александровского кадетского корпуса для малолетних прославили и художник Василий Васильевич Верещагин, и историограф русского флота, мастер русской батальной марины Алексей Петрович Боголюбов. И чтобы еще острей понял, куда ты попал, читай: "Здесь в лейб-гвардии Гусарском полку с 1834 по 1837 и с 1838 по 1840 гг. служил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов". Служить здесь после Лермонтова - каково, а?
- Я двадцать два года прослужил на Севере, - сказал врио начальника института, капитан первого ранга Сергей Позырайло, - у меня была образцовая часть, но таких шикарных условий, как у этих ребят, не было. И таких матросов, как эти ребята, у меня не было. У них высшее образование просто на лбу написано.
Отбор по конкурсу
Научная рота ВМФ начала формироваться в декабре 2013 года: призвали 26 выпускников. Потом был весенний призыв - 35 человек - и рота оказалась полностью укомплектованной. В первом призыве преобладали петербуржцы, а после второго личный состав расширили Йошкар-Ола, Новосибирск, Волгоград, Ростов-на-Дону, Алтайский край.
- Мы теперь практически всю страну охватываем, - говорит командир роты, лейтенант Вячеслав Ржавитин. - Наши агитаторы разъезжают по городам, встречаются со студентами технических вузов, подлежащими призыву, и зовут сюда на службу.
- Зовут, наверное, не всех подряд?
- Да, к нам не так-то просто попасть. Конкурс от пяти до двадцати человек на место. Нужно быть отличником. Иметь хорошее здоровье. А самое главное, чтобы тема диплома соотносилась с научным направлением, которое предлагается выбрать на период службы. Все же люди сюда приходят не окопы рыть. И не для того, чтобы как-нибудь отсидеться здесь год и свалить на гражданку. Есть целый перечень документов, по которым можно судить о твоей научной отдаче. По окончании срока службы с тебя спросится.
Сам Ржавитин не из "научного" призыва. В 2013-м окончил с красным дипломом Военно-морской политехнический институт, при котором сейчас существует его рота, был назначен командиром взвода, через год дослужился до нынешней должности.
- Я вообще-то деревенский. Из Кировской области. Село Ильинское Слободского района. Учился на факультете ядерных энергетических установок.
- Семья?
Таких матросов, как эти ребята, у меня не было. У них высшее образование просто на лбу написано
- Женат. Жена из Воркуты. Училась в Санкт-Петербурге, в государственном университете путей сообщения. Она по специальности экономист. Живем в служебной квартире. Положена однокомнатная - однокомнатную и дали. С расширением семьи сможем претендовать на двухкомнатную.
Предложение, от которого трудно отказаться
Чем привлекает служба в научной роте? Почему сюда конкурс и строгий отбор?
Привлекает то, что служить будут в окрестностях Санкт-Петербурга, в местах, где когда-то располагалась императорская резиденция, где гулял Пушкин-лицеист; что проводить дни в научной лаборатории и при этом быть своим среди своих, то есть таким же свеженьким выпускником технического вуза - что это приятнее, чем отбывать армейский срок в какой-нибудь тьмутаракани, рыть окопы, ходить в караул, терпеть прелести дедовщины - этого никто вам здесь не скажет, но это очевидно. Все, с кем беседовал, упирали на привлекательность научного труда, возможность продолжить начатые в институте исследования, желание поработать по заказам ОПК, подготовить к защите диссертацию и по истечении призывного срока перейти на контракт, получить офицерское звание и служебное жилье в Питере. И в этом нет лукавства. Это тоже реальная мотивация.
- Почти все ребята, которые призывались в научную роту, узнавали информацию от тех, кто служил раньше, - рассказывает Вячеслав Ржавитин. - Это или однокурсники, или кто-нибудь с параллельных курсов. Есть информация и в Интернете, на сайте Военно-морской академии. Мы тоже ведем агитацию - рассылаем материалы, обращаемся в ректораты. В феврале, перед началом призыва, отправили письма в девяносто три вуза. Ядерная энергетика, электроника, автоматика - вот основные специальности, которые нам интересны.
Каждый выпускник, объясняет командир роты, может выбрать себе направление научной работы, востребованное Военно-морским флотом. Перечень этих направлений рассылается в вузы, с ним можно ознакомиться. Далее пишешь заявление: какой вуз заканчиваешь, по какой специальности, с каким средним баллом. И указываешь желаемое направление. Потом, говорит Ржавитин, работает комиссия. Часть кандидатов отсеивается: у кого-то средний балл недостаточен, кто-то по специальности не подходит. Список отобранных призывников отправляется в главное командование Военно-морского флота и в Военный научный комитет. Оттуда в военкоматы с уведомлением, что такие-то люди прошли отбор и призываются в научную роту.
- Сюда некоторые попадают по совету родителей, - говорит Ржавитин.
- Те считают, что если их сын будет служить в научной роте, то за него можно не волноваться?
- Да, они так думают, и их можно понять. Но маменькиных сынков у нас нет.
Я спросил, сколько матросов перешли через год на контрактную службу и стали офицерами. С первого призыва только один, ответил командир. Вероятно, сказал он, требовалось, чтобы прошло какое-то время - людям нужно было как бы "осмотреться в отсеках". А сейчас к переходу на контракт готовятся двенадцать человек, их личные дела уже сформированы. Контракт заключается на пять лет. Потом его можно продлить. Офицеры-контрактники в звании лейтенанта занимают должности начальников лабораторий, младших научных сотрудников. Они могут служить не только здесь, а в любой из частей Военно-морского флота. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области оклад морского офицера в должности младшего научного сотрудника 40 - 50 тысяч. С различными надбавками и компенсациями до 70 тысяч. "А если учитывать хорошую физическую подготовку, спортивные разряды, звание мастера спорта, - говорит Ржавитин, - то и до восьмидесяти дойдет".
Другой офицер, командир взвода научной роты Сергей Беликов рассказывал, что служит младшим научным сотрудником, имеет денежное довольствие в 72 тысячи рублей и намерен продолжить военную карьеру.
- У тех, кто служит в научной роте, - говорит он, - перспективы хорошие. Почти всем потом предлагают стать профессиональными военными. Кто-то соглашается, а кто-то уходит на гражданские должности в НПО "Аврора", например, или на другие предприятия оборонно-промышленного комплекса. С некоторыми мы связь поддерживаем. Говорят, что не жалеют.
Договорились о терминах
Матросы научной роты называются операторами.
- Мы курируем их научную деятельность, - говорит начальник отдела организации научной работы Военно-морского политехнического института, капитан первого ранга Юрий Демышев. - Курируем всесторонне. И с точки зрения тематики исследований, которая должна совпадать с тематикой кафедр и теми разработками, которые ведутся в научных подразделениях Военно-морского флота. И с точки зрения актуальности этих исследований. И с точки зрения достоверности научных результатов, их новизны, практической значимости.
Основные направления, по которым работает научная рота, - ядерная энергетика (ядерные установки всех типов кораблей, подводных лодок), неядерная энергетика (дизельные, газотурбинные установки, различные электрические машины), радиоэлектроника (автоматизированные системы управления флотом, интегрированные системы боевого управления, корабельные, гидроакустические системы и комплексы). И отдельное направление - радиационная, химико-биологическая защита кораблей.
Научные роты могут стать социальным лифтом для молодых ученых и полигоном для инноваций
Операторы ведут научную работу на кафедрах, под руководством ведущих ученых - докторов и кандидатов наук.
- Как я понимаю, научных сотрудников здесь хватало и прежде. Зачем потребовалась еще целая рота?
- Эти молодые люди получили хорошее образование в современном гражданском вузе, у них мозги по-другому устроены. Мы тут уже несколько зашорены, а они смотрят на все свежим глазом. В чем смысл их службы здесь? В том, чтобы хорошее гражданское образование применить в военной сфере. Технологии изменились. Везде, в том числе и в кораблестроении, требуется моделирование, программирование. Они умеют это делать.
- Они молоды, амбициозны и, наверное, строптивы. Трудно вам с ними?
- Наоборот, легко. Потому что это люди с высшим техническим образованием. Мы говорим на одном языке, одними терминами. О терминах, как известно, не спорят, о них договариваются. Так вот, о терминах мы с этими ребятами договорились.
С научным докладом - в Москву
В данный момент, сообщает Демышев, четверо операторов научной роты собираются в Москву на военно-технический форум "Армия-2015". Будут там выступать с докладами. Хотите послушать?
Мы идем в лабораторию, где презентацию своего доклада репетирует старший матрос, оператор Алексей Селезнев. Доклад называется "Разработка и исследование автоматизированной системы диагностирования гребных электродвигателей".
- Гребной электродвигатель является одной из важнейших частей любого судна, - начинает Алексей, - и отказы, связанные с гребными электродвигателями, могут приводить к серьезным последствиям, особенно если судно выполняет какую-то боевую задачу. Чтобы минимизировать подобного рода ситуации, в настоящее время применяются различные системы диагностирования. Однако, как показала практика, не все неисправности удается определить вовремя. Целью данной работы является совершенствование методов технического контроля гребных электродвигателей...
Алексей Селезнев закончил магистратуру Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. О научной роте ВМФ узнал из агитационной кампании, развернутой в вузе. Мотивации две. Первая: интересные направления проводимых в Пушкине исследований. Вторая - желание продолжить научную деятельность по специальности.
- Я планировал пойти служить, куда пошлют, - говорит Алексей. - Но появилась возможность нести службу в научной роте и заниматься научной деятельностью. Считаю, что сделал правильный выбор.
- У вас в университете какое направление было?
- Расчеты и проектирование электрических машин.
- Как это соотносится с тем, чем вы занимаетесь в научной роте?
- Напрямую. Гребной двигатель та же электрическая машина, изучением которых я занимался шесть лет.
- Вам скоро предстоит демобилизация?
- Да, десятого июля.
- Ваши планы?
- Продолжить службу по контракту на кафедре "Электроэнергетическая система кораблей", стать офицером. В перспективе защитить диссертацию и получить степень кандидата технических наук.
В научной роте пока никто не "остепенился". Военно-морской политехнический институт сейчас пытается получить лицензию на право принимать защиту диссертаций. "Скоро все образуется, - говорит Демышев. - Мы получим лицензию и станем выращивать своих кандидатов наук. Некоторые ребята призываются с уже сданным кандидатским минимумом. И если поднапрячься, за год службы вполне можно написать кандидатскую, а потом и защитить ее, оставшись на контракт".
Распорядок - общефлотский
Распорядок дня матросов научной роты ничем не отличается от общефлотского . В 6.30 - подъем. Зарядка. Утренний туалет. В 8.00 - завтрак. С 9.00 до 14.00 - работа на кафедрах. Потом обед. Далее - физическая подготовка, различные мероприятия под руководством командиров подразделений. С 16.00 до 18.00 - самостоятельная работа, тоже научная. В 19.30 - ужин. С 20.00 до 21.00 - личное время. В 21.00 - "Время" государственное, коллективный просмотр главной телепрограммы страны. Затем вечерний туалет. В 22.30 - отбой.
Матросы научной роты маршируют по плацу, бегают кросс, подтягиваются на перекладине, стреляют из автомата. Строевая, физическая, огневая подготовка - все это никто не отменял. И курс молодого бойца они проходят как положено. И присягу принимают, как все новобранцы. И на гауптвахту имеют шанс загреметь, но, говорят, такого случая еще не было.
Научные роты могут стать социальным лифтом для молодых ученых, площадкой для стартапов, полигоном для инноваций. Но они не должны превратиться в научные полки и дивизии. Наука - дело штучное. В ней тоже "воюют" не числом, а умением.
Досье "РГ"
Создать научные роты предложил министр обороны Сергей Шойгу в марте 2013 года во время встречи с ректорами вузов в МГТУ им. Н. Э. Баумана. Предполагалось, что в эти подразделения войдут талантливые студенты и выпускники технических вузов, которые будут двигать вперед российскую военную науку. Они смогут одновременно нести службу и проводить научные исследования.
Первые две научные роты были созданы в Подмосковье и в Воронежской области на базе Военно-воздушной академии имени Жуковского и Воронежского учебного центра Военно-воздушных сил. В них вошли студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ, МФТИ, а также молодые люди из Санкт-Петербурга, Тулы, Тамбова, Курска, Белгорода, Челябинска, Уфы и Воронежа. Сейчас в России восемь научных рот.
Служба в научных ротах засчитывается как срочная служба в армии. Для того чтобы попасть в такую роту, студенты, выпускники или аспиранты должны подать заявку и пройти конкурс. Предпочтение отдается кандидатам, имеющим определенные достижения в научно-технической деятельности.