У молодых семей может появиться реальный шанс решить жилищный вопрос частично за счет государства и гораздо быстрее, чем сейчас. В Федеральную целевую программу «Жилище» на 2015–2020 годы могут быть внесены серьезные изменения. Точнее — в ее часть, касающуюся молодежи.
Сейчас в Совете Федерации рассматривают предложенные изменения в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». По ней молодые люди, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут рассчитывать на субсидию, которая частично покрывает стоимость нового жилья.
Как рассказал «Известиям» один из авторов инициативы, зампредседателя палаты молодых законодателей при Совете Федерации, председатель собрания депутатов Саткинского района Челябинской области Николай Бурматов, если выплату разовой субсидии молодой семье заменить выплатами процентов по ипотеке, которые возьмет на себя государство, это позволит увеличить количество участников подпрограммы в несколько раз.
В конце мая премьер Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, позволяющее использовать субсидию на выплаты процентов по ипотеке, но в целом порядок остался тот же: семья, возраст супругов которой до 35 лет, должна собрать документы, подтверждающие, что она нуждается в улучшении жилищных условий, после чего она встает в очередь.
Размер субсидии различается в зависимости от средней рассчитанной стоимости квадратного метра в регионе. В целом получается, что государство оплачивает примерно 40% стоимости жилья исходя из средней стоимости метра, остальное молодые люди должны найти где-то самостоятельно.
Сейчас подпрограмма охватывает более 157 тыс. семей, ее бюджет составляет порядка 350 млрд рублей. Весной Минстрой отчитался о том, что в прошлом году свидетельства о получении субсидии получили свыше 15 тыс. молодых семей из 74 регионов, реализовали это право 9234 семьи.
— Длинная очередь еще больше увеличилась, когда подпрограмму распространили на семьи в возрасте до 35 лет (раньше было до 30 лет), ведь финансирование осталось на том же уровне, — говорит Николай Бурматов. — А учитывая, что нужно муниципальное софинансирование, реже всего получают субсидии семьи, которые живут в дотационных муниципальных образованиях. Эту очередь в рамках утвержденного финансирования можно ликвидировать, если государство выдаст субсидии сразу, но не на руки, а будет в течение определенного срока выплачивать проценты по ипотеке. То есть у молодой семьи получается беспроцентная рассрочка. И мы можем быть уверены, что деньги пошли на жилье — бывали случаи, когда через разные схемы эти деньги выводили.
При нынешней системе во многих регионах люди ждут в очереди много лет, а когда она до них доходит, они из программы выбывают, потому что уже перестают быть «молодой семьей».
— Люди могут сразу заселиться, а не ждать, пока до них дойдет очередь, и не ютиться в общежитиях или на съемном жилье, — пояснил автор инициативы. — Кроме того, мы предлагаем установить единый размер субсидии, независимо от того, в каком регионе живет человек. Ведь размер материнского капитала у нас не меняется в зависимости от того, живет человек в Москве, Петербурге или маленьком городе.
По расчетам авторов инициативы, если выдавать жилищный сертификат на получение ипотечного кредита в сумме 1 млн рублей сроком на 10 лет, это позволит в течение года переселить в ипотечные квартиры 350 тыс. семей в рамках нынешнего бюджета подпрограммы. Конкретный размер субсидии, считают они, следует определить рабочей группе Совета Федерации.
Член комиссии Общественной палаты по социальной поддержке граждан Елена Тополева-Солдунова заявила «Известиям», что эту инициативу следует тщательно изучить, особенно ту часть, которая касается единого для всей страны размера субсидии: очевидно, что это затруднит улучшение жилищных условий в ряде мегаполисов, но одновременно позволит гораздо большему числу молодых семей в небольших городах решить квартирный вопрос.
— В Москве проблема с жильем стоит особенно остро, — отметила она. — Мы знаем, что с 1 июля в столице объявили голодовку многодетные матери, которые требуют выдать полагающееся им социальное жилье или выплату специальных субсидий на его приобретение. Обратной стороной этой проблемы является то, что многие переезжают в Москву, потом хотят получить там жилье, им отказывают, они начинают протестовать, причем обоснованно — они такие же граждане и имеют такие же права, как и те, кто переезжает в другие регионы. Возможно, имеет смысл стимулировать людей, чтобы они не ехали все в столицу, а жили в своих городах. Надо внимательно отнестись к этой инициативе, возможно, она как-то облегчит ситуацию.