29 мая в Москве прошел велопарад. Более 30 тысяч москвичей проехали на своих железных конях по Садовому кольцу. С 2012 года число его участников выросло почти в 8 раз.
Заклинило звонок. Ну давай, родной, звени. Так и думала: нельзя под дождем велосипед оставлять. Кто-то советует дернуть посильнее. Есть! Дзынь-дзынь. Так по–велосипедному приветствую таких же любителей двухколесного транспорта. Старт дан на проспекте Академика Сахарова.
Время — 13:00.
Доехать с велосипедом в центр города оказалось не так уж и сложно. В метро меня пропустили с условием: просто открутить переднее колесо. А для тех, кто решил приехать на парад из Подмосковья, провоз велосипеда в электричках был бесплатным.
Проходя мимо городского велопроката, я еще раз убедилась: приезжать на парад лучше со своим железным конем.
Свободных велосипедов в ближайшем прокате не осталось — желающих слишком много. Как говорится, кто успел, тот и сел, тем более что цены более чем демократичные. По специальному тарифу велосипед можно взять на день всего за 150 рублей.
— До конца сезона к системе велопроката добавятся 700 новых велосипедов, а также откроется 70 дополнительных станций, — рассказал перед стартом заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, который также принял участие в параде.
Поделился заммэра и любопытной статистикой.
— В первом велопараде было, по-моему, около 7–8 тысяч, — напомнил Ликсутов. — Сейчас — больше 30 тысяч. Я думаю, что по трассе, по Садовому кольцу, к нам присоединятся еще велосипедисты, а общее количество участников может быть около 50 тысяч.
Пока мои друзья отправились на поиски свободных велосипедов, выхожу на старт. Впереди 16 километров.
Все смешалось на Садовом
Публика собралась разношерстная. Студенты и школьники, неформалы и «белые воротнички», звезды шоу-бизнеса, семьи, влюбленные пары и независимые женщины.
— Это вы что же, прямо в свадебном решили поехать? — осторожно интересуюсь я у девушки в длинном белом платье, расшитым бисером, — Нины Сизовой.
— Ага, один раз мне с ним не повезло, может, сейчас удачу принесет, — показывает девушка на безымянный палец без обручального кольца.— Глядишь, и мужа нового найду.
Ярких, выделяющихся из общего потока героев на велопараде хватает. Уже узнаваем публикой гонщик–тигр, девушка в костюме единорога и растаман с дредами, достающими до земли.
— Мне вот на каблуках намного удобнее ехать, — зачем-то обманывает меня эпатажная брюнетка в красной юбке и кокетливой шляпке Нина Охотина.
По Садово-Спасской улице мы едем в достаточно плотном ряду. Если один внезапно затормозит — упадут минимум пятеро. Чтобы избежать аварий, лучше не засматриваться на соседей.
Сконцентрировавшись на езде, сама не замечаю, как набираю темп. Правая — левая, правая — левая...
На проспекте Мира дорога посвободнее, ни машин, ни пешеходов. Асфальт ровный.
Едешь мягко. Вот бы и на тротуарах такой был — не было бы у велосипедистов проблем. Уши заложило, железная велоцепочка начинает щелкать, воздух так сильно бьет по лицу, что сложно дышать. Ай.
Кажется, мой правый глаз атаковала маленькая мушка.
Ничего не видно.
Нужно тормозить.
— Коварные эти мушки, верно? — протягивает мне салфетку молодой человек в спортивных очках.
Парень, не дожидаясь ответа, ловко прижал ботинок к педали — раздался щелчок, а за ним и свист велосипедных шин об асфальт. Умчался, даже имени не назвал.
— Улетел в свою стаю экстремалов, — говорит женщина лет 65 на горном велосипеде Анна Мянина. — Они разгоняются быстрее, чем машины.
— А вы из какой стаи? Тоже из гоночной? — спрашиваю.
— Да, я погонять люблю, — признается женщина. — Но по дорогам еще страшно, вдруг автомобилисты сшибут.
Народ у нас, знаете ли, не до конца еще «объевропеился».
Культура велосипедная медленно приживается. Но и Москва не сразу строилась.
На Крымском мосту я отстаю от Анны. И сливаюсь со своей стаей велосипедистов — любителей, которые двигаются в среднем темпе. Без подготовки тяжело жать на педали, поднимаясь в горки. А их на пути немало. Да и солнце не щадит, жарит.
Может, ну его, этот велопарад? Вон, кафешка какая красивая в двух шагах.
— Возьмите воды, — протягивает бутылочку из картонной коробки мужчина с бэйджиком организатора.
Бесплатную воду раздают по всему веломаршруту. Пару глотков вернули к жизни. Не сдаваться! Подбадривают и прохожие, которые выстроились вдоль улицы и подбадривают велосипедистов.
К слову, ознакомиться с трассой заранее, чтобы рассчитать свои силы, помогает сервис «Окно в город», где в режиме онлайн транслируется весь наш маршрут. Всего на точках работают 40 камер городской системы видеонаблюдения.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Петр Дворянкин, вице-президент Федерации велоспорта Москвы:
— Масштабные велопарады, которые сегодня регулярно проходят в Москве, популяризируют этот вид транспорта. Модель хорошо работает, интересует молодежь, привлекает профессиональных спортсменов, то есть она правильная. Но есть и минусы. Так, велосипедисты не знают элементарные правила движения. А это приводит к травмам, и тогда велокультура уже принимает другой ракурс.
Александр Семенников, депутат Мосгордумы, председатель Комиссии по законодательству, регламенту, правилам и процедурам:
— В городе развивается велокультура, но проблемы есть. В школе должны проходить практические занятия, родители должны рассказывать детям, как правильно вести себя на дороге, подросткам не разрешать лихачить. Водители же должны понимать, что велосипедист — полноправный участник дорожного движения. Постепенно мы начнем уважать велосипедистов.