Руководитель НАК - о том, почему в 2016 - 2017 годах произошел всплеск коррупционных дел
- Два с половиной года назад президент поговорил с губернаторами - хватит заниматься бизнесом, а к тому, кто продолжит, примут жесткие меры. Борьба с коррупцией перешла из стадии имитации в стадию реальной зачистки коррупционеров. Сажают не одиночек, а группы лиц - как происходит в делах губернаторов. Заводят дела на их замов, областных министров.
Кроме посадок в регионах, сейчас проверяются конфликты интересов на разных уровнях руководителей. Которых увольняют «в связи с утратой доверия». О них уже не говорят по центральному ТВ. Увольняют чиновников и по недостоверному декларированию доходов - раньше фиксировались единицы, сейчас десятки. Изучают: а на чем они заработали такие капиталы, особняки и автопарки иномарок?
- Что надо изменить в системе управления регионами, чтобы их главам взятки даже предлагать не могли?
- Должна быть максимально прозрачная система контроля. Первый показатель - когда губернатор и его родные, друзья не участвуют в бизнесе. Второй - максимально открытое распределение бюджетных денег с участием регионального биз-неса и общественных организаций.
- Одно из самых громких дел - дело экс-главы ФСИН Реймера, где в 10 раз (!) завышались цены на браслеты слежения. Сколько они должны получать, чтобы избежать искушения, - миллион-два в месяц?
- Деньгами проблему не решить. Будет получать миллион рублей - захочется миллион долларов. Мы говорим об ужесточении законов - правительство это пока не поддержало. Нужно от 10 до 25 лет без права на условно-досрочное освобождение. С конфискацией. И у наших коррупционеров огромные капиталы за рубежом. Запад не отдает их. Там создают спецусловия, чтобы концентрировать у себя потенциальных предателей. А нам нужны условия для добровольной отдачи этих средств - Китай по такому пути пошел.
ДЕНЬГИ - НЕ ОДНОГО ЗАХАРЧЕНКО
- Откуда 9 миллиардов у полковника Захарченко?
- Но это же плод деятельности организованных преступных сообществ. Это деньги не одного человека, а криминальной корпорации! Часть виновных уже задержана. Это огромный бизнес - не зря потери бюджета от коррупции оценивают в триллион рублей.
- Но если у полковника миллиарды - у генералов, министров сколько?
- Звания не влияют на суммы. Преступная группа формируется не по званиям, а по функциям. Там полковник может выполнять функции генерала.
- Не менее громкими стали дела режиссера Серебренникова и замминистра культуры Пирумова. Со всех сторон кричали: не трогайте художника! Как получилось, что в коррупции погрязла и творческая интеллигенция?
- Это пошло с 90-х годов. Когда параллельно формировались новая Россия и коррупционная система. Зачастую создавались проекты, которые красиво оформлялись, чтобы выводить бюджетные деньги. Это стало нормой: другие тоже так делают, почему и нам не украсть? Ну до других тоже доберутся. Интересно тут себя ведут либералы: ловят человека из их среды, художника - «наступают на горло свободам». А сажают губернатора - «видите, как воруют?!».
- Нам приводили статистику, где самыми взяткоемкими профессиями называли учителей, врачей.
- Это старая статистика. О ней два-три года назад силовикам говорил президент, мол, хватит отчитываться ерундой - учителями и врачами. Есть решение Верховного суда, которое вывело врачей и учителей из категории должностных лиц. Раньше на них просто делали отчетность по взяткам. Сейчас растет раскрываемость преступлений более высокого уровня.
- Говорят, что коррупция - вековая смазка в нашей госмашине…
- Это навязанные нам разговоры о том, что и конкуренция у нас слабая, и независимых СМИ с возможностью критики коррупционеров нет. Посмотрите на 90-е годы: там и независимые СМИ, и конкуренция вроде присутствовала, но коррупции же было выше крыши! И люди, строившие тогда эту систему, сидящие сейчас в Англии и Франции, - они что, жертвы той коррупции? Сейчас приходится аккуратно, как раковые метастазы, коррупцию убирать. Это долгая работа - заражены и суды, и правоохранительная система. И этого уже никто не скрывает.
- Гайки будут закручивать и дальше?
- Конечно. Коррупция разрушает не только экономику и отношения людей, она разрушает и управление страной. Столетней давности пример показывает, что страна может в итоге просто развалиться. Большая часть окружения президента это понимает - население России все болезненнее реагирует на нарушение элементарной социальной справедливости… Но когда люди говорят, что не верят в возможность навести порядок и прижать коррупцию, им надо напомнить, как было еще лет пять - десять назад. Тогда не было системы единого окна, люди бегали по Москве, по другим городам и искали «выходы», связи. Платили деньги, чтобы решить свою проблему. Например, получить загранпаспорт. Или технологически решили другую проблему - убрав гаишников, поставили камеры на дорогах. И безопасность выросла, и взяток стало меньше. То же происходит сейчас с госзакупками. Начинает работать контроль, уж поверьте. Раньше закупки дорогих авто для чиновников были нормой - сейчас введен потолок по сумме, которую можно заплатить за машину.
- Ожидать новых посадок зимой и весной?
- Да, и это стало понятно после совещания президента с губернаторами.