Организация Объединённых Наций пообещала РФ, что в ближайшее время сможет добиться снятия ограничений на вывоз российского продовольствия согласно зерновой сделке. Об этом "Известиям" заявил первый зампостпреда РФ при организации Дмитрий Полянский. Он отметил: Москва напоминает, что у ООН есть время выполнить взятые на себя обязательства до 18 ноября - эта дата установлена как "логичный дедлайн" текущей сделки. При принятии решения продлевать договор после или нет РФ будет оценивать "эффективность выполнения российской части сделки" и усилий ООН, уточнил дипломат. Источники "Известий" сообщили: генсек организации ведёт переговоры с крупнейшими страховыми компаниями, чтобы те снизили ставки для российских судов. Однако пока Москва не видит какого-либо результата.
Инициатива по безопасной транспортировке зерна и продовольствия из портов Украины, также известная как зерновая сделка, была заключена в Стамбуле 22 июля. В её составе два документа, потому российский МИД называет её пакетным соглашением - то есть выполнение одной его части прямо зависит от реализации другой. Первый документ сделки - о вывозе украинского зерна. Второй - о российском экспорте продовольствия и удобрений. Согласно ему, ООН должна подключиться к работе по снятию санкций, мешающих поставкам продуктов из РФ. Срок действия первого договора - 120 дней, он истекает 18 ноября. Второй договор рассчитан на три года.
Но, как пояснил "Известиям" первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский, Россия ожидает от всемирной организации конкретных действий по снятию ограничений с нашего экспорта и видит "логичным дедлайном" для этого 18 ноября.
- ООН нам обещает, что вот-вот будет результат, - отметил дипломат. - При принятии решения [о продлении сделки] мы будем оценивать эффективность выполнения российской части сделки и результативность соответствующих усилий ООН.
3 ноября замглавы МИД РФ Андрей Руденко заявил, что российская часть сделки по вывозу российского зерна, продовольствия и удобрений "реализуется из рук вон плохо" и Москва будет это у читывать при пролонгации документа после 18 ноября. Хотя санкции США, ЕС и Великобритании напрямую не ограничивают экспорт продовольствия и удобрений, они затрудняют финансовые сделки в аграрной сфере, так как основной российский оператор Россельхозбанк подпал под рестрикции.
То, что РФ в плане выхода из зерновой сделки настроена серьёзно, доказывает и опыт последних дней: 29 октября Москва приостановила участие в зерновой сделке после атаки на корабли Черноморского флота в Севастополе. Минобороны РФ обвинило в ударе ВСУ Украина не подтвердила, но и не опровергла эти заявления. Владимир Путин 30 октября также возложил ответственность за атаку на Украину. Президент отметил: она создала угрозу как для военных, так и для гражданских судов, участвующих в реализации зерновой сделки. При этом он уточнил, что РФ не прекращает "участия в этой операции", а лишь приостанавливает его.
- Но пусть они [ООН] тогда проведут работу с Украиной, и Украина должна гарантировать, что угроз для гражданских судов и для судов обеспечения РФ создаваться не будет, - пояснил российский лидер.
2 ноября в Минобороны России заявили, что при содействии Турции получили письменные гарантии от Украины о неиспользовании зернового коридора для ведения боевых действий против РФ. В тот же день Москва восстановила своё участие в соглашении. Два осведомлённых источника "Известий" сообщили: генсек ООН Антониу Гутерреш во время встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым на Генассамблее ООН заверил российского министра, что он "активно ведёт переговоры".
- В частности, по словам генсека, идёт диалог с компаниями британского страхового рынка "Ллойд", чтобы они снизили ставку для страхования судов, везущих российские грузы или направляющихся в/из черноморских портов России, - уточнил один из собеседников.
На пресс-конференции по итогам визита на ГА ООН Сергей Лавров заявил: "На фоне угроз, которыми Запад сыплет налево и направо, в четыре раза повысились ставки страхования наших судов". Ещё в начале марта Великобритания заблокировала российским компаниям доступ на свой страховой рынок в сфере авиации и аэрокосмонавтики. Это области, в которых британский "Ллойд" - старейший и крупнейший рынок страховщиков - считается мировым лидером.
Ограничения не коснулись морских перевозок, но некоторые игроки "Ллойда" отказались от страхования российских судов и товаров либо повысили риски до максимальных значений.
С 5 декабря вступит в силу эмбарго ЕС на российскую нефть, а с ним и запрет на страхование танкеров. Изначально запретить хотели также страховку судов, перевозящих уголь и удобрения, но в сентябре Евросоюз подчеркнул, что разрешается перевозить в третьи страны и оказывать финансовое сопровождение в транспортировке угля, удобрений, ряда углеводородов, кормов для скота, леса и цемента.
1 ноября на фоне приостановки российского участия в зерновой сделке андеррайтеры британского "Ллойда" прекратили страховать суда, идущие из портов Украины. Источники Reuters в отрасли сообщили, что ставки на "военную" страховку с началом ноября выросли почти вдвое и достигли 1,5% от стоимости корабля, хотя ещё 31 октября они составляли 1%. "Известия" направили запросы в пресс-службу "Ллойда" и ООН.
Второй собеседник "Известий", знакомый с ситуацией, заявил, что "продление сделки всё ещё остаётся предметом переговоров, поскольку гарантий по свободному доступу зерна на мировой рынок Москва по состоянию на начало ноября так и не получила".
- Это личный позор генсека ООН, что он не может договориться с ЕС и США по снятию санкций с РФ - то есть ограничений в области страхования наших судов, финансовых переводов и так далее, - констатировал источник.