Начало нового учебного года подняло волну обсуждений изменения статуса образовательных учреждений. «ВМ» выяснила причины предстоящих перемен и их последствия.
Беспокойство у общественности вызвало заявление министра образования РФ Ольги Васильевой на Общероссийском родительском собрании 30 августа: «Все коррекционные школы и спецшколы в России продолжают работать в новом учебном году, но из их названия исчезнет указание на особенности учащихся», — сказала она.
По словам директора школы № 2095 «Покровский квартал» Ильи Новокрещенова, для педагогического сообщества это не стало сюрпризом.
Фактически «статусность» была упразднена еще в декабре 2012 года на федеральном уровне (ФЗ № 273 РФ).
— На исполнение отводился определенный срок — пять лет, — поясняет директор. — И большинство школ включились в этот процесс несколько месяцев назад, поскольку много времени требовалось, чтобы разработать проект нового устава школ. А его Московский центр образовательного права предложил не так давно.
Эксперт подчеркивает, изменения не означают, что бывшие гимназии или лицеи поменяют учебные программы.
Введенное несколько лет назад подушевое финансирование дало возможность всем образовательным учреждениям улучшить качество обучения.
— Когда было введено формульное личностно-ориентированное финансирование, возможности школ стали равными, — рассказывает Илья Новокрещенов. — Все образовательные организации стали получать на ученика одинаковый норматив, который был поднят до уровня гимназий и лицеев. Каждая школа получила ресурс для развития программ углубленного изучения предметов, предпрофильной и профильной подготовки.
— С 2011 года, когда кардинально изменился механизм финансирования и основой стало количество учеников, сложившееся многообразие в названиях перестало быть необходимо, — подтверждает председатель комиссии Мосгордумы по образованию Антон Молев. — При этом среди множества лицеев и гимназий был очень разный уровень образования. Зачастую скромная школа могла быть лучше, чем гимназия.
Единые стандарты Гимназии и лицеи были в Москве еще во времена империи.
После революции они перестали существовать, но возродились уже в 1980-х годах. По словам Молева, сначала это были единичные случаи, затем пошла мода. По большому счету, статус лицеев и гимназий был номинальный, но позволял получать дополнительные средства из городского бюджета. По старой памяти такие учреждения считались элитарными и престижными.
— Чтобы ребенка записали в первый класс, родители стояли в очередях годами, — вспоминает народный учитель, директор школы № 1518 (до недавнего времени гимназии) Марина Фирсова.
Была и разница в финансировании. Годовой норматив на старшеклассника в лицее мог составлять 123 тысячи рублей, а в «обычной» школе в два раза меньше. За счет этого нанять более квалифицированных педагогов было легче, потому и результаты здесь были выше.
— Сегодня же школы существуют на равных, отличаясь только дополнительными занятиями, спецкурсами и кружками, — говорит Фирсова. — У нас есть образовательный стандарт, который мы обязаны давать во всех школах. Что будет за его рамками — вместе решают родители, управляющий совет и педагоги.
Кстати, изменения коснулись и частников — они тоже стали «просто» школами. Правда, как рассказали «ВМ» в одной из таких школ, если слово «лицей» или «гимназия» закреплено юридически, убрать его не получится.
Цена вопроса Большинство московских школ уже стали «простыми».
Теперь на их стенах висят новые таблички.
— Но по сравнению с остальной работой они стоят копейки, — уверен экономист Максим Чирков. — А сколько требует смена документации? Представьте, это же тысячи документов! По словам эксперта, траты будут огромными. Но Антон Молев уверен в обратном.
— Школы все равно должны были приводить свои уставы в соответствие с действующим законодательством, — говорит депутат. — К тому же переименование идет за счет учебных заведений. Для них это несущественные затраты.
Молев также отметил, что работа с документами идет постоянно: создаются новые общегородские программы, выходят постановления. ...Но согласитесь, совсем не важно, что написано на вывеске, если ученик получает качественное образование.
МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как вы относитесь к изменениям в названиях учебных заведений?
Елена Жданова (мама восьмиклассника):
— Мне без разницы. У нас сначала была школа № 9 с углубленным изучением иностранного языка, потом переименовали в школу № 1223 с углубленным изучением иностранного языка, потом переименовали школу в лингвистический центр № 1223, теперь опять школа № 1223. А фактически ничего не изменилось для детей {...}
Дмитрий Второв (папа девятиклассницы):
— Мне как родителю не важно, какое название имеет учебное заведение. Мне даже не важен рейтинг {...}. Мне важно, какова реальная обстановка в школе и какое качество образования.
Ольга Бозкурт (мама семиклассницы):
— Можно и в гимназии плохо учиться. А в школе на «4» и «5». Суть не в названии, а в полученном образовании и уровне знаний.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгений Евдокимов, директор школы № 1797 Богородская:
— Раньше гимназии, лицеи и центры образования работали в конкретном направлении, имели углубленное образование. Современная школа давно перешагнула этот уровень и теперь предоставляет широчайший спектр знаний. Нет необходимости сосредотачиваться на каком-то одном направлении. Все сотрудники высококвалифицированные, все директора проходят процедуру внешней аттестации.
Говорить о том, что гимназическое образование предпочтительнее для родителей, — это уже пережиток. Любая образовательная организация сейчас имеет все возможности, чтобы реализовывать потенциал и давать подготовку по тем параметрам, которых требует общество.