ТОП 10 лучших статей российской прессы за
April 24, 2025

Спецоперация «Эрмитаж»

Рейтинг: 0

Автор: Елена Яковлева. Российская Газета

Почему выставки это всегда "спецоперации"? Что удается Эрмитажу донести миру сквозь информационную блокаду? Почему роскошь такой же показатель силы, как и оружие? Для того чтобы появлялись герои, нужен ужас? Приделает ли искусственный интеллект руки Венере Таврической? - на эти и другие вопросы "РГ" отвечает генеральный директор Эрмитажа, академик РАН Михаил Пиотровский.

Почему музею не нужна жизнь художественных лавок?

Самое большое количество громов и молний в ваш адрес раздалось, когда вы сравнили выставки Эрмитажа со спецоперацией. Но вы ведь всегда говорили, что провести, например, выставку Парфенона это настоящая спецоперация.

Михаил Пиотровский: Да, и блестящим примером здесь является история представления в Эрмитаже фрагмента парфенонского фриза из Британского музея - фигуры речного бога Илиссоса. Мы попросили, и дирекция Британского музея согласилась представить эту скульптуру в Эрмитаже в год нашего 250-летия. Ситуация была очень острая, поскольку скульптура Парфенона никогда не покидала Британский музей, а реституционные требования Греции были как никогда остры. Решения принимал совет попечителей Британского музея. Они единогласно согласились показать Илиссоса в Эрмитаже. Это было экстраординарное решение, которое сохранили в тайне. На нашем празднике было много музейщиков и журналистов. Никто из них (кроме одного корреспондента "Таймс") не знал о выставке до момента ее неожиданного открытия. Скульптуру нельзя было везти по земле Европы, и нельзя было лететь с нею через европейское воздушное пространство: Греция могла потребовать конфискации экспоната в случае экстренной посадки самолета в любом аэропорту Европы. Поэтому скульптура летела через Ближний Восток. Похожих историй музейщики могут рассказать много.

Все выставки делаются в жанре спецоперации. Если в интернете можно прочитать, сколько стоит выставка и каким маршрутом ее будут везти, значит, надо менять маршрут, снижать или повышать цены и везти тайно... Каждая выставка готовится в напряженной обстановке, это всегда риск и конкуренция. Мы смотрим друг на друга, учимся, стараемся быть не хуже других, но при этом и сохранять себя.

Ваши выставки - образец при решении таких вопросов?

Михаил Пиотровский: Сейчас крамольную вещь скажу... Мы все-таки считаем, что выставки - а у Эрмитажа в 2024 году их было 46! - это не самое главное, что нужно музеям. Музеи не столько должны делать выставки, сколько собирать, хранить, реставрировать, изучать и показывать собственные коллекции. А временные выставки они для пиара, для денег, для удовольствия, но это что-то дополнительное. Когда ты уже рассказал все свое. И в выставках есть какая-то ущербность: ты все время должен откуда-то что-то брать, как своего рода трофеи. И лучшие вещи вам никто никогда из музеев не даст. Сколько бы ни заявлялось - вот, мы собрали всего Пикассо! - нельзя собрать всего Пикассо. И тогда чтобы что-то получить, начинают шантажировать друг друга. Это хоть и интеллигентный, но немножко бизнес, со своими договоренностями. А прекрасная художественная жизнь при этом превращается в жизнь магазинную, жизнь художественных лавок...

Поэтому главное в музее все-таки максимальное освоение своих собственных коллекций. Мы осваиваем. Только что открыли постоянную экспозицию Китая - в новых, больших залах. Сделали новую экспозицию Петра Великого.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни