В этом сюжете, похоже, больше не будет жестов доброй воли, выражений глубокой озабоченности и демонстрации непростых решений. Ильхам Алиев доигрался, и одними персиками, поражёнными западным цветочным трипсом (мерзкая, кстати, таракашка) и «забаненными» на ввоз Россельхознадзором, Азербайджану уже не отделаться.
Военные игрища на Каспии с обстрелами береговой линии и атаками дронов, в которые Алиев всячески втягивает своего казахстанского коллегу Токаева и на которые Баку провоцируют Лондон и Анкара, стали, похоже, последней каплей. Россия и Иран на днях провели ответные учения. Как бы «окончательный» раздел Каспия в 2018 году (при котором в выигрыше оказались Казахстан и Азербайджан, а России, Туркмении и особенно Ирану достались, по сути, объедки) доказал свою несостоятельность. Россия, уступив соседям лучшие куски нефтеносного шельфа, не достигла цели сделать Каспий морем пятерых. Англичане вовсю выкачивают энергетические ресурсы, а турки и вовсе вознамерились обозначить своё военное присутствие – с подачи Ильхама Алиева. Теперь, если ещё и казахи передадут англичанам две свои военные базы, на Каспии станет совсем неспокойно. Россию откровенно провоцируют на жёсткий военный ответ? «Мы должны понимать, что вокруг Каспия начинается действительно «большая игра», – разъясняет профессор Астафьев. – Её особенность в том, что она обнуляет все клятвы в лояльности. Я не верю, что Алиев просто заигрался: он, конечно, человек азартный, но в данном случае скорее имел место намёк на личный выпад в отношении руководства России. Ещё не выпад, только намёк. Если же игра ставила целью компенсировать некие внутренние проблемы за счёт обострения с Москвой, Алиевым допущена очень тяжёлая ошибка, которую будет крайне трудно исправить. Скорее всего невозможно».
Дома у Алиева действительно есть проблемы – его жёстко держит, так сказать, за чувствительные места министр обороны Азербайджана Закир Гасанов, этнический турок и ставленник Анкары. По сути, сегодня в стране всем заправляет именно Гасанов, а Алиев, подобно британской венценосной особе, царствует, но не правит. При этом Алиев хорошо помнит, сколько раз против него и его покойного отца устраивала заговоры военная элита, и, вероятно, боится. Но в подоплёке его поведения не только страх. «Алиев включился в большую игру в надежде получить для Азербайджана статус гегемона на всём Южном Кавказе и ведущего государства на Каспии, равного по влиянию России, – предполагает Астафьев. – Игра стоит свеч!» «Британцы подталкивают Турцию Азербайджаном против нас, – дополняет политолог Владимир Аватков. – Понимают, что сами не вытянут. Испытанная временем тактика. Вопрос в исторической памяти турецких коллег и наших превентивных действиях».
Алиеву, что называется, «снесла чердак» его успешная военная операция в Нагорном Карабахе. Воспользовавшись моментом, когда у Москвы и Еревана возникли, скажем так, некоторые сложности во взаимоотношениях, азербайджанская армия при турецкой поддержке силой вернула спорную территорию. При этом в Баку ничуть не сомневались, что армяне воздержатся от аналогичного демарша в Нахичевани, азербайджанском эксклаве на границе с Ираном. Хотя при определённых обстоятельствах не имеющей границ, так сказать, с метрополией, Нахичевани было бы несдобровать. Короче говоря, Алиев безоглядно втянулся в довольно опасную для его страны геополитическую грызню, спровоцированную в Закавказье взбесившимся британским бульдогом. Турки – извечные вассалы Лондона, надо отметить, действуют намного более осмотрительно. А Баку тем временем сжигает мосты. То ли Алиеву так вскружили голову геополитические перспективы, то ли верна догадка, что ему сейчас проще побить горшки с Москвой, дабы избежать неких неявных, но тем не менее сильно припекающих проблем в своём собственном доме.
«Икорная дипломатия» и её последствия
Между тем геополитические закидоны Алиева, публично одариваемого бандеровскими шевронами и советующего своим одиозным украинским визави идти до конца в военном противостоянии с Россией, дают повод присмотреться к так называемой мягкой силе Азербайджана. Про азербайджанские рынки и продуктовые магазины в столице (да и не только – по всей России их полным-полно), наверное, лишний раз и упоминать не стоит. Про визиты именитых политологов в Баку, где их традиционно одаривают килограммами чёрной икры, тоже, пожалуй. А как вам такой нюанс? «У нас значительная часть экспертного сообщества получает зарплату в Леонтьевском переулке (там находится азербайджанское посольство. – Ред.), и номинируется она в манатах, и это общеизвестный факт, – откровенничает политолог Алексей Чадаев. – Алиев не понаслышке знает расценки. И именно это знание придаёт ему борзости: он исходит из того, что Россия слабая, можно решить любой вопрос в свою пользу. Более того, Алиев уверен, что в случае чего он спокойно отыграет назад и ему всё сойдёт с рук – и избитые российские граждане, и поддержка Украины, и истерика вокруг упавшего в Казахстане азербайджанского самолёта. И есть ещё одна вещь, которая даёт ему основание чувствовать себя очень уверенно: железобетонное знание, что у российской власти не хватит духа взять за жабры влиятельных московских азербайджанцев и поставить ребром вопрос о лояльности». Вот, кажется, и объяснение, казалось бы, необъяснимого бакинского демарша Михаила Гусмана! Но в таком случае и поразительно скорая, совершенно нетипичная для нашей системы управления, реакция на этот демарш тоже свидетельствует о многом.
Действовать пришлось быстро и жёстко по той причине, что речь зашла о государственной безопасности нашей страны. Руководство национальных диаспор (азербайджанской – в особенности), в известной мере, «часть нашей власти», – растолковывает Чадаев. – Как минимум её теневая касса для решения задач, которые долго и сложно решать в публичной сфере. Любой, кто работал с госденьгами, прекрасно знает, насколько это громоздкая и медленная история. Надо начинать дело весной, но деньги придут только к сентябрю, короче, если всё по закону, то долгая история, но зато никто в итоге не сядет. Но если есть условный Тофик с живым кешем с рынка, у него можно перехватить ресурса, а потом как-то сочтёмся. У нас так: если ничего не нарушать, невозможно ничего сделать вообще. Но, к счастью, всегда есть дядя Тофик, палочка-выручалочка. И спасибо Алиеву, что он показательно ткнул нас носом в наши застарелые проблемы. Будем надеяться, что наше государство в состоянии выдавить из себя по капле дядю Тофика, как выдавливают гной».
«Второй фронт» против России?
«По капле» – уже, пожалуй, нет времени. Значительная часть экспертного сообщества убеждена, что Азербайджан готов открыть против России «второй фронт» в Закавказье. «Эта страна окончательно перестала быть надёжным союзником для России, – заверяет член СПЧ Кирилл Кабанов. – В качестве приоритета во внешней политике Азербайджан выбрал отношения с Турцией, Великобританией и даже Украиной. Поставки Киеву даже не скрываются, азербайджанское руководство заявляет о них публично». Но вот Алиев публично поддерживает киевский режим, призывая его воевать с Россией «до конца». И что же нам не перекрыть после этого одесский нефтеналивной транзит? Нефть там азербайджанская, концерна «СОКАР». Вот и Кабанов отмечает, что в Баку «очень расстроились» из-за успешных ракетных ударов по одесским портам. На азербайджанской «горючке» сегодня ездит вся украинская бронетехника, кстати. Может, кто-то не знал. Сегодня, однако, стоит говорить о большем, нежели даже материальная и моральная поддержка Украины, считает эксперт. «Азербайджан Алиева стал составной частью антироссийской системы, управляемой прежде всего англичанами и турками. С высокой степенью вероятности можно предположить, что конфронтация будет усиливаться и уж точно не по российской инициативе. России необходимо не откладывая провести ревизию всех финансовых потоков в Азербайджан и лишить всякого влияния азербайджанские диаспоры на всех уровнях. Прошла любовь, завяли азербайджанские помидоры». С позицией Кабанова солидарен публицист Дмитрий Стешин. «Второй фронт» в Закавказье и на Каспии? Думайте что хотите, но моё оценочное суждение, сформированное на основе множества последовательных событий, говорит о том, что открытие «второго фронта» против России готово. И позиция МИД РФ это подтверждает. Возможно, военные учения России и Ирана на Каспии как-то разгрузят ситуацию, против «второго фронта» у нас там есть верный союзник (и это не Армения). Это – хорошая новость, а вот плохая: история не знала таких массовых, богатых и влиятельных «пятых колонн», как у нас. А умные люди предупреждали: не стоит смешивать бизнес и государственную безопасность – не будет ни того ни другого».
Алиев и Саакашвили – в чём сходство?
Будь Ильхам Алиев чуть мудрее – как его отец, сознательно насаждавший по всему Союзу азербайджанские диаспоры в стремлении оказывать влияние повсеместно, где только покупают помидоры и хурму, – он непременно примерил бы на себя судьбу одного своего соседа. Президент Грузии Михаил Саакашвили похожим образом задирал и провоцировал Москву: «искоренял пророссийских сепаратистов» в Аджарии (кстати, теперь там хозяйничают турки, а местный сепаратизм реально раздут до небывалых масштабов), грозил Абхазии насильственным воссоединением, а Южную Осетию и вовсе обстреливал ракетами и артиллерией. Будучи полностью уверенным, как и Алиев, в своей полнейшей безнаказанности, ведь за него вступались (во всяком случае, на словах) главы Соединённых Штатов и Евросоюза! Однажды эта уверенность его подвела – в ходе «пятидневной войны» Саакашвили потерял два территориальных субъекта, затем власть, а затем и свободу. Теперь он на нарах, сидеть ещё долго, а ведь ему тоже казалось, что он полностью контролирует ситуацию, а западные партнёры его нипочём не оставят в беде. Кстати, тогда ситуацию в Закавказье раскачивала та же Британия (хотя и при поддержке США). И что же в сухом остатке? Грузия заново выстраивает отношения с Россией, причём настолько успешно, что речь уже о совместном экономическом проекте в Абхазии (!) – там вскоре построят гигантский международный аэропорт и транспортный хаб. А ещё официальный Тбилиси, к примеру, помогает российской гражданской авиации не испытывать дефицита запасных частей к самолётам иностранного производства. «Наша Версия» об этом подробно писала. А говорили, что «пятидневная война» чуть ли не навсегда поссорит грузин с россиянами. Да ладно!
Вот и у Алиева, по всей видимости, создалось ложное ощущение собственного всемогущества после победы в Арцахе. И он возомнил, как Азербайджан становится региональной державой. Расчёт этот в корне неверен. Хотя бы по той причине, что ни Британия, ни даже соседняя Турция не придут на подмогу в случае, скажем так, «грузинского сценария». Выразят озабоченность и поддержку – это да. Но и только. Хотя бы из-за сложностей логистики, не говоря уже о перспективе окончательно испортить отношения с Москвой. А ещё Алиеву наверняка икнутся его испорченные в край отношения с Парижем. Поддержка сепаратистов Новой Каледонии, эмоциональная критика Эммануюэля Макрона – ему всё припомнят, будьте уверены. Закавказье для Запада не Украина, но Алиев этого, кажется, не понимает. Или давление собственного окружения (в лице того же Закира Гасанова) становится непреодолимым фактором – как знать? То, что Гасанов (а приказ военным отдал именно он) пропустил израильские самолёты через территорию Азербайджана, чтобы обстреливать ракетами иранские ядерные объекты, – секрет Полишинеля. Может статься, владения Ирана на Каспии однажды увеличатся, а Азербайджана – уменьшатся ровно на столько же. Алиев, как видно, об этом не думает. А зря.
Дарья Митина, политик, председатель независимого профсоюза «Новый труд»
– Можно сказать, что кто-то волшебным образом в одночасье из лидера ключевой страны региона, локомотива антиимпериалистической борьбы и достойного сына достойного отца превратился в торговца гнилыми томатами, смотрящего за страной-бензоколонкой, турецкую марионетку и сионистского прихвостня. Можно. Я и сама так говорю. Но это не отменяет данности, что гадят на голову только тем, кто позволяет гадить себе на голову. Нельзя ли взглянуть на результаты азербайджанского расследования убийства российских миротворцев на российской военной базе? А почему? Россия вообще требовала проведения этого расследования? А нельзя ли предъявить результаты азербайджанского расследования, касаемо сбитого российского военного вертолёта над территорией Армении во время последней карабахской кампании? Тоже нет? Есть и другие вопросы: ТАСС – это что, частная лавочка, шинок в бердичевском штетле или государственное информационное агентство? Доколе государственная информационная политика у нас будет идти вразрез с официальной позицией государства? Впрочем, Гусмана всё-таки попросили из ТАСС: давно выпрашивал – и получил. Всегда бы так.