Доходы от акцизов на табак могут уйти к субъектам, а взносы в ФОМС за детей и пенсионеров в центр
Регионам могут передать доходы от акцизов на табак - в рамках бюджетного манёвра по долгосрочной стабилизации их финансовой устойчивости. Обеспечить самостоятельность субъектов ранее поручал президент. Другая часть готовящейся реформы - консолидация в федеральной казне обязательных взносов в Фонд обязательного медицинского страхования за детей и пенсионеров. Такие параметры бюджетного манёвра обсуждаются в правительстве и Госсовете, сообщили "Известиям" федеральный чиновник и два близких к Госсовету собеседника. Опрошенные "Известиями" регионы инициативы поддержали. Если власти пойдут на такой манёвр, это может стать крупнейшей межбюджетной реформой за последние 20 лет, полагают эксперты.
Правительству и комиссии Госсовета по направлению "Экономика и финансы" до 1 июня необходимо подготовить предложения по повышению долгосрочной финансовой устойчивости и самостоятельности бюджетов субъектов и муниципальных образований. Об этом говорится в перечне поручений Владимира Путина по реализации послания Федеральному собранию. Инициативы будут рассматриваться на заседании Госсовета в июле.
По информации трёх источников "Известий", знакомых с ходом обсуждения, власти уже подготовили основные параметры предстоящего бюджетного манёвра. В перечень предложений, которые планируется представить к заседанию, вошло несколько инициатив.
Одна из них - передача регионам доходов от акцизов на табак - полностью или частично. Сейчас 100% этих средств поступает в федеральный бюджет.
При этом одновременно с закреплением акцизов за субъектами будет реформирована система их администрирования. В частности, доходы от реализации табака будут собираться по месту его продажи, а не производства. В прошлом году в казну поступило 573 млрд рублей акцизов на табачную продукцию. С 2021-го ставка повысилась примерно на 20%.
Также среди инициатив - консолидация в федеральном бюджете расходов на взносы в ФОМС за несовершеннолетних и пенсионеров. За прошлый год субъекты передали почти 744 млрд рублей страховых взносов на ОМС за неработающее население.
Эти два предложения - основные, уточнили собеседники "Известий". По их словам, передача акцизов - уже в целом согласованная позиция. Тем не менее Минфин крайне негативно на неё реагирует и скорее склонен взять на себя бремя по обеспечению взносов в ФОМС, чем отдать субъектам доходы от табака. Обе инициативы сгенерированы по линии Госсовета, уточнили собеседники "Известий".
- Регионы гораздо более скованны в возможностях бюджетного маневрирования, чем центр. Не говоря уже о регламенте, который предписывает фактически каждое серьёзное действие согласовывать с Минфином, у субъектов почти нет собственных резервов, в отличие от федерации, которая располагает ФНБ, пояснил логику предложений один из источников, знакомый с ходом обсуждения.
- Принять оба предложения фактически невозможно. Выпадение средств из федерального бюджета в этом случае составит около 1 трлн рублей, тогда как, с одной стороны, возможностей для радикального повышения налогов уже не осталось. С другой - ФНБ не исчисляется сотнями триллионов. Такого рода манёвр приведёт к разбалансировке бюджетной системы, это скорее безответственное решение, - парировал другой собеседник "Известий", близкий к кабмину.
По словам источников, в дискуссии фигурируют и другие инициативы. В частности, Минфин предлагает повысить гранты за эффективную работу губернаторов, увеличить дотации, либерализовать систему субсидий через их консолидацию в единый формат - широкоцелевую субсидию.
Также обсуждаются возврат налога на движимое имущество, компенсация субъектам федеральных льгот по региональным доходам, передача им налога на прибыль в полном объёме (с 2017 по 2024 год в центр поступает 3 п.п. из 20%, базовое соотношение - 2% против 18%).
В пресс-службе президента на просьбу "Известий" уточнить, получили ли в его администрации предложения от Госсовета и правительства сообщили, что срок поручения не истёк, инициативы пока не поступали.
В Минфине на просьбу подтвердить обсуждение этих предложений не ответили. В пресс-службе правительства уточнили, что меры в рамках поручений президента в настоящий момент прорабатываются.
"Известия" обратились в российские регионы с просьбой прокомментировать инициативы. На запросы ответили в Калужской, Ленинградской, Нижегородской, Орловской областях, республиках Чувашия, Марий Эл и Башкортостан, а также в Ханты-Мансийском АО.
Большая часть респондентов "Известий" поддержали бюджетный манёвр с передачей акцизов на уровень субъектов и расходов на взносы в ФОМС за пенсионеров и несовершеннолетних в центр. В Марий Эл воздержались от оценки мер до их детальной проработки на федеральном уровне, а в Орловской области отметили, что информация о бюджетном манёвре в департамент финансов не поступала.
Отвечая на запрос "Известий", регионы также предложили собственные меры по укреплению самостоятельности региональных бюджетов.
Калужская область - пролонгацию на 2022-2024 годы права направлять высвободившиеся от реструктуризации бюджетных кредитов средства на реализацию региональных проектов. С аналогичной в целом инициативой выступила Чувашия.
- Предлагаем для 10 субъектов с низким уровнем социально-экономического развития предусмотреть возможность направлять высвободившиеся средства на индивидуальные программы развития до 2024 года, - заявил "Известиям" глава республики Олег Николаев.
Нижегородская - ежегодно индексировать общий объём дотаций субъектам и до 2025 года ввести стимулирующие трансферты за повышение налоговых доходов. Ленинградская - предусмотреть систему налогообложения движимого имущества.
В Орловской области предложили увеличить дотацию до уровня, который покрывал бы минимальные расходы субъектов с учётом решений центра.
Бюджеты регионов, действительно, сильно зарегулированы, согласился директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Не только с точки зрения регламента - у многих субъектов в разы более высокий долг, чем у федерации. Конечно, все субъекты будут только рады дополнительным трансфертам из федерального бюджета, но это не закроет проблему их несамостоятельности, а, скорее, усугубит, поскольку зависимость от центра только повысится, сказал он. Поэтому важно найти более системное решение, полагает эксперт.
В 2019 году Росстат опубликовал данные, согласно которым чуть более пятой части населения РФ курят, напомнила старший директор и руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. В прошлом году бюджет заработал на каждом курильщике примерно 17 тыс. рублей. Соответственно, на миллион жителей субъект получит примерно 4 млрд дополнительного дохода, что, конечно, довольно много, добавила она.
Страховые взносы на ОМС за неработающих - это почти четверть расходов субъектов на социальную политику и 5% их совокупных расходов, отметила Елена Анисимова.
Если власти решатся на манёвр такого масштаба - это будет крупнейшая бюджетная реформа с начала 2000-х, полагает ведущий аналитик по суверенным рейтингам "Эксперт РА" Татьяна Тирских. Тогда доходы были резко централизованы - если в начале нулевых они распределялись между федеральным и региональными бюджетами примерно 50/50, то после реформы - уже 70/30. Сейчас на территориях регионов остаётся примерно в районе 15%, резюмировала она.