«С самого начала меня пытались отговорить от съемок в сериале «Вангелия». «Ты что? Зачем? Не надо! Ты понимаешь, с этим не играют!» Приводили примеры трагических судеб актеров, которые снимались в мистических фильмах. Но так как не я играла Вангу, а мне досталась роль ее подруги, с которой не происходит ничего сверхъестественного, я не волновалась. Было отработано уже много смен, когда случилось что?то непонятное», — вспоминает актриса Карина Андоленко.
— Как всегда, со своей самой лучшей подругой — с мамой. У нас действительно очень близкие отношения, нам круто вместе. Сразу после школы я уехала учиться в Москву, и все эти придирки, протесты против взрослых, которые часто начинаются лет в семнадцать, прошли мимо нас. Мы так сильно скучали друг по другу, что не могли дождаться того времени, когда сможем снова жить вместе. А когда мама спустя годы переехала ко мне в Москву, я уже сама повзрослела и с каждым днем открываю в ней что-то новое, она не перестает меня удивлять, и наша дружба только крепнет. Мама у меня, конечно, «энергоемкий» человек, успевает и учиться, и отдыхать, и веселиться! Сейчас осваивает китайскую астрологию, что не может меня не восхищать.
Теперь благодаря ей я знаю, что такое правильный фэншуй. Когда мы вместе едем на какой-нибудь праздник, мама всегда звезда танцпола и даже меня сподвигает выйти потанцевать, говорит: «Хватит сидеть, в старости насидишься!» Но при этом в Турции, куда мы вырвались всего на шесть дней, несмотря на дискотеки, в десять вечера мы уже ложились в постель. Для нас важен спокойный, релаксирующий отдых: с массажем, с дневным сном. Нам очень повезло с погодой, море было таким теплым и ласковым. В день отъезда я плескалась до последней минуты, так что мокрый купальник пришлось положить в ручную кладь, ведь чемоданы были уже упакованы. А перед тем, как выйти из моря, я стала тайком его целовать. Стояла на небольшой глубине, потому что не умею плавать, гладила волны и склонялась к воде, чтобы коснуться ее губами. И только когда поймала на себе настороженные взгляды людей, поняла, что пора завязывать с этими нежностями и отправляться в аэропорт…
— Это, наоборот, круто, что благодаря профессии я могу научиться чему-то новому. Скажут плавать — значит, буду. И вообще, я до последнего делаю все сама, на съемках «Золотой Орды», например, научилась драться на мечах и ездить верхом. Но в любом случае на площадке при таких сценах всегда есть дублеры-каскадеры, и если у артиста не получается, то трюк за него выполняют профессионалы.
Главное, всегда предупреждать о тех вещах, которые не умеешь или не готова делать. Например, в моем договоре прописано, что я не снимаюсь обнаженной в постельных сценах. Конечно, это касается раздевания ради раздевания, было бы другое дело, если бы я поверила стопроцентно, что без этой откровенной сцены невозможно кино. Можно привести множество примеров, когда на обнажении героев и их сексуальности строится весь фильм. И конечно, я бы и сама отказалась от своего табу, например, для съемок в фильме уровня «С широко закрытыми глазами». Но мне таких сценариев с оправданными постельными сценами пока никто не предлагал.
— Уверен, еще предложат: у вас сейчас самый привлекательный возраст для смелых идей и предложений. Кстати, вы ведь не избегаете разговоров о возрасте?
— Как шутят мои однокурсники из Школы-студии МХАТ: «Вот и мы достигли отметки «без десяти сорок». А у меня уже без девяти. Конечно же я не скрываю свой возраст. Думаю, что начну кокетничать лет в сто сорок, не раньше. Буду домогаться молоденьких мальчиков, просить их подать мне вставную челюсть и врать им, что мне всего-то сто десять лет. (Смеется.) Понятно, что кому-то я уже кажусь женщиной с судьбой. Я с этим столкнулась, снимаясь не так давно в Минске. Один из начинающих актеров начал рассуждать, что у тридцатилетних женщин уже стареющий организм. Его слова меня удивили, но я вспомнила, как мне самой в подростковом возрасте казалось, что к тридцати годам я непременно превращусь в дряхлую старуху. Серьезно говорю!
Думала, это же придется с собой носить ведерко, чтобы сметать туда песок, который будет из меня сыпаться. Конечно, мы с друзьями периодически обсуждаем тему возраста и не упускаем возможности подшутить друг над другом, предлагая дарить на праздники полезные вещи: сертификаты на медицинское обследование или тонометры. А если серьезно, то мне очень нравится мой нынешний возраст. Допустим, в двадцать лет я совершенно не знала, кто такая Карина. Да и в двадцать пять еще не понимала — кто она, чего хочет, что ей нравится. Сейчас я про себя чуть-чуть больше знаю, учусь быть честной с собой. Мне уже не нужны подсказки кого-то из взрослых, как лучше себя вести. Я научилась сама принимать решения и, главное, — принимать себя, какая есть. В каждом из нас одинаково намешано и хорошего, и плохого. Но мы же боимся обнаружить скелеты в наших шкафах. От этого кусаем и уничтожаем всех, в ком мы видим что-то плохое, лишь бы не заглянуть в себя.
— Вы так интересно рассуждаете. Не пробовали писать прозу?
— В юности писала стихи, на днях друзья сделали сюрприз — напечатали сборник с некоторыми из них. Дело было так: из Турции мы с мамой прилетели рано утром, и это был день моего рождения. Сначала я отметилась на сборе труппы Московского Губернского театра, а вечером мы с друзьями тесным кругом устроили вечеринку. До этого я два года не могла собраться с ними на свой день рождения: то снималась где-то, то была в поездках с театром. И вот, дождавшись, когда я буду в Москве в этот день, ребята приготовили мне сюрприз. Мама заранее передала им мои старые дневники с моими стихами, и друзья издали книжку в типографии.
— Но ведь дневник — вещь практически интимная, не для посторонних глаз.
— Естественно, мама передала только те записи, которые не касаются моих личных тайн. Но даже если бы кто-то и прочитал мои подростковые переживания, ничего страшного, в том возрасте они были смешными. «Вот прошел Вася и не посмотрел в мою сторону. Жизнь — боль!» Или: «Сегодня по физике получила двойку. Жизнь стала еще невыносимее, чем до этого». (Смеется.)
— Стихи-то хоть про любовь были?
— А как же! Со страданиями 11-летней особы, влюбленной в старшеклассника. Сейчас это все забавно перечитывать, но тогда это были сплошные танталовы муки. Я была очень влюблена, во всяком случае, мне так казалось. Если видела на улице, где-то далеко впереди, объект моих переживаний, то могла буквально галопом обежать несколько домов, сбивая коленки, чтобы в конце концов пройти мимо него и сказать пренебрежительно: «А, это ты? Привет!» Правда, холодной и небрежной в этот момент я выглядела только в своем воображении. В реальности же я появлялась перед своим любимым с сильной одышкой, с красными щеками и взлохмаченными волосами. И еще не понимала, почему же он не предложит донести мой рюкзак и проводить меня из школы. Потом, когда мои чувства уже схлынули, на школьной дискотеке я ему со смехом рассказала, как пыталась привлечь внимание. Посмеялись тогда, да.
— Вы как раз события конца 90-х описываете. Сейчас это самый модный «флешмоб», все знаменитости наперебой вспоминают это десятилетие!
— Для меня это были в первую очередь школьные годы. Глубокое детство. Так как я росла очень болезненной, то мама до пятого класса провожала меня в школу. Я очень этого стеснялась, особенно когда стояла с одноклассниками, а мамуля могла подойти и подтянуть мне до ушей колготки, которые сползали. А сейчас мне это, наоборот, кажется таким милым и важным воспоминанием. Самый счастливый момент из 90-х, наверное, когда мне подарили собаку. Мне было пять или шесть лет, когда папа в мой день рождения привез ротвейлера, мы ее звали Хюда. Наша с ней любовь началась болезненно для меня. Полугодовалой ротвейлерше не понравилось, что вокруг нее бегает маленькая девочка и дергает ее за уши, Хюда цапнула меня за живот.
Тогда я очень испугалась, но потом это превратилось в неимоверную любовь, и мне Хюды до сих пор не хватает, потому что это была удивительная собака. Она меня воспитывала и защищала, как своего щенка. Помню, мама на меня сильно накричала, что случалось очень редко. Хюда услышала это и выскочила из комнаты, оскалилась и приготовилась защищать меня. Но когда она поняла, что перед ней моя мама — ее Хюда считала вожаком стаи и боялась, — у нашей собаки случилась паника, она не понимала, как себя вести. Хюда решила спрятаться, забившись под диван, выставив попу, которая туда не вмещалась. На этом наш конфликт с мамой конечно же был исчерпан. Еще помню, как мы с родителями поехали на море на нашей белой «восьмерке» и я уснула на заднем сиденье, положив голову Хюде на лапы. Она, бедная, всю ночь так и ехала, боялась пошевелиться, а когда потом вышла из машины, то чуть не упала, потому что у нее онемели лапы. Моя нынешняя собака Монька не такая: если садишься на ее кресло, то она тебя отпихивает задними лапами. Но и она меня оберегает и даже однажды спасла мне жизнь…
— Как это произошло?
— Я часто прокручиваю в голове тот случай, проверяю, но понимаю, что все-таки это было не совпадением. Собака спасла меня от беды, я в этом уверена. День был расписан у меня по минутам: быстрая прогулка с Моней в парке, потом важные пробы, встречи. Надеваю поводок на собаку, которая только что крутилась под ногами, шустрая и веселая, а она садится на пол и отказывается куда-либо идти. Я ее тащу к двери. «Моня, ты с ума сошла? Ты же любишь гулять!» А она ни в какую! То ли я резко дернула поводок, то ли еще что, но собаке стало плохо, ее стало рвать. Я тут же звоню ветеринару, обсуждаю, что можно сделать. Пока дозвонилась, пока получила инструкции, прошло минут двадцать. Оборачиваюсь, а абсолютно здоровая и бодрая Моня уже стащила все печенье со стола. Мы с ней быстро спустились, погуляли во дворе, в парк уже не пошли. Я вызвала такси и помчалась на встречу.
Проезжаем тот переход, по которому я хожу в парк с собакой, а там «скорая», полиция… Жуткая авария! Два человека сбиты насмерть. Я отвернулась, чтобы не видеть кровь, но в открытое окно услышала, как назвали время аварии — 13:20. И я понимаю, что если бы Моня не задержала меня дома, то как раз в это время мы с ней оказались бы на этом переходе! После того случая я ей очень благодарна и даже до сих пор позволяю стащить со стола лишнее печенье. И вообще, знаете, чего я бы хотела пожелать себе тридцатилетней? Усмирять свою гордыню и почаще прислушиваться к предупреждениям, которые посылают нам. Даже испытания, которые выпадают на нашу долю, лучше воспринимать как урок. Не роптать сразу: «А, не любите вы меня там, наверху», а благодарить за возможность притормозить и обдумать свою жизнь. Я уверена, что Вселенная посылает нам знаки: в отрывке случайного разговора, в строке из песни, в сцене из фильма, когда вдруг включаешь телевизор и слышишь ответ на вопрос, который тебя волновал до этого.
— Вы верите в мистику?
— В актерской профессии много мистики, и не так уж редко происходят события, которые трудно объяснить. У меня была одна очень странная история на съемках сериала «Вангелия». С самого начала меня пытались отговорить от этого проекта. «Ты что? Зачем? Не надо! Ты понимаешь, с этим не играют!» Приводили примеры трагических судеб актеров, которые снимались в мистических фильмах. Но так как не я играла Вангу, а мне досталась роль ее подруги, с которой не происходит ничего сверхъестественного, я не волновалась. К тому же я была совершенно очарована командой, которая работала на сериале, в особенности отношением режиссера Сережи Борчукова. Мы снимали в Болгарии, в реальной деревне Ванги, в Софии, в Минске, на границе с Литвой. Было отработано уже много смен, когда случилось что-то непонятное… Так уж получилось, что во многих фильмах мои героини плачут, друзья даже прозвали меня из-за этого «плакучей ивой». Иногда и поклонники пишут в соцсетях — сколько уже можно, опять она несчастная, опять страдает. Если так пишут, значит, смотрят, и за это спасибо.
В общем, у меня никогда не было проблем с тем, чтобы заплакать, — хоть на сцене, хоть в кадре. Некоторые используют ментоловый карандаш, чтобы вызвать слезы. Я однажды тоже попробовала, но глаза опухли сразу, как два шара. Поэтому я плачу по старинке, на органике. И вот снимаем сцену в «Вангелии», мне нужно бежать по полю и рыдать. «Камера! Мотор!» И тут я понимаю, что ничего не могу сделать, ощущение, что мне засыпали глаза песком, их будто высушили, к тому же они непроизвольно закатываются. Подходит режиссер: «Карина, что с тобой? Почему у тебя глаза косят?» Отвечаю, что ничего не могу с собой сделать. Попробовали снять еще несколько дублей — не получается. Решили отложить сцену на следующий день. Вернулись в гостиницу, собрались у меня в номере, стали обсуждать, как же все это странно.
Тут вырубается свет, а за окном начинается ливень со страшным ветром. Мы, конечно, притихли сразу, порассуждали на тему, зачем во все это ввязались. Девчонки принесли свечи, говорят, давай, попробуй сейчас заплакать. Не получается, снова песок в глазах, боль. Я знала, что в съемочной группе до этого обращались к Ванге, просили помочь со съемками. Наверное, пришел и мой черед сделать это. Утром я встала пораньше перед сменой, пошла в храм, заказала службу, помолилась. И днем все мои проблемы разрешились, я снова плакала, как будто ничего перед этим не было.
— В картине про Вангу следовало ждать мистики. В других проектах, где нет реальных прототипов, работается проще?
— Недавно я снималась в проекте «Чужая кровь», этот сериал еще не показывали, мы все ждем премьеру. Это мелодрама, семейная сага. О кармических закономерностях, как за проступок одного человека будет отвечать не одно поколение. Главные герои — он цыган, она русская (моя героиня), они любят друг друга, но в нее влюблен еще и ее бывший одноклассник, который имеет большое влияние. И вот жениха забирают прямо со свадьбы, чтобы посадить в тюрьму по надуманному обвинению. Прихожу на пробы, нужно сыграть несколько сцен с разными партнерами, в том числе эпизод, в котором мою героиню проклинает мама ее жениха. А ее играет реальная цыганка! Так она меня даже предупредила: «Доченька, ты на всякий случай скрести пальцы и думай о чем-нибудь постороннем, не обращай внимания на то, что я буду говорить. Я же все-таки настоящая цыганка, как бы чего не вышло».
Можно не верить в мистику, но именно в этот день у меня единственной украли сумку из гримерки. До сцены с проклятием сумка была, я ее видела во время обеда. А после исчезла. Ирония в том, что накануне друзья привезли мне в подарок из Карпат магнитик в виде мешочка, на везение и удачу. Надеюсь, хотя бы этот талисман пригодился воришке, потому что кроме него в сумке были мой паспорт, карточки, а из наличности — только сторублевая купюра. И еще много использованных носовых платков, потому что в тот день у меня был жуткий насморк. Сумку я так и не нашла, пришлось делать новые документы, восстанавливать карты. Но я понимаю, что в таких случаях там, наверху, нас хотят о чем-то предупредить. И потерей этой сумки мне сигнализировали о том, что я свернула куда-то не туда. Иногда нас можно вернуть к себе только конфликтными ситуациями. Важно помнить, что все в нашем мире для нашего развития. Ведь помимо неприятностей в жизни происходит столько всего прекрасного, удивительного и необъяснимого, настоящие чудеса!
— Например?
— Даже мое поступление в Школу-студию МХАТ — это чудо! У меня с детства не было никаких сомнений, что я — актриса. С того самого дня, когда я пошла в театральный кружок, а мама подарила мне собрание сочинений Станиславского (и это были потом мои настольные книги), я знала, что буду поступать на актерский. Но когда я приехала из Харькова в Школу-студию МХАТ, мой номер при подаче документов был 475-й. То есть мне нужно было ждать как минимум трое суток, чтобы показаться комиссии. А я приехала в Москву одним днем, у меня на этот же вечер куплен обратный билет в Харьков. Мне ведь просто негде было в Москве остановиться! И тогда я впервые поняла: если ты не паникуешь, не кричишь от отчаяния, не включаешь свое эго, а просишь от сердца, то происходят удивительные вещи. Мимо меня шел электрик, который работает в Школе-студии МХАТ. Он спросил: «А чего ты стоишь такая грустная? А ну пошли со мной». И провел меня без очереди. Случайный, совершенно посторонний человек, которого я видела потом только мельком, решил мою судьбу.
Наш сценарий расписан на небесах, с годами я все чаще убеждаюсь в этом. Пять лет назад я пробовалась в сериал к одному режиссеру. Мечтала сыграть в этом проекте, но пробы провалила. Потому что, когда очень сильно стараешься, ничего не получается. Я очень страдала, что не попала в этот фильм. А потом так сложилось, что в разных компаниях мы стали видеться с этим режиссером и сильно с ним сдружились. Но я никогда не напоминала ему о том, что он меня когда-то не утвердил. И вдруг этот режиссер меня вызывает на пробы в свой новый проект. И в этот раз он меня утвердил, мы сейчас как раз работаем над картиной. И я поняла, что пять лет назад я была другой, многого не понимала, должна была повзрослеть, набраться опыта. Но желание работать с ним было таким сильным, что судьба в итоге свела нас в работе. Как говорится, бойтесь своих желаний, им свойственно сбываться. Но это происходит лишь тогда, когда мы к этому готовы, так что на самом деле бояться тут нечего. Важно правильно формулировать свой посыл в космос и развиваться.