Федеральная налоговая служба (ФНС) сообщила о существенном росте доходов бюджета. С января по май текущего года казна дополнительно получила несколько триллионов рублей в виде налогов, акцизов и страховых взносов. Что стоит за этим рекордом?
По результатам первых пяти месяцев 2024-го в федеральный бюджет и бюджеты регионов поступило более 22 трлн руб. Это на 32,4% (5,5 трлн руб.) больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В ФНС считают, что увеличение доходов казны – закономерный результат экономической и деловой активности предприятий и организаций, качественного администрирования налогов.
Серьезную прибавку, согласно информации аналитического портала ФНС, получил федеральный бюджет. Общая сумма поступивших налогов и сборов составила 10 трлн руб., что на 47,5% (3,2 трлн руб.) больше показателя января–мая 2023 года. Консолидированные бюджеты субъектов Федерации за это время пополнились на 7 трлн руб. (рост в годовом выражении на 9%).
Взносы работодателей на обязательное социальное страхование (их также администрирует ФНС) увеличились на 47%, до 5 трлн руб. Этому способствовал рост официальных доходов работающих россиян. По данным Росстата, в феврале 2024-го средняя зарплата, с которой производятся отчисления, превысила 78,4 тыс. руб. (на 19,3% больше, чем в прошлом году).
Кроме того, закончился срок отсрочки по страховым платежам, которую правительство в рамках антикризисных мер предоставило предпринимателям весной 2022-го. Компании обязаны полностью погасить задолженность, образовавшуюся за предшествующие два года.
Положительную динамику собираемости основных налогов сегодня определяет устойчивое развитие ключевых секторов отечественной экономики. Например, поступления в федеральный бюджет платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за пять месяцев выросли сразу на 74%, или на 2,3 трлн руб.
Увеличению доходов государства способствовала выгодная конъюнктура на мировом рынке энергоносителей, в том числе подорожание нефти. По данным Минэкономразвития РФ, средняя цена российской нефти марки Urals в 2023 году составляла $62,99. В январе 2024-го она увеличилась до $64,14, в феврале достигла $68,33, в марте – $70,34, в апреле – $74,98, в мае – $67,37.
Если весной прошлого года дисконт на российскую нефть, который применяется для обхода западных санкций, достигал $35–38, то к осени он снизился более чем в три раза, до $11–12. Вдобавок рубль ослаб к доллару США, поэтому экспортеры смогли зафиксировать дополнительную прибыль, с которой были заплачены налоги.
Еще один фактор – единовременная доплата нефтяниками НДПИ за четвертый квартал 2023 года. Она была произведена в связи с изменением законодательства в части возмещения акциза на углеводородное сырье. В будущем повторения не предвидится, но в моменте доходы казны выросли.
Акцизы на бензин в первой половине 2024-го выросли в рамках индексации в размере 5%, предусмотренной законом, принятым в июле прошлого года. Акциз на бензин класса «Евро 5» был повышен до 15 048 руб. за тонну, на дизельное топливо – до 10 425 руб. за тонну. Это является еще одним источником пополнения казны.
Резкое увеличение доли налога на добычу полезных ископаемых в нефтегазовых доходах связано с завершением так называемого налогового маневра. Суть изменений в том, что вывозные пошлины на нефть обнулили, а НДПИ повысили. За счет этого в текущем году федеральный бюджет дополнительно может получить порядка 213 млрд руб.
Эффект в полной мере проявился в январе–марте: нефтегазовые доходы в годовом выражении увеличились сразу на 80%, до 2,928 трлн руб. Хотя итог полугодия оказался чуть скромнее – Министерство финансов сообщило о росте поступлений на 68,5%, почти до 5,7 трлн руб., – его можно считать более чем удовлетворительным.
«Поступление нефтегазовых доходов сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, и в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития в последующие месяцы также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем», – констатирует Минфин.
В хорошей форме находятся сегодня и несырьевые секторы экономики. Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в первом полугодии составили 11,395 трлн руб. – на 26,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Например, собираемость оборотных налогов выросла на 17,6%, превысив плановый уровень.
В частности, налог на добавленную стоимость (НДС) на товары, работы и услуги, который платят предприятия и организации, за первые пять месяцев увеличился на 23% (плюс 0,6 трлн руб. дополнительных доходов). Заметно больше заплатили и импортеры, как ввозящие товары для реализации на территории РФ по привычным схемам, так и работающие по параллельному импорту.
Поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) за пять месяцев выросли на 36% (на 0,7 трлн руб.). На улучшение показателя повлиял выход из тени значительного числа работодателей, которые ранее платили заработную плату своим сотрудникам в конвертах. Отмечен рост на 39% (до 19,3 трлн руб.) налогооблагаемых доходов населения. К ним относятся, например, заработная плата, премиальные выплаты, дивиденды и т. д. В частности, НДФЛ по ставке 15%, который платят россияне, имеющие официальный годовой доход более 5 млн руб., принес бюджету более 57 млрд руб. В этом году вкладчики-миллионеры впервые заплатят налог с процентного дохода (срок – до 1 декабря), что, безусловно, положительно отразится на статистике поступлений НДФЛ.
Правительство активно ищет другие источники пополнения бюджета. В апреле был принят закон, предусматривающий применение дополнительного коэффициента к НДПИ на золото в размере 78 тыс. руб. за один килограмм. Время действия поправки – с 1 июня по 31 декабря текущего года. Ожидается, что эта мера позволит привлечь в бюджет еще 15 млрд руб.
С 1 августа увеличится ставка НДПИ на газ, чтобы изымать у налогоплательщиков (юридических лиц) доходы, возникающие вследствие опережающей индексации оптовых цен на голубое топливо. Правило будет действовать до 31 декабря 2026 года. За это время Минфин ставит целью собрать дополнительно 257,2 млрд руб.
Приоритет фискальной политики сегодня в том, чтобы максимально сокращать дефицит федерального бюджета. Пока решать эту задачу в целом удается: если в январе–апреле расходы превышали доходы на 1,5 трлн руб., то по итогам пяти месяцев дефицит сократился до 983 млрд руб. Более того, в мае впервые с начала года бюджет был исполнен с профицитом в размере 500 млрд руб. – доходы 2,6 трлн руб. против расходов 2,1 трлн руб. Это снижает необходимость использовать на покрытие дефицита средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) или прибегать к заимствованиям на внутреннем рынке.
Николай Переславский – руководитель отдела экономических исследований консалтинговой компании