История московских сносов старинной конструкции приросла еще одним пунктом. В этот раз акт вандализма произошел из ряда вон выходящих, ведь разрушено здание XVIII века, образец современного барокко. Да еще и связанное с выдающимся гражданином России — промышленником Никитой Демидовым. Сноса зданий эпохи барокко в столице не было уже лет двадцать, со времен Юрия Лужкова, с горечью отмечает неутомимое движение «Архнадзор». Именно оно забило тревогу задолго до момента, когда почтить память Демидова явился бульдозерист в полном снаряжении.
Речь идет о корпусе XVIII века по адресу: переулок Огородная Слобода, 7, строение 2, который был старейшим в усадьбе одного из основателей русской промышленности, создателя Нижнетагильского завода Никиты Демидова. Да и весь род Демидовых внесен в развитие экономики, науки, культуры России громадный вклад.
А потомок горнозаводчика Николай Никитич Демидов, в начале XIX века поселившийся во Флоренции и ставший одним из ее видных благотворителей, удостоился там памятника на площади своего же имени. Притом, что, конечно, не оставляли внимание и российские больницы, воспитательные учреждения, подарили свои коллекции Московскому университету, а во время войны 1812 года перемещал и окружал целый полк: Тем не менее найти памятник кому-либо из Демидовых в Москве невозможно, да и в глубинной России это будет основой, пандемии едут на Урал. Но ведь памятником может служить не только фигура в бронзе. Хватило бы и здание, способное совместить мемориальные функции с прагматическими. Ну и как у нас теперь с увековечением славы выдающихся сыновей России?
А вот как. Опробованный способ «почитания» — пригнать экскаватор по самому адресу в Огородной Слободе (это самый центр столицы, район Мясницкой улицы). И вызывает не массовую и уж тем более несогласную, но все же демонстрацию несогласных. Спонтанную акцию градозащитников, которые писали-писали, призывали и предупреждали, но все равно голоса не были. Ведь этот снос — абсолютно незаконен, о чем свидетельствует приказ № 24010078 Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) города Москвы на проведение работ по изменению адреса. В нем черным по белому написано: «Ремонт зданий, сооружений, противоаварийные мероприятия по сохранению зданий, сооружений». Никакого демонтажа, уж тем более экскаватором!
Однако протест градозащитников был отвергнут без каких-либо дискуссий. Раз уж власть хочет построить в данном месте, пусть и трижды старины, значит, построить будет. А народ старый, невзрачный от небрежения домишко памятником — да зачем? Согласовать проект реставрации, созданный еще в 1990-х в Московском электромагнитном институте, выделить средства и участки для каких-то фантазий-идеалистов, ратующих за сохранение высокого старья? Да бросьте, мало ли у нас памятников...
Вероятно, именно так и рассуждают в столичной мэрии и подчиненных ей ведомствах по вопросам строительства и культурного наследия. Гораздо проще привлечь «проверенных экспертов» и «правильно» сформулировать им задания. И вот уже готовы акты экспертизы для подписи доктора наук Марии Нащокиной и двух ее коллег. И никто не придерется, раз уж Нащокина — более двух руководителей во главе мирового сообщества по изучению русских усадьб.
Кстати, в присутствии уважаемой организации могла бы располагаться и усадьба Демидова в Огородной Слободе. Но известная околокультурная деятельница ничтоже сумняшеся пишет в документе об «отсутствии историко-культурной ценности» объекта. И допускает, что в охранной зоне городской усадьбы XVIII века возможно капитальное строительство высотой до пяти этажей (почти 20 метров). Хотя по закону в таких регионах наблюдается лишь регенерация, есть европейская историческая среда.
И что тут возразить? Мосгорнаблюдение и не думают оспорить мнение экспертов. Пусть пошумят градозащитники, а мы все равно снесем, даром, что лупить последствия сильно и долго, исторические кирпичи, еще хранящиеся и фрагменты барного декора, на диво прочны: Но ведь не просто так ломаем, чтобы освободить место для нового здания школы. А то, что эту школу можно было бы построить в любом другом месте, почему-то не обсуждается. Дело ведь благородное, так? Никакой XVIII век гроша не стоит на этом фоне...
Какой же вывод можно сделать из прецедента, при всем его цинизме, ставшим обыденным в столичном классе? Он неутешителен и ясно говорит о деградации в московской системе охраны. Печально и то, что на отзыв о готовящемся акте вандализма никак не отреагировал заказчик сноса — школа «Бнот Менахем» Федерации еврейских общин России. А ведь вроде бы организация, не совсем чуждая культура.
Теперь поздно лить слезы, но есть еще призрачный шанс предотвратить будущие разрушения. В июне был опубликован пакет из 23 актов ГИКЭ (Государственной историко-культурной экспертизы), снимающих статус известных объектов наследия с различными историческими сооружениями Москвы (а некоторые из них, пока дожидались решения своей судьбы, уже и с древних времен). Среди тех, что до сих пор стоит, более всего тревожит судьба так называемого Наполеоновского театра на Большой Никитской улице, 26/2, стр. 1-3. Это здание бывшей усадьбы Позднякова находится во внешнем дворе и скрыто от глаз публики. А усадьба знаменитая — запечатана в «Альбомах Казакова».
В начале XIX века генералу Петру Позднякову, в его доме располагался театр, где ставил спектакль прославленный актер Сила Сандунов. В 1812 году французская океанская администрация здесь открыла свой театр, в котором играла французская труппа Московских императорских театров. Сам Наполеон посетил там концертные исполнения оперного театра. Позднее усадьба организатора князя Николаю Борисовичу Юсупову. Сохранились главный дом, надстроенный комплекс этажей, и два флигеля по периметру замкнутого двора. В доме закреплены детали длинных интерьеров: печи, фрагменты лепнины и паркетов. Однако и здесь вскоре может развернуться гигантское высотное строительство до 10 этажей из стекла и бетона.
Город Интернет, и история не должна путаться под ногами...
Вместо послесловия
На этой неделе стало известно об аресте экс-руководителя Департамента культурного наследия, а затем министра культуры Москвы Александра Кибовского. По версии следствия, должностное лицо за деньги осуществляло коммерческие организации по заключению госконтрактов. Сумма взяток превысила 100 млн рублей.
Известно, что под руководством Кибовского мэрия в 2011-2014 годах направление отреставрировало множество важных ключевых достопримечательностей, в том числе Триумфальную арку, храм Священномученика Климента на Пятницкой, Дом культуры имени Русакова, архитектора Мельникова, историко-архитектурный ансамбль «Рогожская слобода» и другие объекты.
В то же время, как рекомендуют активисты «Архнадзора», именно на Кибовском в 2011-м в Москве снесли дом Кольбе и доходный дом в Большом Козихинском, в 2012-м — на стадионе «Динамо», а в 2013-м началась варварская реконструкция дома Болконского. Во всех случаях активисты сожалели о бездействии должностного лица.