Москва в разы повышает ставки платежей за социальный наем жилья: рост тарифов ЖКХ, введение платы за капремонт и грядущий рост налогов на недвижимость спровоцировали рост деприватизации жилой недвижимости. Но повышение платы соцнайма до трети от экономически обоснованной — лишь временное решение проблемы. Москве, где в соцжилье живет 1,5 млн человек, первой из регионов России придется создавать новую модель поддержки беднейших домохозяйств — сокращение для них скрытых субсидий лишь увеличит число проблем, которые призван решать институт социального жилья.
Вчера на заседании президиума правительства Москвы, кроме решения о повышении тарифов ЖКХ с 1 июля (подробнее см. интервью министра правительства Москвы Максима Решетникова), было принято решение о поэтапном повышении стоимости социального найма с 2,64 руб. за 1 кв. м до 21,1 руб. в месяц к 2018 году. Восьмикратный рост платы за муниципальное жилье в правительстве Москвы объясняют вырождением самого механизма льготной аренды и говорят, что намерены пересмотреть основания для предоставления таких квартир.
Сейчас плата за соцнаем составляет 2,64 руб. за 1 кв. м в месяц, рыночная цена аренды жилья — около 700 руб. за 1 кв. м., а минимальный экономически обоснованный тариф — 60 руб. Муниципальные квартиры в Москве составляют 13% жилого фонда — по грубым подсчетам, это около 0,5 млн квартир, в которых живет 1,5 млн человек. Разница между оплатой и стоимостью их содержания покрывается из городского бюджета — по данным мэрии, на это тратится 18 млрд руб. в год. Повышение платы за соцнаем позволит сэкономить около 6 млрд руб. в год.
Откуда берется цифра 60 руб. в месяц, "Ъ" пояснил директор департамента экономической политики правительства Москвы Максим Решетников: "Это федеральная методика. Бралась стоимость строительства жилья — 90 тыс. руб. за 1 кв. м, корректирующий коэффициент 0,8 — и это все амортизировалось за 100 лет". Чиновник не скрывает, что основной мотив повышения платы за соцнаем — борьба с деприватизацией московских квартир.
По данным источника "Ъ" в мэрии, с момента объявления о том, что капремонт войдет в платежку за ЖКУ (де-факто с начала года), в Москве было отозвано из мэрии 10 тыс. заявлений граждан о приватизации жилья. Причин для возврата жилья в муниципальную собственность у москвичей несколько. Введение обязательных отчислений на капремонт добавило к платежке за коммунальные услуги около 1 тыс. руб. (для средней квартиры 64 кв. м), а в ближайшие пять лет Москва поэтапно перейдет к уплате налога на недвижимость, рассчитанного из его кадастровой цены,— налоговые платежи также существенно вырастут. Перевод жилья в муниципальную собственность позволяет гражданам переложить эти платежи на город. Рост цены соцнайма призван уравнять их в расходах с собственниками: для типовой квартиры площадью 64 кв. м рост квартплаты составит 1,2 тыс. руб. в месяц.
При этом в части прав жильцов соцнаем "по факту вообще ничем не отличается от собственности", сетует господин Решетников: "Наследование? Вписываешь в договор соцнайма детей — и все. Хочешь продать — приватизируешь и продаешь или в аренду сдаешь. Кого у нас по договору соцнайма выселили по каким-то причинам?" По его мнению, саму систему предоставления муниципального жилья давно пора менять, дополнив ее процедурой оценки доходов потенциального нанимателя. "Сейчас малоимущий ты, немалоимущий — встал в очередь и ждешь. Очень негибкий механизм, очень странный. И очевидно, когда-то придется государству подходить к этой теме",— говорит чиновник.
Председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин согласен: граждане деприватизируют квартиры из-за возрастающей финансовой нагрузки. "С 1 июля в Москве вводится плата за капремонт — 15 руб. за 1 кв. м. Это самая высокая ставка по стране: например, в Санкт-Петербурге она составляет 2,5 руб. Удорожание это отразится в первую очередь на нижнем и среднем классах. Вероятно, что в ожидании этого события граждане и отказываются от права собственности. Московские власти решили поставить им своеобразный заслон",— говорит господин Митрохин.
Елена Николаева, первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству ("Единая Россия"), напротив, считает, что препятствовать деприватизации "нельзя ни в коем случае". "Это законная возможность граждан справиться с трудной жизненной ситуацией, передав квартиру в собственность города. Поэтому я сомневаюсь, что Москва поднимает ставки именно для борьбы с деприватизацией — это, на мой взгляд, странное объяснение",— считает депутат. По словам Елены Николаевой, многие муниципалитеты отказывают гражданам в деприватизации. "Мы хотим упорядочить этот процесс. Я уже внесла в Госдуму законопроект, который закрепляет право на деприватизацию только за малоимущими",— говорит она.
Пока перспективы законопроекта неизвестны, но решение правительства Москвы поднять ставки соцнайма, очевидно лишь отсрочка решения вопроса о том, как должен выглядеть институт социального жилья, причем не только в столице. Пока соцаренда — продолжение советских принципов права на жилище и безадресности соцподдержки. Повышение же ее стоимости до экономически обоснованных тарифов резко увеличит потребность в субсидиях на оплату социального жилья и заставит правительство Москвы и других регионов искать модель комплексной адресной поддержки беднейших домохозяйств.
Общепринятого решения проблемы в мире нет. Что бы ни решили по этому вопросу в мэрии Москвы, правительстве или Госдуме — необходимо обсуждение вопроса о том, будет ли рынок в РФ ориентироваться на Германию с преобладанием наемного жилья, распространенную в ЕС модель субсидирования ипотеки, "промежуточные" варианты, реализованные в США, или на создание собственной модели. По сути это вопрос уровня субсидирования беднейших домохозяйств, а масштабы такого налогового перераспределения будут определять и стоимость возведения соцжилья для госструктур и муниципалитетов.
До 2012 года низкие тарифы соцнайма в Москве определялись переносом части платежа на застройщиков на растущем рынке. Но за сменой модели последовала стагнация на рынке жилья — необходимость роста тарифов, очевидно, вызвана остановкой роста в 2014 году. Руководитель НП "Управдом" Евгения Юнисова при этом не верит в массовую деприватизацию жилья в Москве, предполагая "скорее единичные и частные случаи". "Добровольно отказываться от собственности никто не будет, даже если нет средств на оплату коммунальных платежей",— считает она. Но заявки на деприватизацию так или иначе указывают на то, что выгоды от владения жильем уже оцениваются собственниками ниже расходов. Госпожа Николаева уже говорит о классе "нищих собственников" среди владельцев 83% жилой недвижимости вне госсобственности. Введение экономически обоснованных тарифов соцнайма ситуации не изменит, даже если мэрия Москвы ужесточит вступление в "очередь" на получение жилья — поскольку само наличие "очереди" со времен СССР вызывается невозможностью решить жилищный вопрос.
Введение платы за капремонт и снижение реальных располагаемых доходов дополнительно увеличат число нуждающихся в жилье в перспективе двух-трех лет — Москва лишь первой подошла к выбору, с которым остальная часть страны столкнется позже. Во всех странах, столкнувшихся с проблемой социального жилья (в ЕС это 50-80 годы XX века, в США — 70-е), социальную стабильность при ее решении обеспечивала работа политических механизмов. В России под такие задачи они не приспособлены.