У обвиняемого в растрате средств дольщиков Сергея Полонского не осталось активов в России, рассказывали в марте сам бизнесмен и его адвокаты. А вот за рубежом он сохранил несколько проектов.
Бывшему миллиардеру Сергею Полонскому в понедельник, 18 мая, было предъявлено обвинение в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере (ч. 4 ст.159 УК РФ, максимальное наказание — лишение свободы на десять лет). В конце прошлой недели бизнесмен был депортирован из Камбоджи, где проживал, и доставлен в московское СИЗО «Матросская тишина».
Он проходит обвиняемым по уголовному делу, которое следственный департамент МВД расследует с 2013 года. В основу дела легли претензии дольщиков — соинвесторов строительства элитных жилых кварталов «Кутузовская миля» и «Рублевская ривьера» в Москве. Следствие подозревает, что 3,35 млрд руб., привлеченных у дольщиков, были израсходованы структурами Полонского не по назначению.
Тверской суд Москвы еще в начале 2014 года удовлетворил ходатайство МВД о наложении ареста на принадлежащие Полонскому акции иностранных компаний. Получить комментарий следователей о стоимости арестованного имущества и его возможном использовании для возмещения убытков пострадавшим, пока не удалось.
РБК попытался разобраться, какие активы могли остаться у Полонского к моменту ареста.
Активы в Камбодже
Сейчас Сергею Полонскому принадлежат права долгосрочной аренды восьми островов в Камбодже, рассказал РБК источник в окружении предпринимателя. По его словам, вложения в оформление аренды превысили $6 млн.
Об этом сообщало и местное издание Phnompenh Post в ноябре 2013 года: правительство Камбоджи подтверждало изданию, что бизнесмен арендует остров Ко-Дек-Куль.
В феврале 2015-го пресс-секретарь Полонского Илья Розенфельд уточнял РБК названия еще четырех островов — Кох Май, Кох Пи, Кох Демлон и Кох Принь. Тогда же Розенфельд добавлял, что в число камбоджийских активов предпринимателя входят яхта и три автомобиля.
Сам Полонский рассказывал РБК в начале года, что для управления заграничными проектами, включая объекты в Камбодже, в конце 2014-го создана группа компаний Elca. Ее, по словам предпринимателя, возглавляли «опытные менеджеры, юристы». «Часть проектов начата: строим первые гостиничные комплексы, кафе, дайвинг-центры, рестораны», — утверждал бизнесмен, не уточняя детали.
Сиамский залив он называл одним из самых перспективных регионов для девелопмента: «Через 5–10 лет сюда приходить с деньгами будет поздно. Первые инвесторы снимут куш». Еще бывшая компания Полонского Mirax Group в 2007-м объявляла об открытии на берегу Ко-Дек-Куля бутик-отеля Mirax Resort площадью 10 тыс. кв. м, рассчитанного на 12 номеров. Инвестиции, по данным самой компании, составили около $30 млн. Этот отель остался у бизнесмена после продажи Mirax Group, говорил бывший адвокат Полонского Александр Карабанов.
Другие зарубежные активы
Бывший адвокат предпринимателя Александр Добровинский считает, что зарубежные проекты, о которых в разное время заявляла Mirax Group, теперь принадлежат структурам самого Полонского.
Mirax Group с 2004 по 2008 год объявляла о девяти проектах в восьми странах — Англии, Франции, Швейцарии, США, Черногории, Турции, во Вьетнаме и на Украине. О шести проектах известно, что они перешли к новым владельцам или были остановлены местными властями, судьбу еще трех — в Лондоне, Майами и швейцарской Аминоне — выяснить не удалось.
Швейцария
На швейцарском курорте Аминона с 2007 года Mirax Group планировала строительство горнолыжного курорта Aminona Luxury Resort — роскошных апартаментов, гостиничного комплекса на 500 комнат, шале и торгового центра. Инвестиции оценивались в $830 млн. В 2011-м Всемирный фонд дикой природы (WWF) и экологические организации Swiss Landscape Conservation Foundation и Patrimoine Suisse обратились в Федеральный суд Швейцарии с требованием запретить строительство. О закрытии или продаже проекта не сообщалось.
США
В Майами Mirax Group в 2007 году приобрела долю в проекте Aqua у американской корпорации Dacra Development: девелоперу отошли 13 вилл без отделки и право застроить жильем еще около 3,4 га. О прекращении проекта или его продаже не сообщалось.
Англия
В историческом центре Лондона Mirax Group собиралась реконструировать комплекс жилых домов XIX века «Корнуэлл Террас» общей площадью более 8 тыс. кв. м. Совокупный объем инвестиций в проект должен был составить порядка £10 млн. Соответствующую презентацию компания провела в июле 2008 года, о выходе из проекта не сообщалось.
Также с 2008-го Mirax участвовала в строительстве на южном берегу Темзы 52-этажного небоскреба. В 2011-м недострой был продан Berkeley Group за $124 млн, чтобы расплатиться с кредиторами. Полонский считал, что цена продажи была значительно ниже рыночной, но остановить сделку не смог.
В конце 2014-го адвокат Полонского Умар Арчаков рассказывал РБК, что «готовятся иски в суды Лондона и Кипра в общей сложности на $1,1 млрд». «Они касаются целого ряда лиц и всех проектов Mirax Group [за рубежом], контроль над которыми был утерян мною в результате недобросовестных действий третьих лиц», — пояснял Полонский. Подробнее они говорить отказывались.
Добровинский отметил, что является ответчиком по одному из исков, который Полонский подал в лондонский суд. Суть претензий он не раскрыл, заявив, что иск «ни о чем». В ответ, говорит адвокат, он подал иск с требованием выплатить гонорар — «несколько десятков миллионов долларов».
Активы в России
В России у Полонского активов нет, говорил РБК в марте Арчаков. Все российские активы Полонского, включая недострой в «Москва-Сити» — башню «Восток» (часть комплекса «Федерация», башня «Запад» досталась ВТБ), были проданы Aeon Corporation Романа Троценко, подтверждал Карабанов.
«С Троценко в июле 2014 года был подписан договор, которым были урегулированы все спорные вопросы, — рассказывал Полонский РБК в начале 2015-го. — Если договор будет соблюдаться, претензий к Роману Викторовичу у меня быть не может». По словам Карабанова, стоимость соглашения составила $100 млн, сколько из этой суммы было перечислено Полонскому, он не уточнял.
Роман Троценко намерен завершить выкупленные у Сергея Полонского проекты. В проект «Филикровля» на Кутузовском проспекте, где до кризиса Полонский хотел построить элитный жилой комплекс на 400 тыс. кв. м, был привлечен Зияд Манасир — ему досталась половина объекта. Территорию Завода имени Казакова будут застраивать структуры Олега Дерипаски. Проект «Мякинино», подразумевающий теперь возведение 450 тыс. кв. м жилой и офисной недвижимости к 2020 году, реализует группа «Мортон»: представитель застройщика Игорь Ладычук подтвердил РБК эту информацию, но отказался раскрыть условия сотрудничества.
Девелоперская компания Полонского трижды меняла название. В 1994 году вместе с Артуром Кириленко он основал в Петербурге «Строймонтаж», в 2000-м эта компания вышла на московский рынок, а через четыре года сменила бренд на Mirax. В 2006-м партнеры объявили о «разводе»: проекты в Москве и торговая марка в итоге остались у Полонского. В марте 2011-го бизнесмен объявил о ликвидации бренда Mirax — компания была переименована в Nazvanie.net, а спустя несколько месяцев — в Potok 8 («Поток Бесконечность»).
В лучшие годы Mirax оценивала свой портфель недвижимости в 10–12 млн кв. м. Крупнейшими проектами в России считались комплекс «Федерация» (442,9 тыс. кв. м), жилой комплекс «Кутузовская миля» (784,3 тыс. кв. м), офисный центр Mirax Plaza напротив «Москва-Сити» (368 тыс. кв. м), жилой проект «Мякинино» в Одинцовском районе. В интервью РБК Полонский рассказывал, что «к 2008 году построил 2,5 млн кв. м лучшего в Москве жилья и офисов».
После финансового кризиса часть проектов была потеряна. Например, Mirax Plaza за долги перешел Промсвязьбанку и «Стройгазконсалтингу» Зияда Манасира. Финансовый директор Mirax Group Александр Паперно отмечал, что на 1 сентября 2008-го кредитная нагрузка Mirax составляла около $878,3 млн.
Добровинский уверен, что деньги у Полонского есть: помимо тех средств, которые ему, вероятно, выплатил Троценко, «у него масса проектов по всему миру, виллы в Америке, ну и острова, конечно». «Я могу предполагать, это где-то на $800 млн или на миллиард, то есть денег должно быть много, по идее, — говорит адвокат. — Где они, я не знаю, ходили слухи, что они в Гонконге или Сингапуре заложены или завернуты».