— Со времён Елизаветы Петровны. Она издала «Указ о высылке ко двору котов», в первую очередь это были «удобные к ловле мышей коты» из Казани. Выделены были неплохие деньги, транспорт, сопровождающие, провизия. Но в том же указе говорилось, чтобы они были «кладеные», то есть кастрированные. Так что предками нынешних эрмитажных кошек они быть не могли. Но и потом в Зимнем дворце всегда жили кошки: дворовые — для ловли мышей и комнатные — балованные, красивые, похожие на современную русскую голубую.
— Как только ребёнок в императорской семье подрастал, ему обязательно заводили животных, чтобы он нёс за кого-то ответственность. У детей Николая II был кот, который носил благородное имя Васька, а ещё ослик по имени Ванька. У самого Николая были собаки, все они погибли после революции, а вот котам повезло. Из мемуаров известно, что после отъезда императорской семьи из Царского Села они неприкаянно ходили по комнатам, но потом их забрали те из царского окружения, кто их и дарил детям, в частности Анна Вырубова.
— А музейные коты? Это давняя традиция?
— Традиция никогда не прекращалась, дворовых котов держали в любом заведении. Коты приходят туда, где есть мыши и крысы. Их подкармливают. Мыши и крысы уходят. Коты остаются. В этом и есть их функция — чтобы мыши и крысы больше не приходили.
— Это более эффективно, чем современные способы — химические и всякие прочие?
— Химические работают на уничтожение грызунов, если они уже завелись. Коты работают на то, чтобы этих грызунов не было. И это очень эффективно.
В 1999 году мы с друзьями, работниками Эрмитажа, обнаружив кошек во дворах и подвалах музея, пошли в столовую и попросили объедков. Постепенно объедки становились всё лучше и лучше, а сотрудники и гости музея, кто хотел, сдавали деньги на помощь котам. Тогда мы решили привлечь к этой деятельности внимание директора. Михаил Борисович поразился, насколько большая работа идёт, и разрешил нам занять подвальное помещение. Туда провели воду и устроили там эрмитажный «кошкин дом», где живут те, кто хочет быть под присмотром человека.
— Лечите котов?
— Мы вакцинируем наших животных, кастрируем, лечим, делаем операции. Они являются пациентами клиники «Элвет». Медицинская карточка есть у каждого. Два раза в неделю в Эрмитаж приезжает ветеринарный врач
— Сколько всего сегодня котов в Эрмитаже?
— Около семидесяти, иногда чуть больше, иногда чуть меньше.
— В экспозиции Эрмитажа коты представлены?
— Не очень много в экспозиции, больше в хранении. Есть какие-то декоративные украшения для камина — собака и кошка. У Гольциуса есть картина, «Благовещенье» есть с котом... В День эрмитажного кота, который отмечается каждый год, мы выставляем обычно одну вещь из запасников. Была изысканная бронзовая головка кота из Древнего Египта. Она надевалась на мумию кота. Потом был великолепный огромный китайский кот из горного хрусталя…
— У вас есть фотосессия, где кошки гуляют по эрмитажным залам.
— Это постановочные кадры. Мы их из принципа делали без фотошопа. На самом деле в музейные залы коты не поднимаются. У нас огромная территория, и свободолюбивые кошки живут, например, в очень красивом дворе между Старым и Новым Эрмитажем. Или в подвалах.
— А есть звёзды среди эрмитажных котов?
— Да, есть. Ахилл — оракул чемпионата мира по футболу. Он был почётным гостем, когда губернатор Петербурга подписывал Декларацию о правах животных. Это новый этап социальной деятельности. Ахилл часто посещает дома престарелых, первый детский хоспис — он умеет общаться с детьми. Ахилла забрали в семью, и теперь он из Эрмитажа переехал жить домой.
— Содержание котов входит в бюджет музея?
— Ни в коем случае! Эрмитажные коты живут на благотворительные деньги. Сначала помогали сотрудники, другие частные лица, потом появилось немецкое благотворительное общество ProAnimale. Они приезжают с инспекциями, и, когда видят, что кот сидит на скамейке рядом с музейными рабочими, их это радует — раз рабочие не возражают, значит, здесь животных не обидят. А потом появились спонсоры. Royal Canin снабжает нас кормом с учётом состояния здоровья животных. Компания Purina профинансировала культурные проекты: издание первой книжки про музейных котов и постановку мюзикла на музыку Криса Брубека (сын Дейва Брубека) про кошек в Эрмитаже.
— Вот для чего им нужен пресс-секретарь! А сложно совмещать должность пресс-секретаря эрмитажных котов с основной работой старшего научного сотрудника, помощника директора?
— Нет. Только приятно.